20 января в Думе состоялись депутатские слушания по проекту закона "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Астраханской области". Этот документ, принятый Думой в первом чтении, устанавливает нормы, регламентирующие приватизацию сельхозугодий. Закон имеет важное значение для сельского хозяйства области, затрагивает интересы органов государственной власти и местного самоуправления, ведомств, предприятий, учреждений, организаций, каждого астраханца. Председатель комитета В.И. Хребтов, открывая слушания, отметил, что аналогичный закон принят только в трех субъектах Российской Федерации. Вопросов, которые требуют решения в ходе земельной реформы, много. И их следует незамедлительно решать. "Мы должны выяснить, - сказал В. И. Хребтов, - что тормозит проведение реформы", сообщило РИА "Аверс".

Председатель комитета имущественных отношений области Н.В. Попова сообщила, что Федеральный закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения предоставляет право субъектам Российской Федерации устанавливать стоимость земельных участков, их предельные размеры, порядок обнародования сведений при обороте земель, некоторые особенности отчуждения собственником участка. Эти положения закреплены в обсуждаемом законопроекте.

Высказавшись за принятие закона участники слушаний подняли вопросы, без решения которых оборот земли сельскохозяйственного назначения будет затруднен, а порой и невозможен. К примеру, руководитель комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Астраханской области А.Н. Животов отметил, что около полумиллиона гектаров земли используются сельскохозяйственными предприятиями без оформления правоустанавливающих документов надлежащим образом. В основном, это земельные доли бывших колхозников.

Об этих долях говорили и другие участники слушаний. Предыстория их появления такова. С реорганизацией колхозов и совхозов в 1992 году каждому члену хозяйства, а также учителям, врачам, служащим, проживающим и работающим в селе, были выданы документы, подтверждающие их права на земельную долю.

Сложилась ситуация, при которой земля (пусть лишь на бумаге) попала к людям, не имеющим возможности и желания ее обрабатывать. Сдать в аренду или продать они ее тоже не могут, поскольку у них нет свидетельства на право собственности на конкретный земельный участок. Чтобы получить такое свидетельство, необходимо "застолбить" участок и внести его в кадастр. А для этого нужны немалые средства - от пяти до пятнадцати тысяч рублей. Круг замкнулся, земля осталась без хозяина.

Как разомкнуть этот круг? Федеральный закон обязывает собственников земельной доли обеспечить определение на местности границ земельных участков в соответствии с требованиями землеустройства. Другими словами, межевание земли должно осуществляться за счет бывших колхозников, получивших паи. Когда это требование закона будет осознано гражданами, их недовольство "будет почище "автогражданки", как выразился заместитель начальника департамента сельского хозяйства администрации Г.М. Кушалаков.

Первый заместитель председателя комитета имущественных отношений области П.П. Муравьев считает, что необходимо разработать механизм, позволяющий сельскохозяйственному предприятию избавиться от земли, которая не обрабатывается. "Сегодня руководитель предприятия должен платить за все доли земли, которые рассчитывались гражданам в период выделения земельных паев, - отметил он. - Их тогда было, к примеру, 650 человек. Сейчас в хозяйстве трудятся 150 человек. А приходится платить за земельные паи всех 650, в том числе и тех, кто уже давно сменил место жительства. Это тяжелое бремя для хозяйства."

В Лиманском районе была предпринята попытка заключить договоры с группой дольщиков. Но она не увенчалась успехом. Люди пока не осознали своих прав на землю, на приглашение к сотрудничеству не откликнулись.

По мнению П.П. Муравьева принятие закона - начало формирования банка земель. Работа затрудняется тем, что руководители муниципальных образований считают всю землю "своей", включая земли сельскохозяйственного назначения, раздают ее арендаторам, да порой так, что даже пасти скот негде. А Малые Советы (были в то время органы управления с таким названием) муниципальным образованиям такие земли не передавали.

Обсуждаемый закон полностью поддержал президент ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов области Н.В. Челобанов. Однако он внес предложение дополнить его требованием провести инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения. "Тогда будет реальная картина того, что мы собираемся приватизировать", - отметил он. И еще Н.В. Челобанов предложил работникам земельных комитетов чаще бывать в поле, встречаться с фермерами, не в кабинетах, а на месте решать проблемы. Идея проведения инвентаризации была поддержана и другими участниками слушаний.

Поднимались и другие нерешенные пока проблемы. Как поступать с участками общего пользования (водогоны, дороги, строения, расположенные на сельхозугодиях) при приватизации сельскохозяйственных земель после вступления в силу обсуждаемого закона? По мнению некоторых участников слушаний в кадастр занесены устаревшие, 20-летней давности, сведения о плодородии сельхозугодий. Этот важнейший показатель не учитывается. Порой нерешенным остается вопрос за чей счет проводить анализ почвы. К тому же, если участки по плодородию разные, как делить их среди пайщиков?

Сложившуюся ситуацию заместитель председателя агропромышленного комитета Н.Н. Кабикеев охарактеризовал ставшим крылатым выражением: хотели как лучше, получилось как всегда.

Подводя итоги дискуссии, В.И. Хребтов подчеркнул: надо предложить государству выкупить земельный пай у того, кто не может, не хочет его обрабатывать. А если владелец пая не желает его продавать - пусть определяет сам границы участка, беспокоится о повышении плодородия земли, ее эффективном использовании. Не хочешь делать этого - земля изымается.

Участники слушаний рекомендовали агропромышленному комитету при подготовке закона ко второму чтению учесть высказанные предложения.

Они также рекомендовали создать рабочую группу из представителей заинтересованных ведомств, которая бы проанализировала все вносимые по проекту закона предложения. С учетом этого в ходе подготовки ко второму чтению в закон будут вноситься поправки. Работа над законом продолжается.