Томская городская дума в 2004 г. намерена привести Устав Томска в соответствие с новым законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", который вступит в силу с 1 января 2006 г. Председатель контрольно-правового комитета думы Тамара Бычкова сообщила корреспонденту ИА REGNUM, что разработка вариантов нового устройства местного самоуправления поручена специальной рабочей группе, в которую вошли представители как законодательного, так и исполнительного органов власти.

Первые формулировки поправок в Устав планируется разработать уже к середине марта. Новый федеральный закон предлагает три концепции организации местной власти. Таким образом, комиссии предстоит разработать три альтернативных варианта городского уложения. "Три базовые модели различаются между собой перечнем полномочий думы и мэра," - сказала Тамара Бычкова.

Первая: дума и мэр избираются на всенародных выборах (сегодня в Томске действует именно эта модель). Вторая модель: мэр выбирается из состава депутатов городской думы. В этом случае, мэр либо возглавляет думу, либо руководит администрацией Томска - исполнительной властью. Третья модель предполагает избрание главы муниципального образования из состава депутатов, а глава исполнительной власти нанимается на работу по контракту. Предполагается так же, что принятие нового Устава повлечет за собой и изменение границ муниципального образования город Томск, а также принципов проведения выборов.

Устав Томска в существующей редакции был принят в июне 2001 года. До этого город жил по уставу 1995 года. И хотя властные полномочия законодательной и исполнительной ветвей городской власти не претерпели каких-либо изменений, муниципальная конституция 2001 года, все же, имела ряд существенных отличий. Главное, городской думе был присвоен статус самостоятельного юридического лица, у парламента появится собственный счет, печать и другие соответствующие статусу реквизиты. Руководить работой думы, созывать собрания и вести заседания стал председатель, избранный из числа депутатов. Раньше эти функции находились в компетенции мэра Томска. Тем не менее, за главой городской администрации, по аналогии с областным законодательством, осталось право созыва внеочередного собрания депутатов и право отлагательного вето на решения думы сроком до одного месяца. Существенным прогрессом в деле контроля за исполнительной властью стало создания при городской думе органа финансового контроля - Счетной палаты, возглавляемой одним из депутатов.

В октябре 2002 года дума внесла ряд существенных поправок в Устав, которые позволили перераспределить часть экономических функций городской администрации в пользу депутатов. Представительный орган власти наделил себя правом по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, в том числе земельными участками, расположенными на территории муниципального образования. Новые поправки обязали главу администрации согласовывать с думой кандидатуры своих первых заместителей, а также руководителей департаментов недвижимости и финансов. Одновременно парламентарии ограничили с одного месяца до пяти рабочих дней срок, отпущенный мэру на подписание решений думы или их отклонение.