21 января состоялось заседание постоянной комиссии по экономике и бюджету Новгородской областной Думы.

Первый вопрос повестки дня заседания - избрание ее председателя. Большинством голосов председателем постоянной комиссии по экономике и бюджету был избран Юрий Бобрышев, сменивший на этом посту Александра Филиппова, который 8 декабря 2003 года был избран депутатом Государственной Думы РФ.

Депутаты обсудили проекты областных законов "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об областном бюджете на 2004 год"; "О внесении изменений в областной закон "О налоговых льготах физическим лицам и организациям, расположенным на территории Новгородской области"; "О внесении изменений в областной закон "Об инвестиционной деятельности в Новгородской области"; "О внесении изменений в областной закон "О мерах по реализации Лесного кодекса Российской Федерации на территории области". Депутаты приняли решение рекомендовать областной Думе принять проекты вышеназванных областных законов.

Заслушав информацию заместителя председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию области Александры Ражевой о ходе реализации целевой программы стабилизации и развития агропромышленного комплекса Новгородской области на 2003-2007 годы, депутаты приняли ее к сведению.

Также по сообщению информационно-аналитического отдела областной Думы, на комиссии было принято решение рекомендовать областной Думе внести в Государственную Думу проекты федеральных законов:

1. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разработан в целях изменения критерия при определении границ сельского поселения, расширения полномочий органов местного самоуправления в части учреждения средств массовой информации, продления полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а именно:

при установлении границ как сельского поселения, так и границ муниципального района целесообразно руководствоваться единым критерием - транспортной доступностью, исключив критерий пешей доступности ввиду его явной условности и невозможности практического применения из-за влияния факторов демографии, сезонности и т.п.;

установленное в Федеральном законе положение пункта 7 части 1 статьи 17 дает право органам местного самоуправления выступать учредителем печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, официальной информации. Таким образом законодатель лишил органы местного самоуправления права учреждать печатные средства массовой информации, распространяющие и иные материалы и сообщения. Оставшись без экономической поддержки со стороны органов местного самоуправления, многие в данный момент издающиеся районные (городские) газеты прекратят свое существование, что повлечет ущемление прав граждан на получение своевременной и объективной информации;

в большинстве субъектов Российской Федерации в 2004 году должны пройти очередные выборы в представительные органы местного самоуправления и выборы должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Исходя из того, что срок их полномочий должен прекратиться уже 1 января 2006 года и составит в большинстве случаев год - полтора, предлагается указанные выборы не проводить. Это позволит не только сэкономить значительные средства, предусмотренные в местных бюджетах на проведение выборов, но и более организованно провести реформу местного самоуправления в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", используя опыт и знания должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительных органов местного самоуправления, которые в настоящее время решают вопросы местного значения.

Необходимость подготовки проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" возникла в связи с законодательной инициативой Новгородской областной Думы и внесению проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В пункте 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления дано право учреждать печатные средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Новгородская областная Дума предлагает расширить права органов местного самоуправления, изложив пункт 7 части 1 статьи 17 вышеназванного Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в редакции: "учреждение печатного средства массовой информации". Это позволит органам местного самоуправления выступать учредителем любого печатного средства массовой информации, распространяющего различные материалы и сообщения.

Данное положение необходимо закрепить в статье 7 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2141-1 "О средствах массовой информации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 7, ст. 300) и включить органы местного самоуправления в перечень субъектов, имеющих право выступать учредителями средств массовой информации.

2. "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уставы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

С 1995 года более чем в 70 субъектах Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации государственная регистрация уставов муниципальных образований была возложена на органы юстиции. На организацию этой работы из бюджетов субъектов Российской Федерации были выделены соответствующие средства. Однако в связи с переводом в ведение Министерства юстиции Российской Федерации территориальные органы юстиции от государственной регистрации уставов отказались. Частью 6 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливается: "Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом". Учитывая, что это положение вступит в силу только с 1 января 2006 года, предлагается установить данный порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований уже с 1 июня 2004 года, путем внесения изменения в действующий Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".