ОАО "РЖД" совместно с Минтрансом России и российскими портами ищут способ решения проблемы рационального распределения грузопотока, идущего на экспорт морским транспортом

Москва, 21 января 2004, 18:44 — REGNUM  21 января состоялась пресс-конференция вице-президента ОАО "РЖД" Салмана Бабаева по вопросам взаимодействия железных дорог с российскими морскими портами. Как сообщил С.Бабаев, начиная с 1998 года объем перевозок внешнеторговых грузов через припортовые станции российских железных дорог увеличился более чем в два раза. В том числе экспортные и импортные перевозки возросли в 2,5 раза, транзит увеличился на 24%. "Основной рост произошел по экспортным перевозкам и был обусловлен подъемом промышленности в России после экономического кризиса в августе 1998 г., а также проведением согласованной тарифной политики на перевозки грузов", - сказал он.

В 2003 г. рост объема перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов через припортовые станции российских железных дорог назначением в (из) морские торговые порты России составил 8,8% к уровню 2002 г.

Между тем в настоящее время перевалочные мощности многих крупных портов работают с перенапряжением. По данным Научного центра по комплексным транспортным проблемам Минтранса России, перегрузочные мощности морских портов России составляют около 180 млн т в год, в том числе Северо-Западного бассейна - 65 млн т в год, Южного - 54 млн т в год, Дальневосточного - 61 млн т в год. При этом, мощности по перевалке металлов в портах использованы: Калининград - на 157,1%, Новороссийск - 124,5%, бумаги в порту Санкт-Петербург - 100,7%, зерна и руды в порту Новороссийск, соответственно, 204,8% и 176,7%.

В условиях, когда крупные порты работают на пределе своих мощностей, малые порты России имеют недоиспользованные перерабатывающие способности. Так, например, по Южному бассейну России фактическая загрузка портов по переработке грузов в железнодорожно-водном сообщении составляет по порту Азов 47,9%, Ейск - 26,5%, Таганрог - 26,9%, Темрюк - 13,5%, Ростов - 13,1%, Махачкала - 27,8%, Усть-Донецк - 21,4%; по Северо-Западному бассейну: в порту Выборг - 23,8%, Кандалакша - 21,6%, Архангельск - 18,5%.

Методология построения действующих тарифов не предусматривает создания исключительных тарифных условий для отдельных портов, отметил С.Бабаев. Таким образом, решение проблемы загрузки малых портов, по его мнению, зависит от морской составляющей, а именно более высокой стоимости морского фрахта при перевозке грузов через малые порты, чем при перевалке грузов через крупные порты.

По предложению ОАО "РЖД" на период новогодних и рождественских праздников тарифы на грузовые железнодорожные перевозки не были повышены. Общая индексация тарифов была проведена с 12 января 2004 г. Принятие этого решения позволило обеспечить более равномерную загрузку железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава, создать дополнительные ресурсы для вывоза накопленных запасов готовой продукции. Прирост объемов погрузки в первой декаде января 2004 г. по отношению к аналогичному периоду 2003 г. составил 15%, в том числе через российские порты - 25%.

В 2003 г. в результате введения конвенционных запрещений в адрес припортовых станций дорог России потери погрузки составили 69578 вагонов или 3997,5 тыс т. Потери провозных платежей - 2390,8 млн руб. За 19 дней 2004 г. общие потери погрузки составили 13059 вагонов или 784,3 тыс т. Потери провозных платежей - 460,3 млн руб.

Недостаточный уровень развития отечественных портовых комплексов приводит не только к сокращению доходов российских железных дорог, но и к потере налоговой базы в бюджеты всех уровней, отмечается в сообщении пресс-службы ОАО "РЖД". За 12 мес. 2003 г. в направлении российских портов были отклонены заявки на перевозку железнодорожным транспортом в объеме 13,5 млн т, в том числе 8,1 млн т нефтяных грузов, 2,6 млн. т удобрений, 1,6 млн т каменного угля, 0,4 млн т черных металлов, 0,8 млн т прочих грузов.

Не принятые в российских портах грузы уходят в порты сопредельных государств. В 2003 г.ду к уровню 2002 г. отмечалось увеличение объемов перевозок каменного угля в портах Балтии, нефтяных грузов в портах Украины и Балтии.

В настоящее время ОАО "РЖД" совместно с Минтрансом России и заинтересованными портами разрабатывают методологию по совершенствованию процесса перевалки внешнеторговых грузов на основе согласованного подвода вагонов с экспортными грузами и морского тоннажа с распределением экономической ответственности за выполнение совместной технологии между всеми участниками перевозки и перевалки грузов. По вопросу о взаимной ответственности за грузы уже достигнуто принципиальное соглашение.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.