Туристы угрожают чистоте Байкала
Иркутск, 26 января, 2016, 14:12 — ИА Регнум. Специалисты Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России составили прогноз возможных чрезвычайных событий на территории РФ в 2016 году. ИА REGNUM составило перечень основных чрезвычайных ситуаций, возникновение которых возможно на территории Иркутской области.
Экология Байкала
В соответствии с прогнозом увеличение привлекательности рекреационных ресурсов озера Байкал, постоянный рост числа мест отдыха и количества туристов, в том числе неорганизованных, может привести к увеличению негативного воздействия на побережье Байкала. В частности, это может привести к захламлению берегов, изменению ландшафтов поселков Листвянка, Большие Коты, Песчаная, загрязнению прибрежных вод и прибрежной зоны в районе Северобайкальска, Слюдянки.
В ведомстве напомнили, что Байкал — это олиготрофная экосистема, эндемичные организмы которой приспосабливались к жизни в условиях слабоминерализованной воды, бедной питательными веществами. В результате развития туризма, сброса стоков, роста флота количество питательных веществ (или биогенов) в воде увеличилось.
«Нарушение данного баланса создало благоприятные условия для массового развития чуждых водорослей. Загрязнение прибрежной зоны Байкала, о котором заявляли иркутские учёные в 2014 году, приняло в полном смысле этого слова катастрофические масштабы. Около 60% побережья озера покрыто спирогирой-водорослью, характерной для тёплых стоячих водоёмов, ранее в Байкале почти не встречавшейся», — говорится в прогнозе МЧС России. По данным Лимнологического института Сибирского отделения РАН, особую опасность для экосистем Байкала представляет процесс «скрытой эвтрофикации» мелководных и заплесковых зон под воздействием избытка биогенных элементов, прежде всего азота и фосфора, что связано со сбросом неочищенных сточных вод и применение моющих средств, содержащих фосфаты.
Весеннее половодье
МЧС России прогнозирует в 2016 году уровень воды на реках Ока, Ангара, Лена ниже нормы и отмечает, что важную роль в формировании катастрофических наводнений в период весенних паводков играют ледовые заторы.
Низкий уровень воды в бассейнах рек Лена и Ангара в период ледостава, отклонения температуры от нормы в декабре 2015 года и январе 2016 года в сторону понижения создают условия для превышения среднемноголетних значений толщины льда на реках к периоду ледохода и промерзанию отдельных участков рек до дна, что создает угрозу формирования сложной заторной обстановки. «В случае низких снегозапасов, понижающих транспортирующую способность рек, вероятен сценарий, при котором произойдет формирование длительных по времени ледовых заторов и высоких заторных подъемов уровней воды», — говорится в тесте прогноза.
По мнению специалистов, возможны два сценария развития ситуации. Так, в соответствии с благоприятным сценарием если перед началом весеннего половодья снегозапасы составят 90−130% от нормы, толщина льда — 80−110% нормы, то при таких условиях угроза ледовых заторов на территории Иркутской области и Якутии будет на уровне среднемноголетних значений. В качестве примеров приводятся половодья 2013 и 2014 годов.
В соответствии с неблагоприятным сценарием риск подтопления 21 населенного пункта в четырех муниципальных районах возможен, если среднесуточная температура воздуха в Приангарье превысит отметку ноль градусов раньше климатической нормы на 5−8 суток и более во второй-третьей декаде марта, толщина льда перед началом весеннего половодья будет выше нормы на 20−30%, а снегозапасы в Приангарье выше нормы в 1,5−2 раза. Также развитию неблагоприятного сценария половодья могут способствовать превышение климатической нормы жидких и смешанных осадков в марте на 60% и выше, в апреле — на 40% и выше. Напомним, такая ситуация сложилась в Приангарье в 2010 году.
Природные пожары
В 2016 году сохранится угроза негативного развития обстановки, связанной с торфяными пожарами, на территории Иркутской области и Бурятия. По состоянию на 1 декабря 2015 года на территории республики на контроле находилось 52 очага торфяных пожаров на площади более 213 га, в Приангарье — шесть мест горения торфа в Ангарском, Усольском, Иркутском районах на площади более 27 га, что будет способствовать раннему возникновению торфяных пожаров (сразу после схода снежного покрова).
Кроме того, в 2016 году в Иркутской области прогнозируется один из наибольших рисков перехода сельхозпалов и природных пожаров на населенные пункты и объекты экономики.
По остальным вероятным чрезвычайным событиям прогноз для Иркутской области соответствует общероссийскому показателю.