Успех операции по освобождению иракского города Рамади от боевиков террористической группировки «Исламское Государство» будет сложно повторить, поскольку иракские военные не готовы к этому, считает эксперт National Interest Джон Форд.

Так, армия Ирка не располагает количеством войск, необходимым для продвижения на какие-либо крупные города, находящиеся под контролем ИГИЛ. Численность военнослужащих Ирака, несущих службу на передовой, составляет всего лишь 48 тыс. человек. Если прибавить к ним национальную полицию страны, то это число может вырасти до 85 тыс.

Несмотря на то, что официальная численность армии Ирака составляет 200 тыс. человек, большая их часть непригодна для боев. Недавно даже разгорелся скандал, когда выяснилось, что в армии Ирака находилось около 50 тыс. «мертвых душ» — солдат, которые покинули свои подразделения, но учитывались в общей численности Министерством обороны.

Таким образом, у Ирака просто нет достаточного количества войск для взятия таких городов, как Фаллуджа и Мосул, поскольку командованию еще придется удерживать уже освобожденные территории. По всей видимости, именно поэтому правительство страны, которое разумно не стало использовать шиитские отряды при взятии Рамади, рассматривает возможность предоставления им роли в битве за Фаллуджу.

О неэффективности армии Ирака говорит и тот факт, что основную роль в освобождении Рамади, как сообщалось, играли не столько военнослужащие регулярной армии, а представители войск специального назначения, которых еще меньше, чем боеспособных солдат регулярных войск.

Также на стороне Ирака был и тот факт, что почти все гражданское население Рамади покинуло город. На момент его освобождения из 450 тыс жителей в нем оставалось всего лишь 10 тыс. Благодаря данному фактору можно было не особо беспокоиться за жизни гражданских. Данный подход привел к тяжким последствиям, но по меньшей мере удалось выдавать боевиков ИГИЛ из города.

Ситуация с Фаллуджой схожа с той, которая была в Рамади: из города бежало почти все население. На данный момент из 300 тыс. жителей там остается около 3 тыс. семей, поэтому авиаудары могут играть такую же роль при взятии и этого города. Тем не менее, в Мосуле по-прежнему проживает около 700 тыс. человек. Сложно себе представить, чтобы при его взятии применялась та же тактика. Пока там остается столь большое число гражданских лиц, иракским войскам придется зачищать город от дома к дому, они не смогут прибегнуть ни к артиллерии, ни к поддержке с воздуха. Особую сложность представит центр города, на узких улочках которого не сможет развернуться техника.

Размеры города также представляют собой сложность. Если площадь Рамади составляет приблизительно 110 квадратных километров, то Мосул простирается на площади почти в 250 квадратных километров. К этому можно прибавить тот факт, что, по всей видимости, местное население города поддерживает ИГИЛ больше, чем в Рамади.

Таким образом, несмотря на недавний успех в Рамади, армия Ирака далеко не готова к операции по освобождению Мосула. Поэтому многие эксперты считают, что кампания за его освобождение начнется только в 2017 году.