Судя по первым полосам сербских газет, самой горячей интригой недели кажется решение вопроса: будет ли вообще сформировано правительство Сербии и каким оно будет, на какой срок и т. д. Журналисты особенно интересовались слухами из "заслуживающих доверия источников" о том, кто из политиков будет занимать какие посты в новом правительстве. На самом деле решения пока нет. Переговоры продолжаются и, по словам одного из их участников, лидера "Новой Сербии" Велимира Илича, "до сих пор находимся в начале". (Политика, 18.1.2004)

Несмотря на то, что переговоры развиваются медленно и итоги их трудно предсказуемы, пресса освещает все возможные их детали. Основной вопрос - кто и с кем будет формировать правительство - кажется пока решенным, поскольку стало известно, что коалицию будет формировать так называемый Демократический блок во главе с Демократической партией Сербии Воислава Коштуницы. Это оставляет самую сильную по итогам выборов партию, Сербскую радикальную партию, в оппозиции. Большой отклик вызвал вопрос: на какой срок будет сформировано новое правительство. По первоначальной идее Демократической партии Сербии, оно должно проработать не более девяти месяцев, максимум - год. (Блиц, 13.1.2004) Это сразу вызвало недоумения. Коалиция Сербского движения сопротивления и "Новой Сербии" поставила под сомнение самую идею ограничения срока накануне формирования правительства. С их точки зрения, год - очень короткий срок, в который правительство могло бы реализовать свои идеи и проявить себя. (Данас, Вечерње новости, 13.1.2004) В конце недели обозреватель газеты "Вечерње новости", говоря об очередной встрече лидеров Демократического блока, подвел итог: правительство "может проработать и три месяца, но не будет сюрпризом и если оно не успеет сформироваться вовсе и все закончится назначением новых выборов". (Вечерње новости, 18.1.2004)

После того как стало известно решение Центрального совета Демократической партии Сербии, что эта партия ни в коем случае не пойдет на формирование правительства вместе с Демократической партией, но будет формировать правительство с остальными партиями "Демократического блока", не ограничивая себя сроками, на повестку дня встал вопрос о том, как именно будет сформировано правительство меньшинства, опирающееся на поддержку Демократической партии только в парламенте. (Блиц, Данас, Глас јавности, Политика, Вечерње новости, 15.1.2004) Сам Коштуница заявил, что "сотрудничество с Демократической партией могло бы означать, что игнорируется воля населения, выраженная на выборах, и что правительство должно быть составлено, кроме политиков, из представителей национальных меньшинств, диаспоры, равно как и внепартийными деятелями". (Глас јавности, 15.1.2004)

Несколько дней спустя даже достигнутые договоренности, например, выбор спикера парламента на намеченном на 27 января первом заседании, уже были поставлены под вопрос. (Политика, 17.1.2004)

Большой резонанс вызвал и вопрос о распределении министерств в будущем правительстве. Претендентов много. В основном - Демократическая партия Сербии, как сильнейшая в "Демократическом блоке": она наметила для себя пост премьер-министра, министра юстиции и силовые министерства. А партнерам из "Г17 плюс" предложила пост спикера парламента и первого заместителя премьер-министра. (Блиц, Данас, Курир, 16.1.2004; Глас јавности, 18.1.2004) Но решение Коштуницы занять пост премьер-министра вызвало немалое удивление у его потенциальных партнеров по коалиции, поскольку именно "Г17 плюс" рассчитывала, что их лидеру М. Лабусу достанется пост премьер-министра, а в обмен они поддержат Коштуницу на будущих выборах президента Сербии. (Блиц, Глас јавности, 17.1.2004)

Газета "Данас", в статье "Договор Коштуницы и Лабуса неизвестен, возможны новые выборы", пишет: "в нынешней политической обстановке Коштуница сам взял на себя пост премьер-министра, поскольку никак, даже ценой назначения новых выборов, не хотел согласиться, чтобы этот пост достался Миролюбу Лабусу". (Данас, 17-18.1.2004)

В самом конце недели, когда уже все складывалось более-менее благополучно и казалось, что правительство согласовано и в феврале будет сформировано, Демократическая партия стала грозить, что не собирается предоставлять поддержку коалиции теперь, когда в СМИ в ее адрес со стороны Демократической партии Сербии звучат "самые жуткие обвинения": шансы сформировать правительство меньшинства при поддержке Демократической партии приблизились к нулю. (Глас јавности, 17.1.2004; Курир, 17-18.1.2004)

Стало понятно, что переговоры заходят в тупик, о чем свидетельствуют слова лидера Сербского движения сопротивления Вука Драшковича: "Одним хочется поддержать правительство меньшинства, другим правительство большинства, третьим и то и другое". (Политика, 18.1.2004) Но, следя за каждым шагом и каждым словом политиков, пресса порой теряет контакт с реальностью. Эксперты и аналитики подчеркивают, что Сербия, невзирая на выборы или вопрос о правительстве, находится в весьма неблагоприятном экономическом, политическом и общественном состоянии. Совет по борьбе с коррупцией в своем докладе правительству посоветовало заново рассмотреть все случаи, когда приватизация была поставлена под сомнение. (Дневник, 13.1.2004)

Экономический эксперт Стоян Стаменкович подчеркивает, что правительство меньшинства не является прочным и что если в Сербии каждые 9-12 месяцев проходят выборы и приходит новая власть, которая будет ставить под сомнение итоги приватизации, то в такой ситуации инвестиции связаны с большим риском. Его пессимизм связан и с тем фактом, что экономические консультанты Демократической партии Сербии настаивают на том, что нынешний способ приватизации проявил себя очень плохо и что надо вернуться к модели ваучерной приватизации (с твердой уверенностью, что Сербия не допустит таких ошибок, как в свое время в России). По его мнению, единственным выходом в нынешней ситуации была бы передача "Г17 плюс" в новом правительстве всех экономических министерств. (Дневник, 17.1.2004)

Население, со своей стороны, теряет уверенность, что нынешнее поколение сербских политиков имеет знания и способности, что вывести Сербию из сложившегося положения. В опросе общественного мнения, проведенном газетой "Глас јавности" и агентством Ипреса, граждане Сербии оценивали политиков и политику в 2003 году по пятибалльной системе. 63% граждан оценило политиков и их политику минимальной оценкой 1 (единица). 20% граждан оценило их деятельность на 2, только 7% - на 3, те же 7% - на 4 и лишь 3% - на 5. В среднем политики, с точки зрения населения, получили оценку 1,66. (Глас јавности, 12.1.2004) На этой неделе появились и данные последней переписи населения 2002 года в Сербии (без Косово) показывающие, что: в стране 233.000 неграмотных (из них 81% в центральной Сербии а 19% в Воеводине), семья в среднем состоит из трех человек, мужчины в центральной Сербии первый раз женятся в среднем с 28,4 года, а женщины выходят замуж в среднем в 25 лет. А на 100 браков приходится 24 развода. (Глас јавности, 13.1.2004)

Весьма туманно выглядят прогнозы о перспективах включения Сербии (и Сербии и Черногории) в Европейский Союз, что является основной целью сербской политики. Френсис О'Донел, постоянный координатор ООН в Сербии и Черногории в авторской статье в газете "Политика" подчеркивает: "Сербия не выбрала президента, парламент не имеет стабильного правительства. Конституцию предстоит переделать. Успехи, правда, достигнуты в некоторых направлениях, касающихся, например, инфляции, прочности валюты, социальной политики, приватизации". Но одновременно, имея в виду сложившуюся политическую ситуацию и постоянную угрозу возврата к власти радикалов, указывает, что "риск неуспеха не кажется столь высоким, но возможно, Сербия отстанет и не успеет вступить в Европейский союз в содружестве с Черногорией или самостоятельно. Сербия с большим трудом и опозданием исполняет свои обязанности, вытекающие из членства в ООН. А ведь эти обязательства намного меньше, чем сложные обязанности, которыми чревато членство в Евросоюзе". (Политика, 13.1.2004) С такой атмосферой столкнулся и президент Сербии и Черногории С. Марович, посетивший с официальным визитом Брюссель. Он пригласил ЕС помочь процессу европеизации Сербии и Черногории. (Политика, 14.1.2004) В такой обстановке не более чем пресс-атташе правящей немецкой Социал-демократической партии Герт Вайскирхен выступил от имени ЕС и указал: "состав будущего правительства во многом определит продолжение помощи Евросоюза Сербии". (Политика, 14.1.2004)

Рой Стафорд, профессор политики безопасности в Национальном военном колледже в Вашингтоне, заявил, что если "Демократический блок" не сможет договориться и не сформирует правительство, тогда нужно назначить новые выборы, на которых Сербская радикальная партия и Социалистическая партия Сербии смогут получить еще большее количество голосов. А это представляло бы огромный удар по Сербии. (Политика, 12.1.2004) Со своей стороны Жиль Лере глава миссии Евросоюза в Сербии и Черногории, в разговоре с спикером парламента области Воеводины, подчеркнул, что в новой Конституции Сербии, которую новое правительство должно принять, в первую очередь, надо обеспечить право на автономию. (Дневник, 15.1.2004).

Как замечают журналисты, именно Запад, отвергая любую форму участия во власти Сербской радикальной партии, заставляет лидеров "Демократического блока" достигнуть соглашения (Курир, 14.1.2004; Вечерње новости, 17.1.2004). Мнение о том, что "внешний фактор сыграл решающую роль в определении состава правительственной коалиции" разделяет и Т. Николич, один из лидеров Сербской радикальной партии. (Дневник, 12.1.2004) С поддержкой Запада возможно даже формирование правительства меньшинства, которое со временем превратится в правительство большинства (если новым главой Демократической партии на в феврале 2004 будет избран Б. Тадич). (Вечерње новости, 17.1.2004)

***

В начале недели в Республике Сербской КФОРом была организована очередная охота на Радована Караджича. Безуспешная, как и все предыдущие. (Данас, Глас јавности, Политика, 12.1.2004)

Несколько дней спустя первые полосы газет заняла история с арестом экзарха Охридской архиепископии, митрополита Сербской православной Церкви в Македонии, владыки Иоанна, епископа Марко, трех священников и 7 монахинь из монастырей Сербской православной церкви в Македонии. Македонские власти взяли их под арест из-за того, что они совершали церковную службу на частной квартире в Скопье, поскольку деятельность митрополита Иоанна, не признанного македонскими властями и церковью даже священником, запрещена. В целом Сербская православная церковь, отказывающаяся признавать автокефальность самопровозглашенной Македонской церкви, находится под сильным давлением македонских властей. За день до того около 30 монахов и монахинь из монастырей в Македонии решили перейти под юрисдикцию Сербской православной церкви, возглавляемой в Македонии митрополитом Иоанном. (Вечерње новости, 13.1.2004; Глас јавности, 16.1.2004)

Заметный резонанс вызвала угроза, которую адресовала Черногории прежде неизвестная албанская "национальная армия Черногории". Эта "армия", являющаяся, по всей видимости, частью печально известной "Албанской национальной армии", проводившей террористические акции по всему пространству Балкан, от Греции и Македонии до Сербии и Черногории, в интернете вывесила информацию, что требует от правительства Черногории сформировать три самостоятельных региона. Прежде всего, это относится к тем частям Черногории, в которых албанцы составляют большинство (в Черногории в целом они составляют 7,09% населения). Черногория отвергла эту угрозу, но остается жуткое чувство, что подобный сценарий уже состоялся в Сербии и Македонии: интернет - политические требования - организация военно-террористических формирований - беспорядки - террор... (Глас јавности, 12.1.2004; Блиц, Глас јавности, 13.1.2004)