19 января бюджетно-финансовая комиссия Мосгордумы рассмотрела поправки департамента экономической политики и развития города и департамента финансов Москвы к проектам федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", принятых Госдумой РФ в первом чтении 18 ноября 2003 года.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре МГД, первым документом предусмотрено введение в структуру бюджетной системы РФ обособленного типа муниципальных образований внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Депутаты Мосгордумы подвергли критике некоторые положения документа. В частности, в законопроекте отсутствует статья о налоговых доходах внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в документе. По мнению столичных парламентариев, ее необходимо включить в Бюджетный кодекс, так как в праве городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельно определять предметы ведения, объекты муниципальной собственности и источники доходов местных бюджетов в целях сохранения единства городского хозяйства.

Кроме того, новая редакция статьи 58 Бюджетного Кодекса определяет жесткие нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты. Например, передача 20% налога на доходы физических лиц в бюджеты внутригородских территорий городов федерального значения в условиях Москвы приведет, по мнению депутатов, к нарушению единства городского хозяйства.

Участники заседания считают, что источники доходов бюджетов внутригородских территорий городов федерального значения также должны быть определены в данном законе. Доля отчислений от федеральных и региональных налогов, подлежащих зачислению в эти бюджеты, должны определяться законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Представители органов законодательной и исполнительной власти города считают, что местные налоги, не переданные в местные бюджеты внутригородских территорий городов федерального значения, подлежат зачислению в бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Второй законопроект также нуждается в корректировке, посчитали столичные парламентарии. По их мнению, в Налоговый Кодекс должны быть внесены изменения, которые приведут к перераспределению ряда налоговых доходов между федеральным, региональным и местным уровнями власти. Налог на наследование и дарение из местного налога становится федеральным налогом, транспортный налог становится местным, а налог на рекламу вообще подлежит отмене. В связи с этим, к региональным налогам будут относиться лишь налог на имущество организаций и налог на игорный бизнес, а состав местных налогов будет включать в себя земельный налог, налог на имущество физических лиц, транспортный налог и торговый сбор. Изменения коснулись и распределения между бюджетами различного уровня налога на прибыль организаций. В частности, ставка налога на прибыль организаций составит 24%, из которых 5% будут зачисляться в федеральный бюджет, а 19% - в бюджет субъекта Федерации. Местные же бюджеты вообще исключены из получателей доли налога на прибыль организаций.

Таким образом, согласно предлагаемым изменениям, из одиннадцати налогов, которые будут действовать на территории России, на региональный уровень отдаются только два налога. Они, по мнению депутатов МГД, в условиях единого экономического пространства городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не смогут обеспечить доходную базу их бюджетов для обеспечения общегородских функций. А исключение местных бюджетов из получателей налога на прибыль не принесет дополнительных поступлений для бюджета Москвы, в то время как перевод транспортного налога из состава региональных налогов в местные снижает доходы бюджета города и лишает дорожный фонд столицы стабильного источника поступлений.

Члены БФК пришли к выводу, что предлагаемое перераспределение налоговых доходов между федеральным, региональным и местным уровнями власти является недопустимым, так как не учитывает особенностей городов федерального значения и ухудшает их положение в области формирования доходной части общегородского бюджета.