Строительство железной дороги в Республике Саха (Якутия) сдвинулось с мертвой точки - федеральное правительство согласилось помочь финансами. Через 7 лет жители республики смогут купить свежие йогурты и фрукты, промышленность начнет развиваться, а понятие северного завоза исчезнет.

Северный завоз - доставка грузов на территорию Крайнего Севера и приравненных к нему регионов - идет с мая по сентябрь. За это время необходимо снабдить отдаленные регионы всем необходимым для проживания на год. Федеральный бюджет на осуществление северного завоза выделяет ежегодно почти 10 млрд. рублей. На Якутию приходится около трети всех объемов груза по северному завозу: более 4 млн. тонн, на доставку которых тратится не менее 3 млрд. рублей ежегодно. Более половины этой суммы уходит на речную транспортировку грузов. Основную часть грузов составляют нефтепродукты: бензин, дизтопливо для транспорта и мазут для отопления.

При этом по-настоящему в северном завозе нуждаются только заполярные районы Якутии. Для основной части страны, на которой живет 83% населения, можно обеспечить круглогодичную доставку грузов железной дорогой. Но строительство железнодорожного ответвления "малого БАМа" Нерюнгри-Якутск было остановлено в 1991 году из-за отсутствия финансирования. За последние 7 лет Якутия самостоятельно достроила половину дороги до станции Томмот. Чтобы дорога пришла в Якутск, нужно еще 7 лет и 30 млрд. рублей. В крайнем случае 18 млрд. рублей - тогда дорога выйдет на берег Лены недалеко от Якутска. Таких денег у республики нет, а для внешних заимствований нужны гарантии государства и хотя бы минимальное участие в финансировании федерального бюджета.

Почти 2 года республиканские власти не могли уговорить центр поучаствовать в финансировании достройки дороги. Но после летнего кризиса с якутским северным завозом лед тронулся: чиновники наконец поняли, что дорога сократит затраты бюджета, избавив от ежегодной головной боли. В начале осени вице-премьер Владимир Яковлев, побывав в республике, распорядился решить вопрос с финансированием. Сейчас, по словам заместителя председателя правительства Республики Саха (Якутия) Артура Алексеева, заканчивается согласование проекта постановления правительства о финансировании железной дороги Нерюнгри-Якутск из средств федерального бюджета. "Осталось только определить конкретные источники финансирования", - говорит министр транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) Тлютай Бирюкбаев.

В канун Нового года были внесены поправки в федеральную целевую программу "Дальний Восток", благодаря которым республика впервые за 10 лет получила деньги из федерального бюджета - 100 млн. рублей. Постановление правительства должно распространить эту практику на все время строительства дороги, завершение которого планируется в 2010 году. Еще 500 млн. рублей ежегодно будет выделять на строительство дороги сама республика. Остальные деньги планируется получить из внешних источников. По словам Алексеева, рассматривается вопрос предоставления государственных гарантий на внешние заимствования. Есть проект передачи в концессию частным инвесторам прилегающих к трассе территорий, богатых полезными ископаемыми и лесом.

В эти дни президент республики Вячеслав Штыров встречается с руководителями заинтересованных ведомств для уточнения всех пунктов будущего постановления правительства. В частности, с Минтрансом достигнута договоренность о включении вопроса достройки железной дороги в Транспортную стратегию России, которая вскоре должна поступить на утверждение правительством.

Строительство дороги будет идти тремя пусковыми комплексами: до ближайшего берега Лены, до Заречного района Якутска и оттуда через мост - в сам город. Пока федеральным бюджетом предполагается финансирование только первой части, но Алексеев надеется, что по мере строительства центр сам убедится в полезности дополнительных расходов. "Дорога даст отдачу уже на раннем этапе строительства, - утверждает он. - Ведь мы сразу будем организовывать рабочее движение на ней".

По подсчетам Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития, экономия расходов на доставку грузов к моменту завершения строительства в 2010 году может составить 8-12 млрд. рублей в год за счет уменьшения объемов северного завоза и включения в товарооборот тех грузов, которые сегодня месяцами томятся в ожидании перевозки. А к 2020-2025 годам речь может идти о ежегодной экономии 20-30 млрд. рублей.

Приход железной дороги должен дать толчок промышленному развитию Якутии. Сейчас проект строительства нефтепровода и нефтеперерабатывающего завода в Якутске или Ленске тормозит отсутствие железнодорожного сообщения. Открытие движения до Томмота в 2003 году уже привело к появлению рядом с трассой деревоперерабатывающего завода. По мере строительства дороги таких проектов будет все больше. По словам исполнительного директора компании "Железные дороги Якутии" Василия Шимохина, потенциальные инвесторы, российские и иностранные, живо интересуются перспективами и сроками достройки железной дороги. Ждут железную дорогу и транспортные компании, и торговцы, мечтающие об увеличении товарооборота.

Для жителей Якутии приход железной дороги в столицу республики означает не только удешевление всех товаров, поступающих сегодня в рамках северного завоза. По словам Шимохина, в республику можно будет поставлять и те свежие продукты, которые сегодня невозможно привозить из-за коротких сроков хранения: "Как можно есть йогурт, пролежавший на складе почти год? А железной дорогой можно круглогодично доставлять и свежее мясо, и молочные продукты, и фрукты-овощи". А главное - закончится ежегодный кошмар, когда информация о ходе северного завоза напоминает сводки с мест ожесточенных боев. "Уже в этом году благодаря продолжению строительства дороги северный завоз пройдет легче даже в случае засухи, - уверяет Бирюкбаев. - А достройка железной дороги сведет на нет понятие "северного завоза" для Якутии", пишут Финансовые Известия.