В обменных пунктах белорусских банков «зайчик» установил очередной рекорд: за один доллар США предлагается заплатить свыше 20 тысяч белорусских рублей, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По итогам состоявшихся 15 января на БВФБ торгов белорусский рубль резко упал к «корзине валют» (доллар США, евро и российский рубль). В частности, к североамериканской валюте «зайчик» упал сразу на 350 пунктов — до 19,864 тысячи за $1. В пунктах обмена валют за один доллар США просят свыше 20,2 тыс. белорусских рублей.

Девальвация белорусского рубля проходит в условиях продолжающегося с 2014 года кризиса. Власти постсоветской республики проводят политику «плавной девальвации», которая иногда принимает характер «шоковой».

В банках пока не наблюдается проблем с обменом белорусских рублей на наиболее популярные валюты — доллар США, евро и российский рубль. Однако о доверии населения к «зайчику» и банковской системе постсоветской республики указывает зафиксированный в конце 2015 года отток средств с депозитов в белорусских рублях, что можно лишь отчасти объяснить переводом средств в инвалютные вклады, объём которых тоже сокращался.

По итогам 2015 года депозиты в белорусских рублях составили 26,1 триллиона — почти на миллиард меньше, чем в начале года. Инвалютные депозиты по итогам года немного выросли — с $7,5 млрд до $7,7 млрд. Зафиксированная в конце 2015 года негативная тенденция вывода населением денег с депозитов указывает на рост рисков банковской системы.

Залотовалютные резервы Нацбанка Белоруссии по состоянию на 1 января 2016 года составили $4,1758 млрд в расчете по методологии МВФ, а рассчитанные по принятой белорусским госрегулятором методологии (в национальном определении) — заметно больше, $4,4677 млрд. На 1 января 2015 года они составляли $5,059 и $5,716 млрд соответственно. Таким образом, ЗВР НБРБ за 2015 год резко сократились, не воспрепятствовав раскрутке «инфляционно-девальвационной спирали».

В таких условиях Александр Лукашенко посчитал уместным провести деноминацию белорусского рубля. Согласно соцопросам и мнениям экспертов, заявленная на 2016 год деноминация представляется мерой преждевременной и скорее обоснованной нуждами пропаганды, чем реальными экономическими условиями.

Как утверждается в учебниках для будущих экономистов, для проведения деноминации инфляция должна быть небольшой, во всяком случае — однозначной, а не двузначной, как это зафиксировано Белстатом по итогам 2015 года. Однако в утверждённом Александром Лукашенко фициальном прогнозе на 2016 год рассматривается перспектива роста инфляции на 12%, а Минэкономики Белоруссии считает допустимым в 2016 году рост инфляции на 17−18% (несмотря на наличие официального прогноза, президентские указы, закон о госбюджете и прочие «условности»).

В июне 2016 года власти Белоруссии намерены провести деноминацию белорусского рубля в 10 000 раз и изменить его международный код. До этого деноминации проводились в январе 2000 года (в 1000 раз) и в августе 1994 (в 10 раз). Учитывая падение промышленного и сельскохозяйственного производства, сокращение экспорта и проблемы с привлечением зарубежных кредитов, рост цен и безработицы, а также другие факторы, есть все основания предполагать, что руководство постсоветской республики в 2017 году сможет оперировать не квадриллионами, а миллиардами, но в условиях иной социально-экономической реальности.