16 января первый вице-президент ОАО "РЖД" Хасян Зябиров провел в подмосковном городе Щербинка семинар "О путях реформы отраслевой электроэнергетики". В работе семинара также принял участие председатель Федеральной энергетической комиссии Георгий Кутовой.

По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM от пресс-службы ОАО "РЖД", осуществляя основные объемы перевозок для государства, железнодорожный транспорт России является одним из крупных и стабильных транспортных потребителей энергоресурсов (5,8 % вырабатываемой в стране электроэнергии и до 6 % дизельного топлива). Годовое потребление электроэнергии железнодорожным транспортом в 2002 г. составило 37,8 млрд кВтч. Сверх того, 8,8 млрд кВтч составляет питание через сети железных дорог сторонних потребителей.

"Железнодорожный транспорт и энергетика страны составляют единый технологически связанный комплекс, взаимозаинтересованный в гармоничном развитии обеих его составляющих, - заявил Х. Зябиров в своем выступлении. По его словам, "укрепление и расширение взаимодействия между этими составляющими является одной из важнейших задач для ОАО "РЖД" на сегодняшний день". В то же время железнодорожный транспорт является не только потребителем энергоресурсов, но и одновременно технологическим звеном цепи производства и потребления энергии, обеспечивая транспортировку энергоресурсов. 40-45% общих ежегодных объемов перевозок составляют энергоносители (28,3 % - уголь, 15,2 % - нефтеналивные грузы, 2% - газ, 0,02% - торф и другие энергоносители). Электрификация является основным видом тяги на российских железных дорогах. На сегодняшний день электрифицировано 42,0 тыс. км железнодорожных линий. Хотя это и чуть меньше половины всей протяженности сети, подчеркнул первый вице-президент ОАО "РЖД", но по этим направлениям осуществляется 82,3% объема всех перевозок. Электрическая тяга - наиболее энерго-экономически эффективная технология перевозочного процесса в транснациональных и федеральных транспортных коридорах. Расход условного топлива на электрифицированных линиях в 1,8 раза ниже, чем при тепловозной тяге, а вес поезда и скорость выше на 20 - 30 %. "Все это лишний раз подтверждает необходимость и эффективность дальнейшего развития электрификации на железнодорожном транспорте, заключил Х. Зябиров.

В настоящее время завершается разработка отраслевой "Энергетической стратегии железнодорожного транспорта на период до 2020 г.", источником которой является утвержденная правительством "Энергетическая стратегия России". В этом документе, как и в основной стратегии государства в области энергетики, в качестве одной их основных задач ставится задача снижение энергоемкости во всех сферах производства. В железнодорожной отрасли начиная с 1996 г. осуществляются программы энергосбережения, ежеквартально контролируемые Центральной энергетической комиссией отрасли. Целенаправленная политика энергосбережения позволила, например, снизить за прошедший период удельное электропотребление в сфере перевозок на 15 % или на 4,5 млрд.кВтч ежегодно.

"Мы все должны быть крайне заинтересованы в надежном и доброжелательном партнерстве между железными дорогами и "большой" электроэнергетикой для выполнения задач, стоящих перед страной, - подытожил Х. Зябиров.