Министр ИД Армении Вардан Осканян: отчет об итогах внешней политики Армении в 2003 году

Москва, 15 января 2004, 22:17 — REGNUM  

Подводя итоги прошедшего 2003 года, можно с уверенностью сказать, что он стал активным и эффективным во внешней политике Армении. Наши отношения с внешним миром отличились разно плановостью - как в политическом, так и географическом плане.

Президентские и парламентские выборы в 2003 г. - еще один этап на пути становления демократических институтов и гражданского общество. В регионе Южного Кавказа Армения выделилась своей внутриполитической стабильностью и экономическим ростом. Авторитет страны как стабильного и надежного государства и партнера был укреплен. Армения стала членом ВТО и ECOSOC ООН. Наши достижения на фоне нынешних реалий в южно-кавказском регионе более чем ощутимы и станут серьезным стимулом для осуществления будущих программ нашей внешней политики. В общей сложности, стабильность сохранилась и в регионе Южного Кавказа. Опасения, в основном, были по поводу возникшего между Ираном и США обострением, а также по поводу событий возникших после парламентских выборов в Грузии. Основное внимание международной политики в прошлом году было направлено на борьбу с международным терроризмом и на нераспространение ядерного оружия. Эти задачи лежали в основе следующих развитий глобального значения:

· Свержение режима в Ираке силами коалиции и формирование новых властей

· Обострение, возникшее в связи с вопросом нераспространения ядерного оружия рядом стран

· Нынешний процесс ближневосточного урегулирования

· Стабилизация ситуации в Афганистане и формирование нового правительства.

Несмотря на разногласия между крупными державами мира, сплоченность международного сообщества в борьбе с терроризмом и позитивный ход проводящегося диалога были благоприятны для осуществления комплиментарного курса внешней политики Армении. Руководствуясь интересами страны в вопросах развития экономики и укрепления безопасности, в прошедшем году наши усилия были направлены по следующим основным направлениям:

· В сфере глобальной политики

- Участие в процессах глобального значения, в особенности в борьбе с терроризмом

- Активное участие в деятельности серьезнейших международных организациях

- Развитие взаимоотношений с вовлеченными в региональные проекты Россией, США, ЕС и обеспечение необходимого участия в европейских, евроатлантических и пост-советских интеграционных структурах.

· В сфере региональной политики

- Развитие добрососедских отношений с непосредственными соседями - Ираном и Грузией, нормализация отношений с Азербайджаном и Турцией.

- Укрепление региональной стабильности и развитие сотрудничества

Были осуществлены визиты на высоком уровне в ряд стран, предприняты шаги по укреплению наших связей в новых регионах, повышению уровня взаимоотношений с разными странами.

Непосредственные соседи

Грузия:

Добрососедские взаимоотношения Армения-Грузия являются одним из важных компонентов региональной стабильности. Приоритетами двухсторонних отношений с Грузией являются: дальнейшее развитие политического диалога и экономического сотрудничества, безопасная, стабильная и гарантийная эксплуатация путей сообщения, связывающих Армению по территории Грузии с внешним миром, а также стимулирование экономических и культурных связей с армянской общиной этой страны. В 2003 г. состоялся официальный визит президента Армении в Грузию. В ходе визита, в частности, обсуждались вопросы погашения долга Грузии перед Арменией, предоставления армянской стране скидок на тарифы транзитных грузоперевозок по маршруту Поти-Садахло и Батуми-Садахло и обратно, возобновления деятельности железной дороги по территории Абхазии, делимитации и демаркации армяно-грузинской границы. Армянская сторона вновь заявила о готовности всячески содействовать осуществлению программы обеспечения социально-экономического развития на 2002-2005гг региона Самцхе-Джавахети.

Для обсуждения текущих армяно-грузинских задач в конце года Ереван посетил государственный министр Грузии Зураб Жваниа.

4 января в Грузии состоялись внеочередные президентские выборы, на которых победил Михаил Саакашвили. Мы приветствуем новоизбранные власти Грузии и готовы к тесному сотрудничеству с ними. Уверенны, что многостороннее сотрудничество наших стран будет продолжаться и развиваться в естественном русле.

Иран:

До того как перейти к нашим взаимоотношениям с Ираном, хочу еще раз выразить соболезнования иранскому народу по поводу трагического землетрясения в городе Бам. Армения с первых же минут выразила готовность придти на помощь пострадавшим от землетрясения и послала туда спасательный отряд и медикаменты.

В 2003 году в наших добрососедских отношениях с Ираном был сохранен естественный ход развития. Состоялись визиты в Армению министров иностранных дел, науки и исследований и технологий Ирана, а также визит министра энергетики Армении в Иран. Были подписаны документы о сотрудничестве в сфере образования, науки и технологий, энергетики. Намечено экономическое сотрудничество между иранской губернией Восточные Атропатены и Сюниксокй областью Армении.

Двусторонние отношения продолжают развиваться:

· В сфере энергетики

· Увеличения объемов торговли

· Эксплуатации имеющихся путей сообщения и создания новых.

Были продолжены обсуждения по осуществлению важных экономических проектов: газопровода Иран-Армения, Каджаранского тоннеля, строительства ГЭС на реке Аракс.

Азербайджан:

В основе отношений Армения-Азербайджан продолжает оставаться вопрос Нагорного Карабаха. В связи с выборами в Армении и Азербайджане в 2003 г. серьезных сдвигов в процессе урегулирования конфликта не ожидалось. Подходы новоизбранного президента Азербайджана по карабахской проблеме пока полностью не уточнены. Однако встречу президентов Армении и Азербайджана в конце прошлого года в Женеве можно считать обнадеживающей в плане возможности продолжения диалога.

Что касается иных аспектов взаимоотношений Армения-Азербайджан и существующих возможностей, то вопреки нашим усилиям и усилиям международного сообщества в течение 2003 г. Азербайджан продолжил демонстрировать позицию нежелания взаимодействия с Арменией в рамках региональных программ, обуславливая это наличием нагорно-карабахского конфликта.

Турция:

В 2003 г. во взаимоотношениях Армения-Турция ощутимых результатов зафиксировано не было, но были заметны некоторые сдвиги в подходах турецкой стороны.

Несмотря на время от времени звучащие резкие заявления, турецкая сторона нормализацию двухсторонних отношений все-таки не так жестко увязывала с урегулированием нагорно-карабахского конфликта, как это делалось ранее. Ставшие периодическими встречи на уровне глав МИД двух стран придали новое качество официальным двусторонним контактам.

В 2003 г. армяно-турецкие контакты также имели место в рамках международных организаций (ЮНЕСКО, СЕ, ЧЭС), а также в рамках неправительственных и общественных организаций.

Мы полны решимости продолжить процесс установления полноценных отношений с Турцией без предварительных условий.

Россия, Соединенные Штаты Америки, Европейский Союз Россия и США продолжают ощутимо участвовать в процессах обеспечения стабильности и развития экономики на Южном Кавказе. В 2003 году во взаимоотношениях с этими странами сохранилась позитивная динамика развития, были акцентированы торгово-экономическая и военно-политическая сферы сотрудничества.

Армения-Россия:

Стратегическое партнерство Армения-Россия является важным фактором экономического прогресса и обеспечения безопасности нашей страны. В прошлом году наши взаимоотношения перешли на новый этап развития, который ознаменовался ощутимым прогрессом в сфере экономического сотрудничества. В основном, это было обусловлено договоренностями, достигнутыми в рамках постоянного диалога, интенсивностью контактов на высшем уровне, визитом президента Армении в Москву и договоренностями, достигнутыми в ходе пяти других встреч президентов Армении и России. Россию посетили также председатель Национального Собрания Армении, премьер-министр страны, министры обороны и иностранных дел. В свою очередь Армению посетили председатель Федерального Собрания России, секретарь Совета Безопасности РФ, министр обороны РФ, мэр города Москва, депутатские группы и руководители целого ряда субъектов России. В прошлом году была реализована схема передачи собственности Республики Армения России в счет государственного долга, на основании соглашения и соответствующих протоколов. Вместе с погашением ощутимой части государственного долга страны, это стало новой возможностью для Армении в сфере привлечения инвестиций в экономику страны. По сравнению с периодом январь-ноябрь 2002 года рост торгово-экономического обмен составил 33,4%. Перспективы развития двухсторонних торгово-экономических отношений во многом зависят от восстановления прямой железнодорожной связи между Арменией и Россией. Следовательно, важен вопрос разблокирования абхазской железной дороги. Ведется работа по обеспечению участия Армении в транспортном коридоре "Север-Юг" и реализации паромного проекта "Порт Кавказ".

В 2003 году было подписано соглашения о сотрудничестве в военно-технической области, предусматривающее обеспечение льготных условий в поставках и снабжении вооружений.

В 2003 году Армения предприняла шаги в обустройстве правового статуса граждан Армении, утвердивших место жительство на территории РФ, в направлении решения их задач, возникших в свете нового законодательства России. В Южном Федеральном округе России открылось генеральное консульство Республики Армения, были аккредитованы три почетных консула Армении в Волгограде, Саратове и Владикавказе. В центре нашего внимания были сохранение высокого уровня и дальнейшее развитие армяно-российских связей в области культуры и образования. Год был отмечен 100-летием Арама Хачатуряна. В Москве и других городах России были организованы многочисленные мероприятия, посвященные этой знаменательной дате.

Армения-США

В 2003 году также США продолжили активно участвовать в процессах обеспечения стабильности и экономического развития на Южном Кавказе, проявлять свою заинтересованность в вопросе интеграции стран региона в европейские структуры. Армения высоко оценивает усилия США в реализации программ регионального сотрудничества, укрепления демократии и свободной рыночной экономики, предоставлении гуманитарной помощи и помощи развития.

Вопросы развития взаимосотрудничества обсуждались в ходе двух заседаний армяно-американской рабочей группы по экономическим вопросам и ставшей уже периодической очередной встречи в рамках стратегического диалога. В числе вопросов, обсужденных армяно-американской рабочей группой:

· Использование гуманитарного и технического содействия США и сохранение его уровня

· Привлечение Армении в рамки программы США "Фонд вызовы тысячелетия"

· Двухстороннее сотрудничество в рамках ВТО, Всемирного Банка, МВФ

· Мероприятия, направленные на расширение объемов и ассортимента товарооборота и прочее.

Повестка армяно-американского стратегического диалога включила три основных направления:

· Проблемы региональной безопасности

· Двухстороннее военно-политическое сотрудничество

· Задачи глобальной безопасности, каковыми являются контроль за экспортом и его нераспространение, борьба с международным терроризмом и т.д.

В прошлом году Палата представителей США приняла закон о предоставлении Армении нормального торгового режима. Этот закон будет обсужден в 2004 году в Сенате США, и существуют все предпосылки для того, чтоб он был принят без каких-либо проблем. Это серьезный прогресс в двухсторонних отношениях, который позитивно отразится на отмене поправки Джексона-Веника. Перспективной задачей внешней политики Армении является создание свободного торгового режима между Арменией и США.

США продолжили процесс предоставления военно-технического содействия Армении, которое, в первую очередь, направлено на усовершенствование средств связи армянских Вооруженных сил и повышение квалификации армянских офицеров в военных учебных заведениях США. В прошлом году была сохранена пропорция в финансовой помощи, выделяемой США Армении и Азербайджану. В ереванском посольстве США был основан офис, координирующий двухстороннее военное сотрудничество.

В сфере военно-политического сотрудничества США высоко оценивают роль Армении в борьбе с международным терроризмом. Соединенные Штаты с пониманием относятся к взвешенной и сдержанной позиции Армении в иракском вопросе. США приветствовали предложение Армении о готовности содействовать поствоенному восстановлению Ирака: предоставление военных врачей, саперов и транспортные средства, а также решение Республики Армения участвовать в 2004 году в международной миротворческой миссии на Балканах.

Армения - Европейский Союз

Интеграция Армении в европейские структуры остается приоритетной задачей внешней политики страны. Это отразилось как в сотрудничестве с ЕС, так и в двухсторонних отношениях со странами Европы. В ходе встреч с руководителями структур ЕС в конце 2003 года в Брюсселе президент Армении еще раз подтвердил приверженность страны: реформировать общественную жизнь в соответствии с европейскими принципами и стандартами. Это было положительно оценено со стороны ЕС.

В марте 2003 года ЕС выступил с инициативой "Расширенная Европа. Новые соседи", согласно которой новые соседи расширенной Европы, во благо стимулирования политических и экономических реформ в каждой отдельной стране, получат новые льготы в сотрудничестве с ЕС в различных отраслях.

Южный Кавказ пока еще не включен в эту инициативу, однако такая задача поставлена и есть предпосылки, что в ближайшем будущем наш регион также будет вовлечен в этот важный проект. Комиссар по расширению ЕС Гюнтер Верхойген планирует посетить в 2004 году Армению и другие страны региона, после чего, видимо, последует уточнение политики ЕС в отношении к Южному Кавказу. Армения сама видит будущее в полноценном членстве в составе ЕС. В течение 2003 года продолжилась последовательная работа в рамках соглашения Партнерство и сотрудничество Армения-ЕС.

Продолжился политический диалог на высшем уровне, в рамках которой в прошлом году Ереван посетила делегация "тройки" ЕС во главе с заместителем министра иностранных дел Италии - страны, председательствующей в ЕС. В 2003 году на должности специального представителя ЕС на Южном Каказе был назначен финский дипломат Хейки Тальвитие. Его мандат довольно обширный и касается как вопросов экономических, так и регионального сотрудничества. В этот короткий период состоялось три визита спецпредставителя в регион, развивается взаимовыгодный диалог.

Армения продолжила свое участие в спонсируемых ЕС региональных программах. В октябре 2003 года в Ереване состоялась 10-я юбилейная межправительственная встреча на уровне министров стран TRACECA. Армения стала председательствующей в этой программе на следующий год. В целях технического содействия странам СНГ в рамках программы TASIS, европейское сообщество предоставило Армении 10 млн. евро. Такая же помощь была предоставлена в рамках Продовольственной программы. Продолжилось предоставление грантов Армении в рамках программы финансового содействия и Европейским сообществом.

За прошлый год объем торгового оборота Армении со странами ЕС вырос по сравнению с 2002 годом на 38%.

Страны Европы

Политика интеграции в Европу нашла свое отражение также в двусторонних отношениях Армении со странами Европы.

В 2003 году углубились двусторонние отношения Армении со странами Восточной Европы, расширился круг политических контактов. Уточнены наиболее перспективные направления сотрудничества, акценты сделаны на инвестиционные программы и программы развития. Большое место уделено сотрудничеству в культурной и научно-образовательной сферах. Президент Армении в 2003 г. посетил с визитами Федеративную Республику Германии и Францию. Были обсуждены вопросы, касающиеся двухсторонних отношений, региональной безопасности и сотрудничества.

Министр иностранных дел Армении в конце года имел важные встречи в Берлине с министром ИД ФРГ Йошкой Фишером. Здесь он принимал участие в работе конференции "Южный Кавказ: политические вызовы и перспективы развития".

В минувшем году Армению посетили высокопоставленные представители парламентов, внешнеполитических и внешнеэкономических ведомств Великобритании, Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Испании, Италии. Среди них - заместитель министра ИД Италии Маргерита Бонивер, госсекретарь МИД Норвегии Ким Траавик, глава МИД Ватикана Жан-Луи Торан, Коммисар правительства Германии по вопросам России, Центральной Азии и Кавказа Норберт Баас.

Ряд важных межгосударственных и межправительственных соглашений подписан с Германией, Швейцарией, Италией и Данией.

В конце года в Ереване состоялись консультации между внешнеполитическими ведомствами Армении и Великобритании. На уровне местного самоуправления активное сотрудничество развивалось с Францией и Италией.

В конце прошлого года Национальное Собрание Швейцарии приняло Резолюцию о признании Геноцида армян в Турции.

В прошедшем году отмечен новый уровень отношений между Арменией и странами Центральной и Восточной Европы. Многие из этих стран (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Латвия, Литва, Эстония), а также Мальта и Кипр в мае 2004 года станут членами Евросоюза, а Румыния и Болгария станут членами ЕС в 2007г.

Позитивный опыт этих стран на пути к евроинтеграции может быть с успехом применен Арменией. Некоторые из этих стран (Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Румыния и Болгария) в 2004 году станут также членами НАТО.

Состоялись визиты президента Армении в Болгарию, Румынию, председатель Национального Собрания Армении посетил Кипр, президент Литвы Армению. В рамках визитов были организованы армяно-румынский, армяно-литовский бизнес форумы. В октябре 2003 года глава МИД Армении посетил Хорватию и Словению. Это были первые визиты высокопоставленного официального лица в эти страны.

В Армении был аккредитован первый посол Польши, по совместительству в РА был назначен посол Боснии и Герцеговины.

Страны СНГ

Армяно-украинские отношения продолжают оставаться для Армении очень важными, принимая во внимание экономический потенциал Украины и тот факт, что она является узловым транспортным пунктом, а также политический вес этой страны. В 2003 году ощутимый прогресс был зафиксирован в армяно-украинских торгово-экономических отношениях. По результатам 9 месяцев рост товарооборота между Арменией и Украиной составил 34%. В этом контексте среди стран СНГ Украина является самым крупным партнером Армении после России.

Официальный визит министра обороны Армении Сержа Саркисяна на Украину в прошедшем году положил начало военно-техническому сотрудничеству. Была продолжена совместная работа Армении и Украины в международных организациях. Разрабатываются программы по сотрудничеству между административно-территориальными единицами двух стран.

В рамках намеченного на февраль 2004 года официального визита премьер-министра Армении Андраника Маргаряна на Украину планируется проведение очередного заседания армяно-украинской торгово-экономической межправительственной комиссии. В феврале премьер-министр Армении посетит с визитом и Молдову.

В 2003 году серьезный прогресс зафиксирован в торгово-экономических отношениях между Арменией и Беларусью. Это обусловлено договоренностями о сотрудничестве, достигнутыми в ходе взаимных визитов высокопоставленных официальных лиц, представителей деловых кругов и различных ведомств двух стран, а также деятельностью совместной армяно-белорусской межправительственной комиссии. За 9 месяцев 2003 года рост армяно-белорусского товарооборота составил 61,6%. В прошедшем году были реализованы договоры о поставке в Армению белорусских грузовых автомашин и тракторов, а также о создании в Армении станции по ремонту белорусской сельскохозяйственной техники.

В 2003 году состоялись официальные визиты министра иностранных дел Беларуси в Армению и министра обороны РА в Беларусь, в ходе которого были подписаны соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической и военно-технической сферах.

Центральная Азия

Из входящих в состав СНГ республик Центральной Азии в 2003 году был зафиксирован прогресс в развитии сотрудничества Армении и Таджикистана.

В 2003 году состоялся официальный визит в Армению президента Таджикистана. В рамках визита был подписан ряд соглашений. Был согласован вопрос о создании армяно-таджикской межпарламентской комиссии по сотрудничеству. Была сформирована армяно-таджикская межправительственная комиссия, первое заседание намечено провести в 2004 году в Ереване. Была также достигнута договоренность о проведении в Ереване и Душанбе выставок-продаж армянской и таджикской продукций.

Продожились работы, направленные на улучшение торгово-экономических отношений с Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном и Туркменистаном.

Ближний и Средний Восток

Важность взаимодействия со странами этого региона для нас обусловлена их географическим положением, влиянием сложившейся в этих странах ситуации на современную международную политику, их весомой ролью в Лиге арабских стран, Исламской Конференции, Организации неприсоединившихся государств, экономическими возможностями этих стран, а также наличием в них многочисленных армянских общин.

2003 год не способствовал активизации отношений Армении со странами Ближнего и Среднего Востока по причине военных действий в Ираке и последовавших за этим событий. Отложены и не состоялись ранее запланированные взаимные визиты.

Ситуация сложившаяся в Ираке и вокруг него продолжает оставаться в центре внимания Армении.

Армения готова к участию в программах по поствоенному восстановлению Ирака и к оказанию гуманитарной помощи иракскому народу. Страна готова отправить в Ирак группу саперов, медиков и транспортников, которая, согласно резолюции 1511 Совета Безопасности ООН, будет действовать под единым командованием совместно с международными многонациональными силами.

В 2003 году армяно-египетские отношения в основном развивались в направлении реализации договоренностей, достигнутых в ходе состоявшегося в 2002 г. заседания межправительственной комиссии. В прошедшем году на средства фонда "Техническое сотрудничество со странами СНГ" МИД Египта, 214 армянских специалистов разных областей прошли переподготовку в Каире. Обрисованы контуры сотрудничества в сфере здравоохранения.

Армения высоко ценит дружеские отношения с Сирией, которые в 2003 году развивались в сферах образования и сельского хозяйства.

В прошедшем году в рамках саммита Информационного общества в Женеве состоялась встреча президентов Армении и Ливана. Предстоящие программы сотрудничества будут обсуждены в ходе запланированного на 2004 год первого заседания армяно-ливанской межправительственной экономической комиссии.

В 2003 года взаимоотношения Армении и Объединенных Арабских Эмиратов развивались в основном в торгово-экономической, научно-образовательной и культурной сферах. Фонд развития Абу-Даби проводит работы по кредитованию ряда социально-экономических программ.

Состоялся визит делегации МИД РА в Кувейт, Оман и ОАЭ. Ведутся работы по формированию договорно-правового поля между Арменией и странами Персидского Залива.

В 2003 году Армения аккредитовала послов-нерезидентов в ряде стран Персидского Залива (Кувейт, Бахрейн, Оман). В РА назначены послы Королевства Бахрейн и Султаната Оман. В 2003 году зафиксирован сдвиг в армяно-израильских отношениях, в частности, в торгово-экономической, научно-образовательной и культурной сферах.

Для стимулирования экономических связей стороны пришли к соглашению о создании совместной межведомственной комиссии, которая пока находится в процессе формирования.

Азия, Океания, Африка

Активизация инициатив во внешней политике Армении по направлению Азии, Океании и Африки в последние годы обусловлена экономической мощью и прогрессом стран этого огромного региона.

Китай

Взаимоотношения с Китаем строились с учетом перспективы их углубления. Армению посетили член политбюро ЦК Компартии Китая Ло Гань и заместитель министра иностранных дел Китая Ли Гучан. В Пекине были проведены консультации между внешнеполитическими ведомствами двух стран.

На полноценную реализацию потенциала армяно-китайского экономического сотрудничества направлена деятельность армяно-китайской межправительственной комиссии. В ходе состоявшегося в прошедшем году в Ереване заседания комиссии был отмечен прогресс в деле кредитования инвестиционной программы совместного предприятия "ЧинАрменпрен" по производству в Китае хлоропренового каучука. Правительство Китая безвозмездно предоставило 5 млн юаней сельскохозяйственной отрасли Армении. Правительству Армении были предоставлены 13 автомобилей стоимостью 5 млн юаней для протокольной службы.

Армения и Китай сотрудничают также в сферах науки и образования. Проведены переговоры по основанию в Ереванском Государственном Лингвистическом Университете им. В.Брюсова центра по обучению китайскому языку. Китайская сторона дала согласие направить в Ереван лектора китайского языка.

Индия Самым важным событием развития армяно-индийских отношений в 2003 году стал государственный визит президента Армении Роберта Кочаряна в Индию. В рамках визита были подписаны соглашения о сотрудничестве в экономической, военно-технической сферах, а также в сфере высоких технологий и других областях. Состоялось открытие Центра Кавказоведения, который является единственным в азиатском регионе.

Визиту президента предшествовали взаимные визиты госминистра ИД Индии Дигвиджая Сингха в Армению и заместителя министра ИД Армении Татула Маргаряна в Индию. Индию посетили также министр образования и науки РА и президент Национальной Академии Наук РА. Армению посетил заместитель министра здравоохранения Индии. В Индии состоялось очередное заседание армяно-индийской межправительственной комиссии. Были проведены консультации между внешнеполитическими ведомствами двух стран.

Правительство Индии предоставило на развитие сельскохозяйственной области Армении грант на сумму $5 млн. В прошедшем году увеличилось число граждан Индии, обучающихся в Ереванском Медицинском Университете.

Япония

Несмотря на сокращение программ правительства Японии ODA по оказанию международной помощи в разных странах, в подотчетном году удалось не только сохранить объем предоставляемой Японией Армении технической помощи, но и достигнуты договоренности по увеличению этих объемов. Была осуществлена большая грантовая программа в сфере здравоохранения. Ведутся переговоры с соответствующими ведомствами Японии по созданию на факультете востоковедения Ереванского государственного университета лингофонного кабинета японского языка и по поводу организации с сентября 2004 года обучения японскому языку.

Предпринимаются усилия по формированию взаимоотношений с другими странами региона, по развитию торгово-экономического сотрудничества. Армению посетили министр по вопросам миграции и нацменьшинств Австралии, спецпредставитель премьер-министра Таиланда. В Москве состоялся армяно-южно-корейский бизнес-форум.

Армения установила дипломатические отношения с Тимор Лесте, Сомали и Того. В РА были назначены почетные консулы Южной Кореи и Филиппин.

В 2003 году согласно плану правительства РА начался процесс по членству Армении в Азиатском банке развития.

Американский материк

Продолжены работы повестки дня со странами американского материка.

Канада

С агентством международного развития Канады на этапе обсуждения находятся программы по сотрудничеству в сферах промышленности и сельского хозяйства. Были продолжены межпарламентские контакты, состоялись взаимные визиты. В ноябре 2003 года Национальное собрание канадского штата Квебек приняло закон, в соответствии с которым 24 апреля провозглашен днем памяти жертв Геноцида армян в Турции.

В 2003 г. были продолжены усилия по реализации потенциала сотрудничества со странами Центральной и Латинской Америки. В рамках Генассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялась встреча глав МИД Армении и Аргентины. На повестке был вопрос открытия торгового представительства Аргентины в Ереване.

В прошедшем году Бразилию посетили министр сельского хозяйства РА и председатель Центрального банка Армении. Законодательное собрание крупнейшей губернии Бразилии Сан-Пауло принял закон о Дне памяти 1,5 млн жертв Геноцида армян.

Международные организации

Организация Объединенных Наций

Авторитет Армении в значительной степени обусловлен нашей активной деятельностью в ООН. В этом плане самое очевидное наше достижение это членство в Социальном и Экономическом Совете ООН (ECOSOC), который является одним из основных органов ООН. Армения будет членом ECOSOC в период с 2004-2006 гг. Учитывая наше участие в иных структурах ООН, можно зафиксировать, что значительно возросли возможности Армении воздействовать на процессы принятия решений в рамках организации. Армения принимала участие в работах 58-ой сессии Генассамблеи ООН, 10-ой чрезвычайной сессии, 59-ой сессии комиссии по правам человека, 43-ей сессии комиссии Планирования и координации.

В Ереване, согласно 1373 резолюции Совета Безопасности ООН, состоялся семинар посвященный проблемам борьбы с международным терроризмом.

В ходе 32-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, главной структуры по вопросам культуры ООН, была утверждена резолюция по осуществлению, представленной в соавторстве с Арменией, региональной программы "Кавказ". Единой резолюцией были утверждены предложения стран-членов организации по повестке юбилейного календаря, в котором Армения представлена 1600-летней годовщиной армянского алфавита.

Совместно со структурами ЮНЕСКО в 2003 году был осуществлен ряд программ, в числе которых международный фестиваль и конференция, посвященные 100-летию Арама Хачатуряна, научная конференция, посвященная средневековой культуре Армении, создание центра по интеграции глухих детей, создание компьютерной архивации и лазерного диска армянских памятников архитектуры и другие.

Организация Безопасности и Сотрудничества Европы (ОБСЕ)

В 2003 г. деятельность Армении в рамках ОБСЕ выделилась всесторонним участием в общеевропейских вопросах: сфера безопасности и стабильности, политики, свободы прессы, военной политики, экономики, прав человека, законодательства и другие.

В прошедшем году в Маастрихте состоялась 11-ая встреча Комитета министров ОБСЕ. В принятых декларации и документах были отражены также подходы и позиции Армении.

Состоялся визит в Армению Действующего председателя, главы МИД Нидерландов Яаап де Хооп Схефера. Визит носил региональный характер и имел цель ознакомления с процессами урегулирования конфликтов, наличествующих в регионе.

При разработке стратегической программы борьбы с коррупцией, которая была утверждена правительством РА в 2003 г., содействие международного сообщества координировалось ереванским офисом ОБСЕ, который продолжает активную деятельность по реализации этой программы.

Совет Европы

Сотрудничество с СЕ составляет незыблемую часть евроинтеграционных процессов Армении. В 2003г отношения с СЕ развивались в русле политического, парламентского, межправительственного сотрудничества и были обусловлены процессами выполнения обязательств, взятых на себя Арменией при вступлении в СЕ. В прошедшем году Армении удалось обеспечить серьезный прогресс в сфере выполнения своих обязательств и повысить авторитет страны в СЕ. Значительными шагами в этом направлении стали ратификация 6-ого протокола Конвенции прав человека и отмена смертной казни в Армении. Были ратифицированы ряд других документов и приняты важные законы, такие как законы "О массовой информации", "Об альтернативной службе", "О защитнике прав человека". Ратификацией пересмотренной социальной европейской хартией Армения выполнила обязательства по части конвенций. С Венецианской комиссией достигнуты конкретные договоренности о проведении конституционных преобразований и реформ в Избирательном кодексе. С соответствующим директоратом СЕ разработана программа по осуществлению реформ в сфере местного самоуправления.

В начале 2003 года на заседании расширенного бюро Комитета министров СЕ при участие спецпредставителей президентов Армении и Азербайджана и сопредседателей Минской группы ОБСЕ были обсуждены обязательства Армении и Азербайджана в разрезе нагорно-карабахского конфликта. В настоящее время ПАСЕ готовит доклад по поводу урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Активное сотрудничество с СЕ в сфере борьбы с коррупцией. Скоро Армения станет членом (GRECO). Продолжено межправительственное сотрудничество с СЕ в области культуры, образования и науки, социального обеспечения, градостроительства.

Содружество Независимых Государств (СНГ)

В 2003г Армения продолжит свое действенное участие в структурах СНГ, участвуя на состоявшихся 2003 году заседаниях Совета глав государств СНГ, Совета глав правительств стран СНГ, Совета министров иностранных дел, в неформальной встрече глав государств Содружества.

В последнее время активизировались усилия по созданию единого экономического пространства совместно с Россией, Украиной, Беларусью и Казахстаном. Нас определенно интересует ЕврАзЭС с участием России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана, Таджикистана, которому позже присоединились в качестве наблюдателей Украина и Молдова. В прошедшем году Армения также стала наблюдателем в ЕврАзЭС.

Международные экономические организации

Одной из наших приоритетных задач является усиление экономического компонента внешней политики, что в значительной степени обуславливается интеграцией Армении в международные экономические организации. В этом направлении весомым событием стало членство Армении в ВТО. МИД РА постоянно и всячески содействовало успешному продвижению этого процесса. Наиболее важными для Армении из международных экономических организаций являются ОЧЭС, FAO, UNIDO, UNCTAD, комиссия экономики Европы ООН (UN/ECE) и азиатская и тихоокеанская социально-экономическая комиссия (UN/ESCAP), а также Международный телекоммуникационный союз (ITU).

С 1 ноября 2002 года по 1 мая 2003года Армения была председательствующей страной в ОЧЭС. Шаги Армении в рамках председательствования были направлены на развитие последних завоеваний организации с учетом приоритетных сфер сотрудничества как для Армении, так и для других стран-участниц. В Ереване состоялась итоговая встреча министров ИД ОЧЭС, после чего председательство в этой организации перешло Азербайджану.

Программа продовольствия и сельского хозяйства ООН (FAO) продолжает осуществлять в Армении ряд программ. В Ереване открылось представительство FAO - первое в странах Южного Кавказа. Обсуждается вопрос возможности превращения представительства в центр FAO в странах СНГ.

В течение 2003 года в Армении осуществлялась программа стран-участниц азиатской и тихоокеанской социально-экономической комиссии (UN/ESCAP) по управлению глобализации. Основная цель программы создание условий для интеграции в процессы глобализации стран Центральной Азии, Закавказья и Монголии, а также эффективное использование потенциальных возможностей.

Система безопасности

Организация Договора Коллективной Безопасности (ОДКБ)

Членство в ОДКБ является одной из важных составляющих системы безопасности Армении. В 2003 году ДКБ был реструктуризирован в международную региональную организацию, в данном процессе Армения принимала активное участие. Обсуждались вопросы становления организации, а также оборонительное и военно-техническое сотрудничество. В прошедшем году по этим вопросам были приняты решения в ходе заседаний структур организации - Совета министров ИД ОДКБ, Совета министров безопасности и Совета коллективной безопасности (верховный орган).

Состоялся визит Генерального секретаря Совета коллективной безопасности в Армению, в ходе которого он встретился с президентом РА, с министром обороны, с главой МИД, руководителями служб полиции и национальной безопасности, а также с главой департамента по чрезвычайным ситуациям. В ходе встреч обсуждались вопросы региональной безопасности, военно-технического сотрудничества и хода выполнения принятых ОДКБ решений.

НАТО/Партнерство во имя мира За последние годы отношения Армении с Евро-Атлантическим альянсом стремительно развиваются. Благодаря предпринятым усилиям, взаимоотношения Армения-НАТО вступили на качественно новый уровень.

В прошедшем году состоялись взаимные визиты президента Армении и Генсека НАТО. Армения участвовала на встречах министров иностранных дел, обороны и глав Генеральных штабов. Был продолжен диалог на уровне заместителя министра ИД и заместителя Генсека НАТО в сферах евроатлантической и региональной безопасности, а также по вопросам сотрудничества Армения-НАТО. Диалог носит постоянный характер и имеет тенденции к расширению круга обсуждаемых вопросов.

В рамках PARP "Партнерство во имя мира" в 2003 году в штаб-квартире НАТО состоялась первая встреча в формате 19+1. Вследствие реализации утвержденной на этой встрече программы, силы и средства предоставленные Арменией (один миротворческий батальон, центр разминирования и полигон) будут приведены в соответствие с силами союзников, что является одной из важных целей программы Партнерство во имя мира. В 2003 году Армения присоединилась к многостороннему договору о статусе вооруженных сил (PfP Status of Forces Agreement- PfP SOFA), подписанный в рамках программы "Партнерство во имя мира".

Были решены вопросы, связанные с включением в состав греческого батальона в Косово армянского миротворческого взвода, и с января 2004 года армянские миротворцы будут привлечены к миротворческой деятельности на Балканах (KFOR). В 2003 году в рамках программы "Партнерство во имя мира" были проведены военные учения "Cooperative Best Effort - 2003", что являлось важным мероприятием, направленным на укрепление доверия в ервоатлантическом регионе и стимулирование сотрудничества. В военных учениях, впервые проводимых на территории постсоветских государств, приняли участие 19 государств - партнеров и членов НАТО, в том числе и Россия. Несмотря на готовность Армении принять представителей всех государств региона, представители Азербайджана не принимали участия в учениях. Турция принимала участие в учениях в качестве наблюдателя, на уровне трех офицеров. В 2003 году начальник Главного штаба РА и представитель Армении в НАТО приняли участие в штабных военных учениях "Exercite Allied Action - 2003", проходивших в Турции. Это был первый визит высокопоставленного официального лица оборонного ведомства в Турцию.

Политический диалог с НАТО, участие Армении в программе "Партнерство во имя мира" носят все более целенаправленный и систематизированный характер. Создание сил, которые будут оперативно совместимы с силами союзников НАТО позволит Армении иметь свой вклад в осуществлении миротворческих операций, проводимых НАТО.

Вопросы нераспространения и контроля экспорта 24 сентября 2003 года Национальное Собрание Армении приняло закон "О контроле за продуктами и технологиями двойного назначения, а также транзитных перевозок последних по территории Республики Армения", главным инициатором которого был МИД РА.

Армения вовлечена в Кимберлийский процесс.

В области контроля над экспортом в 2003 году были установлены партнерские отношения с администрацией США по национальной ядерной безопасности. Продолжается тесное сотрудничество с Бюро безопасности и промышленности департамента США. Совместными усилиями в Вашингтоне был проведен семинар, посвященный вопросам развития законодательных и нормативных баз.

Армения-Диаспора

В 2003 году в рамках расширения сотрудничества и развития двухсторонних отношений Армения-Диаспора ряд мероприятий были проведены под эгидой Второго форума Армения-Диаспора.

В числе этих мероприятий можно отметить первую экономическую конференцию Армения-Диаспора, в ходе которой, при участии предпринимателей Диаспоры, были обсуждены вопросы экономического развития Армении, участия Диаспоры и использование ее потенциала в вопросах устранения преград для инвестиций в экономику Армении и Нагорного Карабаха, реализации товаров, произведенных в Армении.

В числе осуществленных мероприятий можно отметить поступление выпускников школ Диаспоры в ВУЗы Армении, обеспечение районов Армении необходимыми учебными, методологическими армяноведческими материалами и пособиями, организация курсов переквалификации преподавателей-представителей Диаспоры в научно-учебном "Спюрк", первую конференцию Армения-Диаспора, сотрудников здравоохранения, армяноведческую конференцию Армения-Диаспора в сферах науки, первую конференцию Армения-Диапсора в области средств информации, третьи панармянские олимпийские игры и всеармянский молодежный слет "Базе".

Система МИД В 2003 году МИД Армении осуществлял свою кадровую политику в соответствии с положениями закона "О дипломатической службе". Были уточнены соотношения дипломатических должностей и рангов и регламентирован весь процесс дипломатической деятельности: ротация, рабочие командировки, аттестация, переподготовка, резерв кадров и т.д. Конкурсно-аттестационная комиссия МИД регулярно проводила внутренние и внешние конкурсы. В центре внимания министерства находятся вопросы, связанные с правовым статусом лиц, осуществляющих дипломатическую деятельность и защита социальных гарантий дипломатов и членов их семей.

В 2003 году средства на деятельность внешней политики РА выделены полностью и согласно графику. Выполнены запланированные на год бюджетные обязательства. Согласно требованиям статьи 46 закона "О дипломатической службе", решением правительства РА утверждены заработные платы действующих в иностранных государства армянских дипломатических служащих. (...)

Завершая дипломатический год, в основе активной внешней политики Армения будет продолжать участвовать в международных процессах, развивать двусторонние отношения как с непосредственными соседями и странами региона, так и мировыми центрами силы для обеспечения безопасности страны, развития экономики и повышения благополучия народа в атмосфере стабильности, мира и безопасности.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.