Закончились парламентские выборы, заканчиваются праздники, все понятно с раскладом сил и политического влияния в обществе, но решения пока нет. Политические аналитики подчеркивают, что существует пять возможных итогов только что начавшихся переговоров о формировании правительства Сербии. Дж. Вукадинович перечисляет: первый вариант - "концентрационное правительство", второй - "большая коалиция" партий получивших, наибольшое количество голосов на выборах (Сербской радикальной партии и Демократической партии Сербии), третий - формирование правительства парламентского большинства, т. е. партий так называемого "демократического толка" (Демократической партии Сербии, Демократической партии, "Г17 плюс" и Сербского движения сопротивления - Новой Сербии), четвертый - правительство меньшинства с поддержкой еще одной партии (по всей видимости, Демократической партии) и последний - назначение новых выборов, если соглашение невозможно. (Дневник, 8.1.2004)

В такой обстановке партии, преодолевшие избирательный ценз на парламентских выборах, начали переговоры о формировании будущего правительства. Переговоры заняли первые полосы всех газет: Блиц, Данас, Глас јавности, Политика, 5.1.2004; Данас, Глас јавности, Курир, Политика, 6-7.1.2004; Политика, 8.1.2004; Блиц, 9.1.2004; Блиц, Данас, Глас јавности, Вечерње новости, 10.1.2004.

С начала недели на повестке дня вопрос "концентрационного правительства", на образовании которого настаивали В. Коштуница и его Демократическая партия Сербии. Но все остальные парламентские партии сразу же отказались от такого решения: Сербская радикальная партия, Демократическая партия, Сербское движение сопротивления и Новая Сербия однозначно отказались от этой идеи, "Г17 плюс" не высказался открыто, но однозначно отверг возможность сотрудничества с партиями старого режима, а Социалистическую партию Сербии никто и не спросил. (Блиц, Данас, Глас јавности, Курир, Политика, 6-7.1.2004) После этого в поле зрения прессы попала идея о формировании правительства меньшинства, заручившегося поддержкой Демократической партии. В принципе Демократическая партия и Демократическая партия Сербии согласились на формирование правительства меньшинства, но "Г17 плюс" и Сербское движение сопротивления и Новая Сербия однозначно отказались от такой возможности, считая, что полная коалиция демократического блока была бы намного надежнее и прочнее. (Блиц, Данас, 8.1.2004)

Сербская радикальная партия настаивала на коалиции с Демократической партией Сербии, однозначно отказываясь от участия в "концентрационном правительстве", а ее лидеры требовали от Коштуницы и его партии однозначного ответа: "да" или "нет". (Глас јавности, Политика, 9.1.2004) Журналисты и аналитики склонялись именно к этой идее: "Источники "Новости" подтвердили очень серьезные намерения сильнейших партий, Сербской радикальной партии и Демократической партии Сербии, сформировать правительство, к которому подключилась бы коалиция Сербского движения сопротивления и Новой Сербии. Выглядит невозможным, но и не нереальным". (Вечерње новости, 9.1.2004). Журналисты даже начали распределять министерские посты в новом правительстве: газета "Балкан", основываясь на "проверенной информации", намекает что уже обо всем договорено и что Коштуница станет президентом страны, Лабус ("Г17 плюс") премьер-министром, а Драган Маршичанин (Демократическая партия Сербии) спикером парламента. (Балкан, 9.1.2004) Со своей стороны, газета "Курир" утверждает, что по уже существующему договору Демократическая партия Сербии должна иметь 8 министерств, Демократическая партия - 6, "Г17 плюс" - 5, а Сербское движение сопротивления - Новая Сербия - 3. (Курир, 10-11.1.2004) Резонанс вызвала и информация о том, что, если будет достигнуто соглашение "демократического блока", то новым министром иностранных дел может стать Вук Драшкович, лидер Сербского движения сопротивления. (Блиц, 5.1.2004)

Важнейшим вопросом, способным повлиять на формирование правительства, является назначение даты следующих выборов. Так по словам газеты "Данас", "Демократическая партия Сербии настаивает на назначении новых выборов через год, Сербская радикальная партия настаивает на посте вице-спикера в парламенте и выборах через 6 месяцев". (Данас, 9.1.2004). А Демократическая партия соглашается участвовать в правительстве только если оно будет работать все четыре года. (Политика, 10.1.2004)

В конце недели, после последних переговоров лидеров демократического блока стало ясно: все будет ясно в конце новой недели, когда, по словам Коштуницы, намечено назначение состава будущего правительства. (Дневник, Глас јавности, Вечерње новости, 11.1.2004) Обозреватель журнала "Време" Стоян Церович пишет: "все беды с формированием будущего правительства начинаются именно с Демократической партии Сербии и Воислава Коштуницы. Можно было бы добавить, что никогда еще столь тяжкое бремя не падало на столь слабые плечи. Насколько Коштуницу удивили результаты выборов - стало очевидно, как только ему пришлось сразу же нарушить все свои предвыборные обещания. И предложить формирование "концентрационного правительства", в которое вошли бы все, с кем до выборов он отказался сотрудничать". (Време, 8.1.2004)

Важно и то, что избирательный ценз не преодолела ни одна из партий, представляющих национальные меньшинства. Теперь это может стать важным вопросом будущей политической жизни страны. Один из зампредседателей нынешнего правительства, Миле Исаков предлагает увеличение числа мест в парламенте и назначение дополнительных парламентских выборов специально и только для представителей национальных меньшинств. (Политика, 8.1.2004) А лидер Союза Венгров Воеводины и мэр города Суботица, Иозеф Касса, в интервью журналу НИН высказал свое неудовольствие сложившейся ситуацией, подчеркивая: "Мы потеряли доверие к Белграду". И даже угрожал официальному Белграду тем, что теперь всячески постарается интернационализировать вопрос о положении национальных меньшинств в Сербии. (НИН, 9.1.2004)

Аналитики более-менее согласны, что вопреки всему согласие партий демократического блока будет достигнуто и что они сформируют правительство. (Политика, 6-7.1.2004; Дневник, 8.1.2004) Лишь стойкие сторонники Коштуницы продолжают утверждать, что только Демократическая партия Сербии одна является решающей силой страны, а все остальные - не более чем бурлаки, "помогающие Демократической партии Сербии продвигать сербский корабль к Европе" (Политика, 10.1.2004). Что идея Демократической партии Сербии о формировании "концентрационного правительства" является единственным выходом из сложившейся ситуации. (Политика, 11.12.2004)

На этой неделе пресса впервые уделила внимание и партиям, проигравшим на парламентских выбора, - особенно их лидерам. Журнал "Време" в статье под заглавием "снимание с наркотиков" подчеркивает: "Проигравшим предстоит смириться с жизнью без ежедневного появления на "ТВ Пинк" и "ТВ БК", им предстоит озаботиться и той скоростью, с которой они будут терять добычу, накопленную после 5 октября, - посольские и директорские посты на госпредприятиях. Но самым важным для проигравших является вопрос, сумеют ли они в будущем сделать то, что удалось Вуку Драшковичу - вернуться в будущем в ряды парламентских партий и снова приблизиться к власти. Аналитик С. Бранкович убежден, что в будущем этого смогут добиться только Небойша Чович и лидеры партий, представляющих национальные меньшинства". (Време, 8.1.2004) На прошедшей неделе состоялись и первые контакты лидеров проигравших партий, прежде всего - партий национальных меньшинств, венгров и мусульман и лидеров сербских партий В. Батича и Н. Човича. (Дневник, 9.1.2004).

Несомненно важным вопросом сербская пресса считает и проблему влияния итогов выборов и формирования правительства на отношения между Сербией и Черногорией и тем самым - на будущее совместного государства. В ответ на высказывание генсека Сербской радикальной партии, А. Вучича о том, что "сербские радикалы в парламенте Сербии и Черногории поднимут вопрос об отставке президента содружества" - нынешнего президента Сербии и Черногории, представителя Черногории С. Маровича, черногорские политики подчеркнули: "политическая судьба Маровича находится в руках Черногории, а не в руках Сербской радикальной партии,... которая существует уже 12 лет, но не принесла ничего хорошего Сербии и тем более Черногории. И поэтому Сербская радикальная партия уж точно не будет решать вопросы, затрагивающие черногорские национальные интересы". (Данас, 8.1.2004) В Черногории далеко не все солидарны в отношении к совместному государству с Сербией: одни политики (З. Жижич) считают, что в совместном государстве много говорилось о Европе, демократии и реформах, но очень мало сделано, другие (Д. Шоч) - что содружество естественно, а не навязано, третьи (М. Иличкович) - что содружество не оправдало потраченных на него денег. (Глас јавности, 5.1.2004). Аналитики же - Д. Янич (директор белградского Фонда этнических отношений), Л. Маджар (белградский экономист), М. Влахович и Н. Медоевич (из Подгорицы), - считают что содружество себя не оправдало и приносит вред и Сербии, и Черногории. Что нужно как можно быстрее начать переговоры о прекращении содружества. Влахович считает, что "официальная Подгорица будет иметь проблем с новым политическим раскладом сил в Сербии", а Медоевич - что будущее совместного государства, в первую очередь, зависит от Брюсселя и Вашингтона а не от желаний и стараний Белграда и Подгорицы. (Блиц, 8.1.2004; Дневник, 9.1.2004).

За переговорами о формировании правительства следят и на западе. Европейский Союз более чем откровенно высказался за формирование правительства "демократического блока". По словам Кристины Галяк, пресс-атташе Хавьера Соланы, "Европейский Союз не давит на Сербию и на сербский демократический блок, чтобы сформировать "широкую демократическую коалицию", но лишь желает исполнения воля избирателей, которые на парламентских выборах проголосовали именно за этот блок", и добавила, что "нормально и логично, что Брюссель проявляет интерес к тому, чтобы демократический блок сформировал новое правительство". (Блиц, 6-7.01.2004). Cам Солана заявил на встрече лидеров Евросоюза, что ЕC готов взять на себя ответственность за будущее Балкан, добавляя, что в этом году европейские солдаты возьмут на себя миссию СФОР в Боснии и Герцеговине, исполняемую сегодня НАТО. (Данас, Блиц, Политика, 9.1.2004). Откровенно высказалось и правительство США, подчеркивая, что оно "надеется на формирование демократического правительства" и что "участие Сербской радикальной партии в правительстве вызвало бы серьезную тревогу в США". (Глас јавности, 11.1.2004) В этом контексте важны некоторые аспекты военных реформ в Сербии. Это касается, прежде всего, решения генштаба о том, что в процессе реформы вооруженных сил и их согласования со стандартами НАТО, надо сократить 210 танков Т-55, около 300 пушек и гаубиц, около 1.000 20-мм пушек и около 80.000 винтовок и прочего стрелкового оружия. (Политика, 9.1.2004). На этой неделе пресса снова обратила внимание на роль Гаагского трибунала во внутриполитической ситуации в Сербии. Снова по этому поводу отозвался В. Коштуница, подчеркивая, что в политическом смысле "Гаагский трибунал сдвинул Сербию вправо, точно так же, как и внешнеполитический натиск на Косово". (Глас јавности, 9.1.2004) А газета "Дневник", отмечая что власти в Сербии еще не возбудили процедуру по передаче генералов Павковича, Лазаревича, Джорджевича и Лукича, приводит мнение Флоренс Артман - пресс-атташе Карлы дель Понте: "Белград не имеет права отсрочить свои обязательства по передаче генералов Гаагскому трибуналу". (Дневник, 9.1.2004).

Влиятельный западный аналитик Мортон Абрамовиц считает, что желание Запада удержать Сербию и Черногорию в едином содружестве является грубой ошибкой: "ошибкой является и желание Запада сознательно отложить решение вопроса Косово, и это, равно как и результаты последних выборов в Сербии, грозит разделением Косово". (Политика, Дневник, 9.1.2004; Политика, 11.1.2004). Ричард Холбрук, один из самых влиятельных дипломатов в администрации президента Клинтона, тоже высказался о будущем Косова в целом: он считает, что "Косово будет чем-то не под Белградом". (Недељни телеграф, 7.1.2004). Примечателен в этом контексте инцидент с русскими паломниками из Общества русско-сербской дружбы и Фонда Андрея Первозванного (Москва), которые в сопровождении журналистов и усиленного кордона УНМИК, на Рождество посетили монастырь Високи Дечани в Косово. Возвращаясь из монастыря, несмотря на охрану УНМИК, два автобуса с паломниками были атакованы местным албанским населением, разбившим камнями все окна в автобусах. (Политика, 8.1.2004).

Интересен анализ Сербии и Черногории, проделанный ООН: "Сербия имеет одно из самых старых населений в Европе. Нынешний уровень естественного прироста является ключевым доказательством, указывающим на демографический коллапс". 25-30% населения в Сербии живут в нищете или под угрозой нищеты. Уровень безработицы в Сербии достигает уровень около 30%. А это в два или три раза больше, чем в соседних государствах". К тому же в анализе ООН подчеркивается, что 10,6% населения Сербии и Черногории проживает за чертой нищеты с доходом менее 2,4 доллара в день. (Политика, 6-7, 8, 9.1.2004; Дневник, 10.1.2004) По данным экономического института Г17, в полной нищете проживает 3% населения Сербии, а в трудной экономическом положении - около 50%. (Глас јавности, 6-7.1.2004). Более 50% детей и подростков мечтают покинуть Сербию. (Блиц, 8.1.2004). Упомянутый выше Абрамовиц подводит итог: "триумф экстремальных националистов на парламентских выборах в Сербии только отражает плохую ситуацию на Балканах, где Запад рискует сформировать мелкие "черные дыры" в Европе, в которых будет царить насильственный национализм, преступность и терроризм".