В 2004 году на реконструкцию Сахалинской железной дороги с переводом всей островной сети на российскую ширину колеи будет направлено 3 млрд рублей. В том числе будут продолжены работы по укреплению инфраструктуры путевого хозяйства (более 100 объектов) на юге острова.

Сегодня колея железных дорог Сахалина имеет ширину 1067 мм, что уже стандартной российской колеи (1520 мм). Протяженность главных линий железнодорожных путей области составляет 957,2 км. Кроме того, узкоколейный подвижной состав островных дорог устарел и требует замены.

Благодаря существованию паромной переправы Ванино - Холмск область имеет сообщение с железнодорожной сетью Российской Федерации. Однако разная колея требует перевалки грузов, и, как следствие, траты времени и средств. Учитывая значение модернизации железных дорог для развития транспортной инфраструктуры острова и упрощения его транспортных связей с материком, данный проект включен в Транспортную стратегию России как приоритетный.

В 2003 году на западном побережье Сахалина проводились работы по реконструкции искусственных сооружений (20 объектов, в том числе мосты, тоннели, водопропускные трубы) на участке Холмск - Ильинск.

По словам президента ОАО "РЖД" Геннадия Фадеева, "перевод сахалинской магистрали на широкую российскую колею, на отечественный подвижной состав, на отечественную тягу - это великолепный шаг по повышению конкурентоспособности магистрального транспорта на Сахалине".

Переход на общесетевую ширину колеи поможет решить многие экономические и технические проблемы. Только ликвидация пункта перестановки вагонов позволит грузовладельцам снизить затраты на линии Ванино - Холмск более чем на 15%, а дороге - сократить период оборота вагонов и эксплуатационные расходы, сообщила пресс-служба ОАО "РЖД".