В 2003 году органы прокуратуры Астраханской области решали задачи укрепления законности и правопорядка в регионе, защиты прав и свобод человека и гражданина с учетом изменений и тенденций развития в социальной, экономической и иных сферах. В сфере координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществлены мероприятия по взаимодействию правоохранительных органов по вопросам пресечения деятельности организованных преступных групп, незаконного оборота алкогольной, табачной, контрафактной продукции и этилового спирта, выявления и перекрытия каналов финансирования экстремистских и террористических формирований, по вопросам исполнения законодательства в сфере охраны природы, укрепления законности в деятельности органов внутренних дел при регистрации и учете преступлений, сообщила пресс-служба прокуратуры области.

В 2003 г. в области зарегистрировано 23321 преступление, что на 8,7% больше, чем в 2002 г. (21455).

Существенно возросло число преступлений против собственности: кражи (9040, рост на 41,3%; в том числе из автомобилей 147, рост на 81,5%); грабежи (1681, рост на 26,8%), присвоение, растрата (326, рост 77.2%), а также возросло число браконьерств (2747. рост на 21.4%).

Несмотря на значительное (25,6%) сокращение количества зарегистрированных тяжких преступлений (6955, в 2002 г. - 9348), результаты проводимых анализов состояния преступности свидетельствуют, что каждое третье преступление, совершенное в области, является тяжким или особо тяжким.

Работа по предупреждению, выявлению и раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, прежде всего убийств, продолжает оставаться приоритетным направлением деятельности правоохранительных органов области.

В истекшем году несколько улучшилось состояние прокурорского надзора за осуществлением оперативно-розыскной деятельности, что позволило добиться раскрытия тяжких преступлений в сфере экономики, в том числе в бюджетной сфере.

Органами предварительного следствия и дознания в 2003 году было окончено 10308 уголовных дел, из них направлено в суд 7897 дел.

В целях установления единого правового пространства, соблюдения прав и свобод граждан и принципов государственного устройства, прокуратурой области проводится работа по приведению в соответствие с федеральным законодательством нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления. В сфере надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина выявлено 5893 нарушений закона.

В 2003 году правовой экспертизе подвергнут 51 закон, принятый Государственной Думой области с внесением 55 письменных замечаний.

Принципиальная позиция прокуратуры области при осуществлении надзора за законе творческой и правоприменительной деятельностью представительных и исполнительных органов власти способствовала тому, что в минувшем году оспорены лишь отдельные положения 3 законов (из них 2 - в связи с их противоречием вновь принятым федеральным законам), одно постановление Государственной Думы области (в 2002г. - 2) и опротестовано лишь 11 из 2054 актов, принятых администрацией и губернатором области (в 2002г. - 15).

При изучении более чем 22,5 тыс. актов органов местного самоуправления прокуратурой области и районными прокурорами в целях устранения выявленных нарушений принесено 427 протестов (в 2002г. - 239) и внесено 504 представления (287).

При принятии нормативных актов органами государственной власти и местного самоуправления допускались нарушения налогового, бюджетного, антимонопольного законодательства, законодательства о собственности, об основах государственной службы, о свободе передвижения и выборе места пребывания, земле и др.

Прокуратурой области опротестован в части закон области "О порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Астраханской области", которым значительной категории граждан, зарегистрированных не по месту жительства, отказывалось в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В нарушение действующего законодательства абзацем 1 статьи 17 закона Астраханской области от 10.07.2003г. "О статусе депутата Государственной Думы Астраханской области" было установлено, что срок осуществления гражданином депутатских полномочий без отрыва от основной деятельности может засчитываться на основании решения руководителя органа государственной власти (местного самоуправления) или иного государственного органа в стаж государственной (муниципальной) службы в случае его поступления на государственную (муниципальную) службу.

По заявлению прокуратуры областной суд 13.10.2003г. признал данную норму противоречащей действующему законодательству.

В защиту прав и интересов граждан и государства прокурорами внесено 818 протестов (в 2002г. - 545), 2242 представления (в 2002- 1 427), по инициативе прокуроров привлечены к дисциплинарной и административной ответственности 840 лиц (в 2002 -525).

С учетом общего состояния законности в регионе, приоритетным в 2003 году стал надзор за соблюдением бюджетного законодательства, а именно соответствие федеральному законодательству принятых органами государственной власти и местного самоуправления нормативных актов в сфере бюджетных отношений.

В рамках целевой программы "Детство и материнство" приобретены четыре ультразвуковых аппарата "АL0КА", за которые было перечислено 32.4 млн. рублей.

В результате ненадлежащего изучения конъюнктуры рынка, цен на аналогичное оборудование, попустительства со стороны должностных лиц излишне потрачены бюджетные средства (18 млн. руб.), чем причинен значительный ущерб государству и обществу. По данному факту прокуратурой области возбуждено уголовное дело.

В 2003 году горрайпрокурорами по фактам нарушений бюджетного законодательства в учреждениях системы здравоохранении, выразившихся в нецелевом расходовании бюджетных средств, осуществлении закупок без проведения торгов, нарушении порядка их проведения внесено более 20 актов прокурорского реагирования.

Результаты проверок в учреждениях здравоохранения оказали существенное влияние на увеличение количества открытых конкурсов (с 55 в 2002г. до 117 - в 2003г.), на которых размещено 80% от общей суммы выделенных для этих целей бюджетных средств (в 2002г. - 51%). Если в 2002г. по итогам открытых конкурсов заключено 220 контрактов на 179.4 млн. рублей, то в 2003 - 262 на 1 019 млн. рублей.

В 2003 году было уделено пристальное внимание прокуратуры области законности актов, принимаемых Администрацией области, содержащим решение вопросов, связанных с оказанием государственной поддержки предприятиям, реализующим инвестиционные проекты. В результате проверок указанных выше актов выявлены нарушения как (федерального, так и регионального законодательства, регулирующего порядок прямого направления средств, предоставления налоговых и иных льгот указанным предприятиям.

Постоянное внимание уделяется целевому использованию средств федерального бюджета. С этой целью Управление федерального казначейства по Астраханской области систематически направляет в прокуратуру области сведения о результатах проведенных проверок.

Подобная практика способствовала сокращению с 50 до 38 количества организаций, допустивших нецелевое использование бюджетных средств и снижению нецелевого расходования средств федерального бюджета (с 1 661 тыс. рублей в 2002г. до 1 392 тыс. рублей в 2003г.).

Прокуратурой отслеживается состояние законности при перечислении и зачислении банками средств федерального бюджета на счета получателей и в доход федерального бюджета (в 2002г. в федеральный бюджет банками было несвоевременно перечислено 1316 тыс. рублей, в 2003 - 45,5 тыс. рублей).

Распространены нарушения при предоставлении земельных участков в собственность безвозмездно, при отсутствии предусмотренных законом оснований, при предоставлении земли в аренду, взимании арендной платы, установлены факты самовольного возведения имущественных комплексов, жилых домов и другие нарушения.

Сообразно посланию Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации строилась работа по надзору за исполнением законов в социальной сфере.

Прокурорские проверки показывают, что сформированные органы управления здравоохранением слабо контролируют происходящие в нем процессы, в результате выделяемые на здравоохранение средства расходуются нерационально, а порой и преступно, о чем было указано выше.

В прокуратуру области поступали и поступают многочисленные жалобы от депутатов, общественных организаций, лечебно - профилактических учреждений на ненадлежащее исполнение закона РФ "О медицинском страховании граждан".

Программа государственных гарантий обеспечения населения области бесплатной медицинской помощью на 2003год, утвержденная 4 апреля 2003года, не соответствовала предъявляемым требованиям, содержала ряд положений, допускающих двоякое толкование, на что было указано в представлении прокуратуры, однако устранение отмеченных недостатков идет крайне медленно - до настоящего времени не принята Программа на 2004год. не утвержден бюджет АОТ ФОМСа.

Согласно актам ревизий, проведенных КРУ Минфина РФ в Астраханской области по инициативе прокуратуры области в страховых фирмах "Анта-мед" и "Гарантия", а также в АОТ ФОМС, оплата осуществлялась не за оказанные медицинские услуги, согласно представленным счетам, а по распоряжению Фонда, что способствовало неравномерному финансированию лечебных учреждений.

Вследствие лоббирования интересов одной из страховых фирм бывшим руководителем территориального ФОМС, в г. Астрахани, Володарском, Икрянинском и Камызякском районах наряду с не расторгнутыми договорами страхования неработающего населения, заключенными администрациями районов с фирмой "Анта-мед", действовали договоры, заключенные с фирмой "Гарантия", что привело к необоснованному финансированию одной из страховых компаний. Иски прокуратуры о признании таких договоров недействительными, судом рассмотрены и удовлетворены.

Несмотря на проведенную работу, ситуация в здравоохранении не улучшилась. Основной причиной является несбалансированность государственных гарантий бесплатного медицинского обслуживания и их финансовою обеспечения, прямым следствием которых являются ухудшение реальной доступности медицинской и лекарственной помощи населению, увеличение, числа платных услуг, ограничивающей доступ к получению качественной медпомощи социально незащищенным слоям населения, отсутствие координации действий различных субъектов системы управления и финансирования здравоохранения. Выход из создавшейся ситуации на сегодняшний день видится в законодательном изменении системы обязательного медицинского страхования, в финансировании лечебных учреждений непосредственно территориальным ФОМС, минуя страховые фирмы.

Одним из определяющих факторов состояния здоровья населения является качество и безопасность продуктов питания.

В 2002-2003 г.г. в области не зарегистрировано случаев пищевых отравлений, связанных с предприятиями пищевой промышленности, общественного питания и торговли, рост заболеваний органов пищеварения (регистрируются на 14,2 % чаще) однако, массовые нарушения, выявляемые органами контроля при проверках исполнения законодательства о качестве и безопасности пищевых продуктов, свидетельствуют о негативных тенденциях в данной сфере.

Несмотря на повышение эффективности надзора за исполнением законодательства о труде (на 11,8% увеличилось количество представлений, а число привлеченных к административной ответственности с 23 до 115), состояние охраны труда и здоровья работающих на предприятиях не соответствует в полной мере требованиям закона.

В 2003 году в результате производственного травматизма получили увечья 435 (в 2002 году - 424) человек, из них погибли - 39 (в 2002 году - 34).

Анализ случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний (более 20 случаев) показывает, что их причиной являлась эксплуатация технически неисправных механизмов, нарушение технологического процесса, допуск к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж на рабочем месте, отсутствие должного контроля со стороны должностных лиц, ответственных за организацию и состояние охраны труда, трудовую и производственную дисциплину.

Организация работы по поддержанию государственного обвинения на протяжении последних двух лет происходит в условиях постоянного реформирования уголовно-процессуального и уголовного законодательства, а с учетом этого, поиска новых форм и методов обеспечения этой главной функции прокуратуры в рассмотрении судами уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения.

В 2003 году, как и во 2 полугодии 2002 года, обеспечено участие прокуроров по всем делам публичного и частно-публичного обвинения. В 2003 году всего судами рассмотрено 7530 уголовных дел (2002 г. - 7503), в том числе с постановлением приговора 5497 дел (2002 г. - 5886). Кроме этого, прокурорами принято участие в предварительном слушании по 1380 делам.

Истекший год был первым годом работы в области суда присяжных заседателей. И, конечно же, первые результаты его работы, не всегда вызывали удовлетворение. Из 5 рассмотренных дел в отношении 13 лиц, 4 лица были полностью оправданы на основании вердикта присяжных заседателей, 3 лица - частично по наиболее тяжкому составу.

Всего в 2003 году горрайпрокурорами в суды общей юрисдикции предъявлено 968 исков на общую сумму 12 миллионов 838 тысяч рублей (2002 год - 3043 иска на 20 миллионов 472 тысячи рублей). В интересах государства и общества - 681 иск на 11 миллионов 503 тысячи рублей, в интересах граждан 265 исков на 1миллион 335 тысяч рублей.

Рассмотрено 800 исков на 29 миллионов 271 тысячу рублей, из них удовлетворено 779 исков на 29 миллионов 257 тысяч рублей.

Со 127 до 170 увеличилось количество исков, связанных с возмещением ущерба причиненного нарушениями законодательства об охране природы (иски предъявлялись в рамках уголовных дел, возбужденных по ч. 1 ст.256 УК РФ).

Увеличилось количество исков в защиту прав несовершеннолетних со 103 до 111. Кроме того, предъявлено 10 исков по спорам, связанным с нарушением земельного законодательства и 61 иск - в защиту прав потребителей.

В истекшем году в арбитражный суд направлено 33 исковых заявления (заявлений) против 43 в 2002 году.

За анализируемый период выявлено 62 нарушения законодательства об охране окружающей среды. При этом основную их массу составили нарушения законодательства об охране окружающей среды -40 (охраны земли, вод, атмосферного воздуха -35 нарушений, охраны животного мира -5 нарушений). По ним внесено 47 актов прокурорского реагирования, из них - 24 представления об устранении нарушений природоохранного законодательства. По результатам рассмотрения представлений 12 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 16 лицам указано на недопустимость нарушений закона, в отношении 12 должностных лиц применены материального воздействия в виде лишения премий.

По результатам проверок приостановлена деятельность 2 юридических лиц, 4 должностных лица привлечены к административной ответственности, 2 лицам объявлено предостережение от готовящегося нарушения закона.

Горрайпрокурорами в 2003 году выявлено 467 нарушений законов о несовершеннолетних, из них 171 - в сфере образования, 207 - об охране жизни, здоровья, защите семьи, детства, 71 - о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, внесено 228 представлений об устранении нарушений закона, 37 протестов на незаконные акты, 15 предостережений, возбуждено 11 административных производств в защиту прав несовершеннолетних предъявлено 104 иска.

Многочисленные нарушения закона выявлены при проверке исполнения законодательства об образовании в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.

Повсеместно как в дошкольных учреждениях, так и в общеобразовательных учреждениях выявлена незаконная практика принудительного привлечения учреждениями средств родителей воспитанников для обеспечения образовательной деятельности.

В дошкольных учреждениях нарушается установленный законом порядок взимания платы за содержание детей в дошкольных учреждениях. Прокуратурой области опротестовано незаконное решение городского Совета г. Астрахани №119 от 24.12.2002 г. "О родительской плате за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Астрахани", которым управлению образования администрации города предоставлено право производить расчёт единого среднего размера родительской платы, что исключает дифференцированный подход к взиманию родительской платы в зависимости от фактических затрат на содержание детей в каждом конкретном учреждении.

В нарушение требований закона при явной нехватке этих учреждений ликвидировано 6 учреждений без предварительной экспертной оценки последствий принимаемого решения.

По итогам 2003 г зафиксирован рост числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, по области с 806 до 951

На состояние преступности повлиял рост совершенных несовершеннолетними убийств (с 5 до 12), краж (на 30, 3 %), неправомерного завладения автомашиной (на 36 %), хулиганства (на 31,9 %).Возросло число преступлений, совершенных в группе (с 456 до 498).Из общего числа лиц 439 лица на момент совершения преступления не работали.

В текущем году в Ленинском и Кировском районах малолетними лицами из числа безнадзорных и беспризорных детей вновь совершены 3 преступления, повлекшие смерть потерпевших.

В 2003 году в исправительных учреждениях содержалось 1280 (в 2002 г. -1359) человек.

В 2003г. прокурорами проведено 53 проверки в следственных изоляторах по соблюдению законности при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (34 в 2002г.), 111 проверок по соблюдению законности в исправительных учреждениях (в 2002- 81), 57 проверок уголовно-исполнительных инспекций (в 2002-28). По результатам проверок и выявленным нарушениям было внесено - 69 представлений (51 в 2002г.), к дисциплинарной ответственности привлечено 38 сотрудников УИП были привлечены к дисциплинарной ответственности, внесено 34 протеста на незаконно изданные администрациями колоний постановления (4 в 2002г.), все протесты удовлетворены. Основными нарушениями являлось ненадлежащее материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение подозреваемых и обвиняемых.

Оперативная обстановка в учреждениях системы исполнения уголовных наказаний остаётся достаточно сложной. Основной причиной этого является недостаточность финансирования, что в свою очередь не позволяет создать надлежащие условия содержания арестованных и осужденных, обеспечить их работой.

За 2003 год Астраханской таможней выявлено 1926 нарушений таможенного и административного законодательства, по которым возбуждено 1076 дел об административных правонарушениях и вынесено 850 постановлений-предупреждений. Всего таможней рассмотрено 832 дела, из них прекращено 357 (с объявлением устного замечания - 209), в порядке ст.28.9 КоАП РФ прекращено до вынесения на рассмотрение 184 дела.

В 2003 году прокурором было опротестовано 50 (в 2002 г. - 66) незаконных постановлений по делам об административных правонарушениях

Всего в 2003 году прокурорами было проверено 40 предприятий и организаций, выявлено 57 нарушений налогового законодательства, внесено 26 представлений об устранении выявленных нарушений, виновные должностные лица были привлечены к дисциплинарной ответственности.

Приведенные результаты деятельности в 2003г. свидетельствуют об определенных позитивных сдвигах на ряде направлений прокурорского надзора.

И, тем не менее, прокурорский надзор за исполнением бюджетного, налогового, земельного, законодательства, законодательства о несовершеннолетних и молодежи, соблюдением конституционных прав граждан в судопроизводстве в 2004 году останется одним из приоритетных, прокуратура, как и прежде, будет принципиально реагировать на все допускаемые нарушения закона, сообщило РИА "Аверс".