«Не стоит удивляться, если вместо визита в Россию Лукашенко ещё успеет слетать куда-нибудь в страны НАТО — в Турцию, например. В качестве ответного демарша. Он ведь абсолютно непредсказуем в этом плане», — заявил 25 ноября корреспонденту ИА REGNUM белорусский политолог Николай Радов, комментируя причины, по которым Белоруссия как часть Союзного государства и считающая себя «стратегическим партнёром» России отказалась поддержать союзника в конфликте с Турцией.

«Проблема молчания Лукашенко в турецко-российском конфликте понятна, — сказал Радов. — Что ему говорить в такой ситуации? Сбили не белорусский самолёт, не самолёт из некой объединенной коалиции союзных войск, не в небе над Россией или Белоруссией. Поэтому на такое должно реагировать МИД — сообщить, что «выражает обеспокоенность» произошедшим, «выступает за скорейшее разрешение конфликта» и «надеется на недопущение эскалации напряжённости». Сухим дипломатическим языком, из которого ничего толком понять нельзя».

По мнению политолога, заявление Лукашенко по проблеме турецко-российского конфликта «будет иметь далеко идущие последствия, так как его слова будут восприниматься не как констатация факта, а как официальная реакция государства — поэтому он и молчит».

«Молчание Лукашенко абсолютно понятно и в какой-то степени оправдано. Москва не требует от Минска никаких заявлений, а белорусские друзья и партнёры проявлять инициативу не спешат. Даже «случайная» отмена визита в Россию вряд ли повлияет на решение Лукашенко, — считает эксперт. — Ему сейчас надо сидеть ниже травы и тише воды, ибо любое неосторожное движение может окончательно похоронить надежды на кредиты как со стороны МВФ, так и ЕАЭС».

«Белоруссия ведь нейтральное якобы государство и не хочет ни с кем ругаться. А тут еще так подфартило — можно будет, если ситуация не прояснится, нагреться на авиасообщении и туризме россиян в Турцию», — считает белорусский политолог.

Как сообщало ИА REGNUM, официальный Минск не впервые отказывает Москве в поддержке, солидаризируясь с врагами России. Так, в 2008 году Александр Лукашенко поддержал Грузию, не выполнил своего обещания признать независимость Южной Осетии и Абхазии, а также предоставил в Белоруссии трибуну Михаилу Саакашвили. В 2014 году Александр Лукашенко одним из первых отказался признавать Виктора Януковича президентом Украины, отверг план федерализации охваченной гражданской войной соседней республики и предложил мятежникам «поддержку по всем направлениям». Официальный Минск не признавал де-юре воссоединения Крыма с Россией и в нынешнем конфликте России с Турцией в очередной раз продемонстрировал, чем готов отплатить за щедрую экономическую, политическую, военную и иную помощь России.

После того, как российский Су-24 был сбит в Сирии турецкими ВВС, отношения между Россией и Турцией резко ухудшились. Президент Турции Раджеп Эрдоган созвал 25 ноября экстренное совещание Совбеза страны, а президент России Владимир Путин, представители парламента, Минобороны и МИД России сделали ряд заявлений, свидетельствующих об окончании почти 20-летнего периода плодотворного российско-турецкого сотрудничества.