2003 год был объявлен годом 300-летия российской журналистики. В связи с этим был проведен ряд мероприятий, одним из важнейших среди них стала общероссийская Конференция региональных журналистов, прошедшая в Москве 16-17 декабря. Организатором конференции выступило министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации, исполнительной дирекцией являлся Институт развития прессы.

По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM в пресс-службе Минпечати России, в конференции приняли участие 350 человек, из них 230 главных редакторов (в отдельных случаях - их заместителей) региональных печатных СМИ Российской Федерации. Конференция представляла собой серьезное мероприятие, предложившее для обсуждения важнейшие для журналистского сообщества темы - законодательство, регулирующее деятельность СМИ в Российской Федерации, реалии и перспективы развития отрасли как бизнеса, освещение средствами массовой информации парламентской избирательной кампании 2003 года. В Минпечати отметили, что важно было собрать на конференции специалистов, экспертов, теоретиков и практиков деятельности СМИ, людей, не только понимающих важность существующих перед ними проблем, но и способных принимать решения на практике, способных подсказать пути решения проблемы в целом или ее отдельных звеньев. Поэтому среди участников дискуссий были и региональные главные редакторы, и представители и руководители общественных и профессиональных организаций СМИ, и эксперты в области менеджмента, юристы, экономисты, представители власти.

Практически все темы, будь то обсуждение проектов законов или различных аспектов отношений СМИ с аудиторией и рекламодателем, рассматривались как своего рода подготовка к предстоящему реформированию газетной отрасли. Эксперты-ведущие секции "Законодательство в поддержку реформ СМИ" предложили участникам анализ законов и проектов законов, регулирующих деятельность средств массовой информации в России. Были рассмотрены новая редакция закона о СМИ, законопроект о саморегулируемых организациях, конкуренции на рынке СМИ, вопросы рекламного и антимонопольного законодательства, взаимоотношений издателей и распространителей в обеспечении потребителей периодическими изданиями.

Большой интерес участников конференции вызвала панельная дискуссия "СМИ как площадка для диалога общества с кандидатами, партиями и объединениями в период выборов". В этой части конференции были рассмотрены вопросы освещения средствами массовой информации хода избирательной кампании, вопросы законодательства, регулирующего деятельность СМИ в предвыборный период, ценность отказа от практики информационных войн, взаимодействие СМИ и общества по формированию основных пунктов повестки дня выборов, качество информационного продукта СМИ, опыт СМИ по противодействию практике "черного пиара". Участники имели возможность посмотреть на избирательный процесс глазами сотрудников и руководителей избирательных комиссий, руководителей администрации президента субъекта Российской Федерации, сотрудников и руководителей экспертных групп и исследовательских организаций, экспертов в области информационной политики и выборов, редакторов печатных СМИ, непосредственно занимающихся вопросами информирования избирателей. Таким образом, на панельной дискуссии были представлены точки зрения представителей различных сторон-участниц избирательного процесса.

По отзывам участников, наибольший интерес вызвала дискуссия, рассматривавшая нынешние реалии и перспективы медиабизнеса. Интерес к ней был предопределен не только составом экспертов, но и тем, что сформулированные для обсуждения вопросы стоят сегодня перед всеми печатными СМИ. Среди них - уровень развития инфраструктуры отрасли, менеджмент кадров, искусство рекламных продаж, экономика редакций, капитализация СМИ, другие вопросы, определяющие степень готовности отрасли к реформированию. Практический характер суждений и рекомендаций, высказанных в ходе этой панельной дискуссии, и определил в значительной степени ее успех.

По итогам конференции участниками было принято решение, основная цель которого - обобщить опыт и рекомендации, которыми обменялись участники, способствовать процессу реформирования печатной отрасли.