В последние недели СМИ Абхазии уделяют основное внимание событиям вокруг смены власти в Грузии. Газета "Республика Абхазия" публикует интервью с Константином Озганом - одним из самых влиятельных абхазских политиков, активным участником абхазо-грузинской войны 1992-93 годов, ныне занимающим пост вице-спикера парламента Абхазии. Озган считает поражение Эдуарда Шеварднадзе закономерным: "По большому счету, такой исход для Шеварднадзе можно было ожидать при таких выборах (имеются в виду выборы грузинского парламента 4 ноября - прим. ИА REGNUM). Я внимательно читал перед этим грузинские газеты, поступающие в Абхазию. Шеварднадзе все время говорил о том, что это будут показательные выборы, что будет сделано все как следует, демократично, в соответствии с международными стандартами. Но в то же время он говорил: мы не допустим каких-либо нарушений общественного порядка по результатам выборов и т. д., то есть все время говорил о порядке, о блоке силовых структур, соответствующих министерствах. Я задумывался: почему он все время публично грозится? Видимо, все-таки в Кодексе о выборах было заложено много такого, что позволяло власти манипулировать результатами выборов." Вместе с тем Озган не выражает особой радости в связи с отставкой Шеварднадзе - хотя имеет с ним давние "особые" отношения: будучи первым секретарем ЦК Компартии Грузии, Шеварднадзе добивался снятия Озгана с поста первого секретаря Гудаутского райкома КПСС под тем предлогом, что без Озгана "по всей Абхазии будет спокойнее". Ветеран борьбы за абхазскую независимость считает, что нынешние события в Грузии таят для Абхазии значительную опасность: "Когда в соседнем государстве происходит переворот,... и когда с этим государством не имеешь ни мирного договора, ни дипломатических отношений, опасности всегда надо ожидать." Озган предсказывает распад Грузии: "Рано или поздно это государство распадется. Осетии и Абхазии нет в нем, на очереди Аджария, а положение в районах, населенных армянами и азербайджанцами, не лучшее для Тбилиси, фактически и они ведут автономный метод управления своими районами. Если какие-то внешние факторы, силы или что-то еще очень не повлияют, я плохо представляю, что Грузия может быть в будущем единым и сильным государством. Скорей всего она пойдет по пути дальнейшего распада." Интересно, что не исключает Озган выхода из состава Грузии также и Мегрелии - области к западу от Тбилиси, где проживает наибольшее количество беженцев из Абхазии грузинской национальности. (Впрочем, существование проблемы грузинских беженцев Озган начисто отрицает: "Беженцев там нет. Кому нужно было вернуться, вернулись...")

"Республика Абхазия" от 9 декабря, называя происходящее в Грузии "переворотом", пишет: "Как бы там ни было, ясно одно: Э. Шеварднадзе для России - это политик, обманувший ее ожидания, причем неоднократно, и, возможно, Москва в силу окончательного разочарования в нем больше не пожелала бы с ним сотрудничать, что было бы не лишено смысла. А между тем Грузия не перестала нуждаться в бесплатных или дешевых российских энергоносителях... Переворот совершен весьма искусно и своевременно, в силу чего создано впечатление, что антироссийски настроенный президент, друг США, к тому же погрязший в коррупции Э. Шеварднадзе свергнут прогрессивными "здравомыслящими" силами, которые сразу заявили о добрососедских отношениях с Россией, что, конечно же, немыслимо без помощи со стороны "великого северного соседа". "Купится" ли на это Россия? Покажет время. Хотелось бы только сказать о том, что в политике, даже в большой, не обходится без казусов."

В другом декабрьском номере, в статье "Абхазия между Западом и Востоком" газета "Республика Абхазия" критически оценивает роль России в грузино-абхазских делах. Автор констатирует, что Россия остается одним из наиболее влиятельных игроков в Закавказье: "Сегодня же, оперируя языком статистики, можно сказать, что две трети территории Южного Кавказа находятся под политической опекой новых союзников Грузии и Азербайджана. Россия пока сохраняет свои позиции в Армении, Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Абхазии, а также в значительной мере в Аджарии и Джавахке." При этом, по мнению автора, Россия остается весьма пассивной в выработке инициатив по статусу Абхазии. Москва, по сути, не предложила никакой своей альтерантивы ооновскому "плану Бодена", по которому, на взгляд автора статьи, Абхазия превратится в "то же самое, кем была Абхазская АССР в составе ГССР". Без внимания относится Россия и к инициативам, рождающимся в самой Абхазии: "Видимо, считается, что Абхазия лишена выбора. Ошибочное, заметим, мнение. Ведь подрастает новое поколение, трансформируется мировоззрение элиты, общества. Западные институты тщательно изучают атмосферу в абхазском обществе, координируя соответствующим образом и собственную политику в Абхазии. И порою небезуспешно. Не исключено, что появятся новые западные проекты, на их взгляд, более привлекательные, чем Боденовский. А начать могут, скажем, с проекта "ассоциированных отношений Абхазии и... Грузии".

В качестве российской политической организации, серьезнее других относящейся к абхазским делам, "Республика Абхазия" называет блок "Великая Россия - Евразийский союз". Интервью газете дает один из лидеров блока, бывший заместитель председателя парламента Конфедерации горских народов Кавказа, дагестанец Деньга Халидов. В прошлом активный сторонник Абхазии в войне 1992-93 гг., Халидов говорит: "Я и наш блок выступаем за независимую Абхазию. Мы намерены активно лоббировать интересы Абхазии в парламенте и правительстве России, способствовать полному снятию блокады и изоляции Абхазии. Мы видим Абхазию полноправным участником Евразийского союза наряду с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и другими странами бывшего Союза. Прискорбно, что нынешняя Россия в своей политике руководствуется рецептами и подсказками из-за кордона. Мы, лично я и лидеры блока, не являемся "пленниками" такого политического подхода к проблемам на Кавказе." Касаясь судьбы Конфедерации горских народов Кавказа - организации, в 1992-93 гг. вербовавшей на Северном Кавказе добровольцев для военной помощи Абхазии, Халидов так объясняет приостановку ее деятельности: "В корне изменилась политическая ситуация... Ситуация настолько опасна, что через 5-7 лет может оказаться поздно. В этих условиях гораздо важнее сохранение России как союза народов, плацдарма, на базе которого мы могли бы дать шанс не только народам Кавказа, но всего Евразийского пространства на нормальное развитие."

Как обычно, много внимания уделяет абхазская пресса проблемам языка и образования. "Республика Абхазия" публикует открытое письмо ветеранов Великой Отечественной войны из Гальского района - единственного района Абхазии, куда возвращаются грузинские беженцы. Ветераны протестуют против идеи открытия в Гальском районе грузинских школ: "Скажите, пожалуйста, господа, где вы видели в мировой практике, чтобы какое-нибудь государство в мире согласилось бы разрешить обучать на своей территории детей по учебникам, утверждающим, что у этого государства нет своей земли, своей национальности, своей истории и т.д.?" Свой протест ветераны обосновывают также весьма спорной (хотя популярной сегодня в Абхазии) теорией, согласно которой большинство грузин, до войны проживавших на территории Абхазии - это "органически наши абхазы, как известно, в недавнем прошлом насильственно ассимилированные".

"Республика Абхазия" публикует подробный рассказ об уроженце Пицунды Леване Мамасахлиси, который, учась в Тбилисском университете, был завербован грузинскими спецслужбами и в 2001 году подготовил в Пицунде теракт, который лишь по счастливой случайности не унес жизни десятков отдыхающих. Газета призывает укрепить бдительность на грузино-абхазской границе: "Не желая запугивать население, тем не менее укажем на возможность существования затаившихся и в эти дни в городах и весях Абхазии грузинских террористов... Никто не против того, чтобы общались родственники, разлученные войной, встречались прежние друзья, приятели. Грузия - соседняя страна, и никуда от этого не деться. Но такие поездки не должны устраиваться скрытно, вне установленных правовых рамок. Человеку, который ничем не провинился перед народом Абхазии, незачем тайком пробираться в нашу республику. Те же, кто проникает к нам, минуя посты и проверку документов, невольно вызывают подозрение - какие у них намерения, не держат ли они камень за пазухой? А точнее говоря - детонатор."

Из материалов по экономической проблематике заслуживает внимания опубликованная в "Республике Абхазия" 13 декабря статья "Госкомпании: нужны ли они республике?" Автор отмечает, что в настоящее время в Абхазии действует значительное количество государственных компаний - Абхазлес, Абхазхлеб, Абхазтабак, Абхазфармация и т.д. Большинство из них, по мнению автора публикации, "работают из рук вон плохо" и должны быть расформированы, с возможным образованием на их базе акционерных обществ. Особую тревогу вызывает состояние дел в абхазском энергетическом монополисте "Черноморэнерго": "Госкомпания "Черноморэнерго" на сегодняшний день практически никому не подотчетна. При этом никто не знает, сколько электроэнергии на самом деле выработано и сколько продано потребителю - все денежные потоки здесь сосредоточены в одних руках... Чтобы избежать единовластия, госкомпанию следует разделить на Управление, от имени государства наблюдающее за энергосистемой, и акционерное общество, обслуживающее и эксплуатирующее до тяговых подстанции линии электропередач закрытое." Однако перед этим, по мнению автора, необходимо заключить официальное соглашение с Грузией о совместном пользовании ИнгурГЭС - крупнейшей в регионе электростанцией, находящейся на абхазо-грузинской границе. Пока на этот счет существуют только "устные договоренности".