На вопросы ИА REGNUM отвечает заместитель председателя комитета по экологии Государственной Думы РФ Александр Косариков.

- Александр Николаевич, как на сегодняшний день можно охарактеризовать ситуацию в районе Волжского бассейна?

- Вывод специалистов, участвовавших в декабрьской сессии Приволжского отделения Академии горных наук, нельзя назвать утешительным: в настоящее время территорию Волжского бассейна следует считать сейсмически опасной зоной. Сегодня Волжский бассейн занимает 8% территории всей страны, на его территории проживает около половины всего населения России, здесь сосредоточено 50% промышленного потенциала страны, в том числе энергетические и горнопромышленные отрасли. Учитывая, что сейчас опасность техногенной катастрофы вполне реальна, последствия ее могут оказаться совершенно непредсказуемыми.

- Что стало причиной возникновения изменений территории в районе Волжского бассейна?

- Во-первых, за счет выработки пород, только в искусственно созданных горнопромышленных отвалах региона, по различным оценкам, сосредоточенно до 1 млрд. тонн отходов промышленного производства. Любое сталелитейное или бумажное производство (в Нижегородской области - это, например, ОАО "Выксунский металлургический завод", ОАО ЦБК "Волга"), складируя отходы в одном месте, образует "гору", которая оказывает неестественное давление на почву, в результате чего происходит подвижка и изменение верхних слоев земли. Кроме того, необходимо учитывать искусственное давление от 12 водохранилищ Волжско-Камского каскада (20% энергетики региона - это гидростанции).

Во-вторых, способствует образованию в Волжском бассейне сейсмической опасности техногенного характера также и добыча нефти (например, в республиках Башкортостан и Татарстан), в результате которой в земной коре образуются неестественные пустоты.

- Фактически, созданные техникой образования по своей массе сравнимы с природными. К чему это может привести?

- Итогом может стать не только разбалансировка горного давления, но и формирование неустойчивости, которая сейчас выражается в появлении провалов карстового и других характеров, оползневых явлений. Любые движения пород техногенного (в том числе строительные работы), природного характера могут вызвать крупные землетрясения, что в данном регионе с учетом значительной амортизации строительной мощности крупных плотин чревато крупномасштабными наводнениями. Причем масштаб угрозы можно оценить по объемам воды в водохранилище: например, Рыбинское водохранилище - 25 куб. км воды, Чебоксарское - 14 куб. км, Куйбышевское - 60 куб. км, Горьковское - 9 куб. км. В частности, в случае разрушения плотины Нижегородской ГЭС, затопление, практически, уничтожение, грозит таким крупным городам как Заволжье, Балахна, Бор и даже Нижний Новгород.

- На ваш взгляд, какой существует выход из данной ситуации?

- Необходимо как более глубокое изучение данной проблемы в силу масштабности угрозы, так и оценка мер противодействия. Решение проблемы может быть найдено в новых подходах хозяйственного управления территорий, например, в виде создания РАО "Волга" с контрольным пакетом государства. Мы подготовили ряд предлоржений по созданию такого предприятия, и сейчас эта инициатива рассматривается министром экономического развития и торговли РФ Германом Грефом.