Общественность Башкирии неоднозначно восприняла заявление главы региона Рустэма Хамитова о неактуальности истории общения сегодняшнего и бывшего руководителей республики. Как считают опрошенные ИА REGNUM эксперты, при всей разности подходов к истории взаимоотношения Рустэма Хамитова с Муртазой Рахимовым нельзя не заметить противостояния и противопоставления этих фигур в политической жизни Башкирии.

Напомним, в интервью изданию «Профиль» Рустэм Хамитов прокомментировал свои отношения с бывшим президентом Муртазой Рахимовым: «К сожалению, мы не общаемся. Я подчеркиваю — к сожалению. Прошло пять лет моей работы, и сейчас эта история уже неактуальна, да и Рахимов сейчас не выступает с критическими статьями».

Политолог Сергей Лаврентьев отметил неопределенность критериев «неактуальности» и привел пример общения президента РФ с бывшим мэром Москвы Юрием Лужковым.

Разные оценки получило и заявление Хамитова о сожалении отсутствия его общения с Муртазой Рахимовым. «Так называемые «прорахимовские круги» представили ситуацию так, что Хамитову не хватает этого общения, поэтому он сожалеет, — считает общественный деятель Азамат Галин. — Как мне видится, Рустэм Хамитов сожалеет о том, что Муртаза Рахимов и его окружение сделали всё, чтобы это общение стало невозможным и неактуальным».

Экономист Константин Кузьминых выделяет экономическую составляющую противостояния сегодняшнего и бывшего глав региона. «С самого начала в тесных взаимоотношениях Рустэма Хамитова и Муртазы Рахимова не имелось особой необходимости и конструктива, — полагает эксперт. — Рахимов изначально был настроен негативно к Хамитову, так как отчасти видел в нем виновника его смещения с поста в 2010 году, и, имея огромный объем денежных средств в виде фонда «Урал», не видел в этом перспективы». По мнению Кузьминых, «руководители таких масштабов, как Рахимов, обычно считают, что они идеальны и незаменимы». Хамитов, в свою очередь, не проявлял особого интереса к своему предшественнику, сталкиваясь с недовольством Рахимова и активным противостоянием прорахимовских кругов.

«На сегодняшний день ситуация поменялась, — констатирует экономист. — Большая часть активов, которые попали при приватизации «Башнефти» в фонд «Урал», работали на политическую поддержку Рахимова и его команды. Теперь эти активы из фонда «Урал» выведены». По выражению Кузьминых, «долгая история про приватизацию и затем национализацию ТЭК Башкирии, похоже, завершилась». «Владимир Путин сыграл роль восстановителя исторической справедливости, а Хамитов утвердился как хороший лоббист интересов Башкирии, — резюмировал собеседник ИА REGNUM. — Можно только позавидовать слаженной и оперативной работе региональной и федеральной властей».

Читайте также: Возврат Башкирии 25% акций «Башнефти» стал историческим событием

К деятельности фонда «Урал» также нет однозначного отношения. «Проекты фонда были востребованы и важны, — считает Сергей Лаврентьев. — Теперь некоторые проекты, например, финансирование хоккейного клуба «Салават Юлаев», продолжают другие, а какие-то проекты ведёт сам фонд».

Уфимец Михаил Еленин более категоричен: «Останься «Башнефть» в собственности республики, каждый житель Башкирии получал бы гораздо больше, чем отдельные счастливчики, облагодетельствованные фондом». По мнению Еленина, фонд «Урал» выбирал объекты для благотворительности крайне односторонне, руководствуясь своими предпочтениями.

Экономист Ринат Гатауллин видит в фонде «Урал» своеобразную «кормушку для рахимовцев». «Не забывайте, что сотрудники фонда получали неоправданно большие зарплаты, — советует Гатауллин. — Фонд помогал отдельным гражданам, но большинство населения свертывание проектов фонда на себе никак не ощутило». Тем не менее эксперт считает, что «отношения между Хамитовым и Рахимовым, согласно народным обычаям, могли бы быть теплее, так как у башкир принято уважать своих учителей и предшественников».

Существует ещё одно объяснение неактуальности тесного общения между руководителями республики. «Интервью оставляет впечатление подведения итогов, — поделился с ИА REGNUM Азамат Галин. — Такие интервью даются или перед чем-то прорывным, новым, или перед уходом. Читая это интервью, можно подумать, что Рустэм Хамитов подводит итог своей деятельности, подчеркивает свою прозрачность и чистоту, в отличие от непрозрачности Рахимова, и готовится к смене деятельности». По словам общественника, ничем не подтвержденные разговоры о возможном уходе Хамитова с поста главы региона ведутся с завидной регулярностью уже давно, но «в последние две недели они заметно усилились».