Руководство РФ уделяет особое внимание развитию инфраструктуры Арктической зоны, что позволит обеспечить национальные интересы в экономике и экономической безопасности страны. Здесь сосредоточены богатейшие запасы природных ресурсов, активизируется геологоразведка и добыча ископаемых, возрождается Северный морской путь, усиливается военное присутствие. В стратегически важную зону включена вся территория Ненецкого автономного округа (НАО) и северная часть Архангельской области: архипелаг Новая Земля, Приморский, Онежский, Мезенский районы, крупные промышленные города Архангельск, Новодвинск, Северодвинск.

В беседе с корреспондентом ИА REGNUM доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, советник Российской академии архитектуры и строительных наук Юрий Варфоломеев рассказал, что с 2001 года строительный комплекс РФ был переведен с устаревшей сметно-нормативной базы 1984 года на обновленные нормы. С тех пор ежеквартальная индексация стоимости строительной продукции приводится к ценовой базе 2001 года. Государственные строительные нормативы ГСН 81−05−02−2001 учитывали усложнение ремонтно-строительных работ в зимний период, доплату к заработной плате, повышенный расход материалов, снижение производительности строительных машин и механизмов и т.п. В зависимости от среднего количества ветреных дней зимой при скорости ветра более 10 м/с нормы доплат умножались на коэффициенты 1,05 или 1,08.

Ошибки и последствия

«Согласно нормативам 2001 года НАО и Архангельская область территориально относились к шестой (холодной) температурной зоне. Но уже в 2007 году Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов разработал обновленное и дополненное второе издание ГСН 81−05−02−2007. Росстрой утвердил эти нормативы 28 марта 2007 года и рекомендовал применять при расчетах смет. С этого времени НАО и Архангельская область переведены из шестой температурной зоны в более теплую четвертую зону, и оказались в одном ряду с Самарской, Нижегородской, Костромской областями, Республикой Татарстан и другими субъектами РФ, где погодно-климатические условия более благоприятны», — продолжил Юрий Варфоломеев.

Это резко отразилось на нормах расхода тепловой, электрической энергии и затратах на временное отопление зданий, законченных вчерне, для последующего выполнения отделочных и других работ. Так, для шестой зоны установлена норма расхода энергии 47,5 Гдж на объем 1000 м3 здания в месяц, а для четвертой — 34,3 Гдж, т. е. в 1,38 раза меньше. При этом лимит затрат на снегоборьбу, т. е. на ликвидацию снежных заносов, вызванных стихийными природными явлениями, был понижен в 2 раза — с 0,6%, до 0,3%. В итоге, по словам Юрия Варфоломеева, сметные нормы на зимнее удорожание уменьшились в 1,8 раза.

Неубедительное обоснование

«Во введении обновленного и дополненного ГСН 81−05−02−2007 Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов пояснил, что изменение «подготовлено с учетом предложений и замечаний организаций-заказчиков и подрядчиков, проектных организаций, региональных центров по ценообразованию в строительстве».

Однако посмотрите на карту. Архипелаг Новая Земля расположен в Северном ледовитом океане, который является глобальной «кухней» холодной погоды Земли. Нарьян-Мар — в Заполярье, причем железной дороги или круглогодичной автомобильной трассы туда нет, поэтому надо ежегодно создавать дорогостоящий зимник. Самара же находится на тысячи километров южнее. Климат территорий кардинально различается, значит затраты на зимнее удорожание строительства не могут быть одинаковыми», — продолжил Варфоломеев.

При разработке нормативов, жизненно важных для всего населения Арктической зоны, по мнению Юрия Варфоломеева, следовало учесть, что, отвечая на запросы, подрядные строительные организации отвлекали от основной работы своих сотрудников. Ведь от них требовали проанализировать архивы предприятия за несколько лет, сформировать выборки для статобработки, выполнить расчеты, найти ответы на попутно возникавшие вопросы, отправить данные в Москву.

Фактически — это обременение планово-производственным и бухгалтерским службам подрядчиков. Ради победы на конкурсах и аукционах они обязуются минимизировать сроки работ. Известно, что опоздавших штрафуют, включают в список недобросовестных подрядчиков и лишают права получать заказы из бюджетной системы. Поэтому проектировщики и строители не имели времени на неоплачиваемую исследовательскую работу. Это могло негативно повлиять на качество предоставленных данных, если их вообще готовили.

Убытки региона

В настоящее время, как отметил Юрий Варфоломеев, в Заполярье действует мало крупных строительных организаций с высоким уровнем технических компетенций персонала. Это затрудняет получение качественных данных в количестве, достаточном для достоверной статистики.

«В масштабах НАО и Архангельской области затраты на зимнее удорожание ремонтно-строительных работ, которые не учитываются в сметных расчетах вследствие недостатков действующих нормативов РФ, ежегодно составляют сотни миллионов рублей», — подчеркнул Юрий Варфоломеев.

«Сезонный завоз топлива в труднодоступные отдаленные места по ошибочным сметным расчетам может привести к трагическим результатам. Если топлива не хватит, то ущерб от размораживания строительного объекта может на несколько порядков превышать стоимость топлива. В случае привлечения финансов на строительство, ремонт или эксплуатацию объекта из бюджетной системы РФ завоз запасов топлива в большем количестве, чем предусмотрено сметным расчетом, расценивается как нецелевое использование средств. За это ответственные лица подлежат не только дисциплинарному наказанию, но и уголовному преследованию», — отметил Варфоломеев.

Кто пострадал и что делать?

По мнению Варфоломеева, представителям государственной экспертизы, наделенным большими полномочиями, давно следовало выявить несоответствие нормативов и запросить у разработчиков убедительные обоснования, почему Заполярье и Самару уравняли по климату. Вместо этого они ретиво заставляли подрядчиков исправлять сметы в части надбавок за зимнее удорожание. Ошибок наделано много.

Больше всех от недостатков федеральных нормативно-правовых актов пострадали крупные строительные организации, которые соблюдали законодательство по обеспечению социальной защищенности работников. В НАО в такой ситуации оказалось строительное предприятие ОАО «Нарьян-Марстрой». Вся продукция местных строителей в виде объектов недвижимости навсегда создается и служит только в интересах Заполярья. Более патриотичной отрасли не существует. Кадровый потенциал местных строителей необходимо системно развивать и достойно ценить их труд в условиях экстремального климата.

«В связи с введением экономических санкций по политическим мотивам сейчас ужесточается контроль за расходованием бюджетных средств. Вынужденно осуществляется планирование однолетнего бюджета. Денег на строительство всем не хватает, тормозится замена ветхого и аварийного жилья.

Для исправления ошибок почти девятилетней давности нынешним губернаторам и депутатам НАО и Архангельской области необходимо солидарно провести работу по восстановлению своего прежнего статуса шестой температурной зоны в строительных нормативно-правовых актах РФ. Принимая во внимание длительность процедуры любого изменения федерального законодательства, целесообразно сначала ввести в регионе соответствующие территориальные единичные расценки на строительные работы. Действующие законы это позволяют», — резюмировал Варфоломеев.