Органы государственной власти регионов России не исполняют в полном объеме переданные им полномочия в области лесных отношений, а Минприроды и Рослесхоз не обеспечивают эффективную реализацию Государственной программы «Развитие лесного хозяйства». Таковы данные аудиторской проверки, проведенной Счетной палатой РФ, сообщили в контрольном органе.

Проверка показала, что ни одна региональная программа не содержит в полном объеме установленные Госпрограммой показатели. «Например, из 14 показателей, установленных Госпрограммой, в программах Республики Коми учтено 5, в программах Иркутской и Ленинградской областей — 2, в программах Вологодской и Калининградской областей — только один показатель. При этом в программе Республики Тува соответствующие показатели вообще отсутствуют», — пояснил аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Он также отметил, что в ряде региональных программ отсутствует информация о ресурсном обеспечении программных мероприятий (Кабардино-Балкарская Республика, Ростовская область) и источниках финансирования (Республика Калмыкия, Удмуртская Республика).

По словам аудитора, сложившаяся ситуация стала следствием отсутствия единого методологического подхода к формированию, организации и реализации госпрограмм в области лесного хозяйства на федеральном и региональных уровнях.

Кроме того, используемые Минприроды и Рослесхозом механизмы координации деятельности исполнителей при реализации мероприятий госпрограммы имеют существенные недостатки и неэффективны.

«В 2013 году Рослесхозом заключено 70 соглашений с регионами, в 2014 году — 73, а в 2015 году — только 59. При этом рядом регионов Соглашения о взаимодействии вообще не подписываются, а если подписываются, то не выполняются в полном объеме. Так, в 2014 г. Сахалинской областью не было выполнено 4 из 43 мероприятий, Камчатским краем — 5 из 47, Республикой Карелия — 2 из 51», — отметил аудитор, подчеркнув при этом, что, как правило, не выполняются или выполняются не в полном объеме мероприятия по охране, использованию и воспроизводству лесов, а также пожарной безопасности.

Согласно результатам проверки, недоимка по платежам за использование лесов в бюджетную систему Российской Федерации увеличилась в 2014 г. на 11,2% по сравнению с 2013 г. За первое полугодие 2015 г. она увеличилась еще на 5,4% и составила 9,7 млрд рублей, в том числе 6 млрд рублей в федеральный бюджет. При этом наибольший объем задолженности образовался в Красноярском крае — около 1 млрд рублей. В Республике Коми размер недоимки в федеральный бюджет в 2014 г. вырос на 32%, за первое полугодие 2015 г. — еще на 15%.

Ущерб, причиненный лесному хозяйству при нарушении лесного законодательства, увеличился в 2014 г. на 30%, составив 14,7 млрд рублей. «В Республике Коми он увеличился на — 56%, в Сахалинской области на — 28%, а в Республике Тува — на 22%. При этом возмещается лишь от 2 до 4% причиненного ущерба», — констатировал Жамбалнимбуев.

Потери лесного хозяйства от пожаров в 2014 г. увеличились на 19% и составили 23,8 млрд. рублей, в том числе в Республике Тыва ущерб от пожаров вырос в 5,7 раза, в Сахалинской области — в 2,4 раза.

Результаты проверки также свидетельствуют о наличии ряда проблем в области нормативного регулирования переданных регионам полномочий.

На 1 января 2015 г. кредиторская задолженность Рослесхоза за работы по тушению лесных пожаров составляла 550 млн рублей и была погашена в 1 полугодии. Однако на 1 октября 2015 г. образовалась новая задолженность, ее предварительная оценка — 1,4 млрд рублей и вопрос по ее погашению еще не решен. Также выявлены и другие нарушения.

Счетной палатой направлено информационное письмо в правительство РФ и представления в Минприроды России, правительства Республики Коми, Республики Тува и Сахалинской области. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.