Бюджетное послание губернатора Смоленской области на 2004 год

Смоленск, 29 декабря 2003, 20:52 — REGNUM  25 декабря "Смоленская газета" опубликовала Бюджетное послание губернатора Смоленской области Виктора Маслова на 2004 год.

За время работы новой исполнительной и законодательной власти Смоленщины было принято немало значимых законов. Но бюджет - это особый закон, от которого зависят судьба и уровень благосостояния каждого смолянина. Утверждая бюджет, мы принимаем, по сути, финансовую Конституцию области. Бюджет 2004 года полностью соответствует тем приоритетам в социально-экономической политике, которые мы обозначали ранее. Главная его особенность - это четкая социальная направленность.

Основные итоги социально-экономического развития области и реализации бюджетной политики в 2003 году.

Вступая в новый год, нельзя не оценить итоги бюджетной политики года уходящего. В экономике Смоленской области был достигнут устойчивый рост. Доходы бюджета увеличились в 1,2 раза. По результатам 2003 года ожидается рост объема промышленного производства на 4%, оборота розничной торговли - на 5%, инвестиции в основной капитал выросли на 5% и составят около 11 млрд. рублей. Мы строго следовали приоритетам, обозначенным в прошлом году. Была сохранена социальная направленность областного бюджета. Обеспечена своевременная и в полном объеме выплата заработной платы работникам бюджетной сферы. В 2003 году возросли расходы областного бюджета по отраслям социально-культурной сферы.

Все полученные в результате роста экономики ресурсы направлялись на решение главной задачи - повышение жизненного уровня смолян. Реальные денежные доходы выросли по сравнению с прошлым годом на 6%, среднемесячная заработная плата увеличилась на четверть. Наша область по среднедушевому доходу на одного жителя поднялась с 11 на 4 место среди 18 регионов ЦФО. Впереди нас только Москва, Московская и Ярославская области. Это очень высокий показатель и хорошая характеристика процессов, которые происходят в социально-экономической сфере Смоленщины. Однако, отмечая позитивные перемены, следует подчеркнуть, что проблема различий по уровню доходов разных слоев населения пока не решена.

Бюджетная политика в сфере доходов, как это определялось в предыдущем Бюджетном послании, была ориентирована на максимально полный сбор налогов, увеличение неналоговых доходов за счет повышения эффективности использования государственного имущества. Все это позволило четко выполнить принятые бюджетные обязательства, в том числе по оплате труда с учетом ее повышения с 1 октября 2003 года на 33% и своевременной оплате потребляемых топливно-энергетических ресурсов. Бюджет 2003 года стал одним из основных источников развития социальной сферы. В области создается система ипотечного жилищного кредитования. Проводятся мероприятия по социальному развитию села и укреплению материально-технической базы бюджетных учреждений. Осуществляется компьютеризация школ. Образовательные учреждения обеспечивались спортивным и учебным оборудованием, учебниками. Развивалась система работы с одаренными детьми. Продолжалась работа и по совершенствованию межбюджетных отношений. Основным принципом являлось повышение их прозрачности и четкости, исключение субъективизма. Были определены объемы финансовой помощи муниципальным образованиям, на основе которых и строились взаимоотношения областного и местных бюджетов.

Основные направления бюджетной политики в 2004 году.

При определении основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2004 год мы прежде всего ориентируемся на задачи, поставленные Президентом России Владимиром Путиным в Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации. Это удвоение ВВП страны, борьба с бедностью, административная реформа. При этом главная цель - повышение качества жизни каждого гражданина через ускоренное развитие социально ориентированной экономики. Следуя начатой реформе по расширению бюджетной самостоятельности и ответственности региональных и местных органов власти, в 2004 году будет проводиться работа по разграничению полномочий между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований. Основные принципы формирования бюджета:

- принятие реального областного бюджета с точки зрения его исполнения;

-увеличение доходов областного бюджета;

- усиление контроля за целевым использованием средств бюджета и введение жесткого режима экономии расходов;

- сокращение дефицита областного бюджета.

Важным направлением бюджетной политики на 2004 год является переход на казначейское исполнение областного бюджета. Развитие казначейских технологий позволит обеспечить прозрачность процессов исполнения бюджета и контроля за движением бюджетных средств. Мы выйдем на качественно новый уровень информатизации и автоматизации исполнения областного бюджета. Органам местного самоуправления также необходимо ускорить реализацию казначейских принципов при исполнении местных бюджетов.

Основные направления бюджетной и налоговой политики в области доходов.

Бюджетная политика Смоленской области в отношении формирования доходов в 2004 году будет направлена на их увеличение за счет развития налогового потенциала, улучшения налогового администрирования, повышения эффективности использования областной собственности и природных ресурсов. Будет продолжена координация деятельности органов государственной власти Смоленской области с налоговыми и другими контролирующими органами. Положительные результаты совместной работы - это не только рост бюджетных доходов, но и укрепление налоговой дисциплины. Увеличению собственной доходной базы должны способствовать принятие и реализация концепции развития налоговой базы области, которую целесообразно разработать как можно быстрее. Мы намерены продолжать политику привлечения капитала в область. В ее основе будет лежать стратегия развития инвестиционной деятельности. Администрация области будет и впредь способствовать повышению инвестиционной привлекательности региона: совершенствовать региональное законодательство, снижать риски предпринимательской деятельности, развивать соответствующую инфраструктуру. Одним из резервов оживления инвестиционной активности является вовлечение средств юридических и физических лиц в жилищное строительство.

Основные направления бюджетной политики в области расходов.

Расходная часть областного бюджета - это инструмент достижения важнейших социальных целей. И главным приоритетом в бюджетных расходах на 2004 год будет социальная сфера: образование, здравоохранение, социальная политика, культура, а также сельское хозяйство. Формирование расходной части областного бюджета производилось преимущественно с использованием программно-целевого метода. Основные принципы формирования расходной части бюджета области:

- прозрачность бюджетного финансирования;

- соблюдение режима экономии;

- сокращение неэффективных бюджетных расходов;

- сокращение кредиторской задолженности областного бюджета по своим обязательствам при полном обеспечении текущих выплат и расчетов;

- обязательность и своевременность финансирования бюджетных учреждений. Исходя из этих принципов, мы будем: повышать ответственность за управленческие решения и их реализацию (законы Смоленской области следует принимать только с учетом последствий для бюджета области); осуществлять планирование расходов областного бюджета в привязке к среднесрочным бюджетным показателям; разрабатывать механизмы, обеспечивающие заинтересованность государственных органов власти Смоленской области и бюджетных учреждений в улучшении качества предоставляемых услуг; повышать ответственность заказчиков областных целевых программ за результаты их реализации; оптимизировать и сокращать структуру органов государственной власти области и органов местного самоуправления. Проведем и сокращение численности государственных и муниципальных служащих.

Для обеспечения социальных гарантий жителям Смоленской области разработан комплекс мероприятий. В сфере образования: разработка и установление региональной составляющей государственного стандарта общего образования; решение проблем функционирования крайне затратной сети малокомплектных сельских школ; продолжение реконструкции школьных зданий; в системе среднего и высшего профессионального образования будет продолжена структурная перестройка подготовки специалистов в соответствии с требованиями рынка труда. В здравоохранении: развитие материально-технической базы здравоохранения; совершенствование системы лекарственного обеспечения населения области; внедрение в медицинскую практику современных методов диагностики и лечения; привлечение профессиональных ассоциаций и общественных объединений к реализации государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки; модернизация системы обязательного медицинского страхования; повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья. В сфере физической культуры: увеличение занимающихся физической культурой и спортом в секциях и группах оздоровительной направленности в учреждениях всех типов и форм собственности; развитие массового, общедоступного спорта. Конечно, для области престижно иметь профессиональные спортивные команды, но средств на их содержание в областной казне нет. Вместе с тем, мы поддерживали и будем поддерживать талантливых спортсменов, добивающихся значительных результатов в спорте высших достижений. Выделение значительных средств на строительство новых и реконструкцию существующих спортивных сооружений. Так, уже в ближайшее время начнется строительство ледового комплекса в Смоленске. Запланированы ресурсы для строительства и ремонта спортзалов и спортплощадок в районах области. Вложения в физкультуру и спорт как раз и относятся к тем расходам, которые позволяют сократить затраты по другим статьям. В частности, чем больше будет доля населения, ведущего здоровый образ жизни, тем ниже расходы на здравоохранение.

В сфере социальной защиты населения: приоритетом является выполнение обязательств государства перед ветеранами, инвалидами и другими категориями граждан, нуждающихся в государственной защите; расширение перечня предоставляемых услуг. Для этого планируется перепрофилировать социальные учреждения в районах области; развитие института приемной семьи; организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков, в первую очередь из категорий, требующих особой заботы государства, а также работа по решению проблемы детской безнадзорности. Особое внимание уделяется молодежной политике. Будет продолжена практика поддержки студенческой и учащейся молодежи, детских и юношеских общественных организаций. Но главное направление деятельности - создание условий для самореализации молодого поколения и внедрение целевой программы по обеспечению жильем молодых семей.

В агропромышленном комплексе:

Бюджетные средства в рамках программы "Социальное развитие села в Смоленской области до 2010 года" будут направлены на развитие газификации села, сети автомобильных дорог, водоснабжения в сельской местности, строительства жилья. В области действует 8 целевых программ развития села, направленных на повышение плодородия почв, развитие животноводства и растениеводства, крестьянских подворий, кадровое обеспечение агропрома. Принципиально изменен подход к оказанию поддержки АПК. Финансовая помощь в первую очередь оказывается сельхозпредприятиям, наращивающим объемы производства. Большие надежды возлагаются на развитие льноводческой отрасли. Восстановлено элитное семеноводство, производство льна вновь становится приоритетной отраслью сельского хозяйства. Интерес к переработке этой ценной культуры проявила федеральная корпорация "Росконтракт", инвестирующая значительные средства в 7 льнозаводов. В районах области созданы 6 базовых хозяйств для производства льнопродукции.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства: основное направление деятельности - повышение эффективности отрасли, снижение себестоимости услуг и повышение их качества. Это будет достигаться и за счет изменений условий хозяйствования в сфере ЖКХ, и за счет внедрения современных технологий. Одновременно будут предприняты меры по социальной защите малоимущих слоев населения путем предоставления адресной поддержки. Совместно с муниципальными образованиями области проведена инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса. Одной из главных причин низкой эффективности ЖКХ является монополизм в отрасли. Причем монопольное положение заняли государственные и муниципальные предприятия. Они ориентированы исключительно на увеличение затрат, которые приходится покрывать за счет роста цен на услуги. Но налицо и положительные изменения. И связано это в том числе с приходом инвесторов и развитием рыночных отношений. Это уже позволило решить наболевшие проблемы с теплоснабжением в ряде населенных пунктов области. Продолжится практика перевода котельных на газ, установки оборудования поквартирного отопления и индивидуального учета потребленных услуг. В сфере ЖКХ намечен комплекс организационно-управленческих мер, направленных на оздоровление данной отрасли: разработана областная целевая программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Смоленской области на 2004-2010 годы"; разработана областная программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. В связи с этим должен отметить установившееся тесное сотрудничество с руководством Госстроя России, которое активно помогает Смоленщине в решении проблем жилищно-коммунального хозяйства; в рамках действующего законодательства будет решен вопрос о реструктуризации кредиторской задолженности областного и муниципальных бюджетов перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса и поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Будет продолжена работа по развитию инженерной инфраструктуры области. В 2003 году на газификацию области было затрачено более 70 миллионов рублей. В наступающем году этот показатель сохранится.

Политика в области межбюджетных отношений.

Стратегической задачей в области межбюджетных отношений должно стать формирование их более прозрачной и объективной системы, в первую очередь за счет совершенствования методики распределения средств финансовой поддержки муниципальных образований области. Такой механизм будет стимулировать реализацию на местах более ответственной бюджетной политики, развитие собственной доходной базы. Главным принципом построения межбюджетных отношений станет четкое и обоснованное разграничение расходных полномочий и соответствующих им доходных источников между областным и местными бюджетами.

Схема разграничения расходных полномочий и, соответственно, доходных источников на 2004 год состоит из следующих позиций:

- выделение из областного бюджета субвенций местным бюджетам для реализации государственного стандарта общего образования;

- дотирование и субсидирование за счет средств областного бюджета расходов местных бюджетов по топливно-энергетическому комплексу;

- принятие на областной уровень финансовых обязательств по страховым взносам за неработающее население в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования.

Планирование расходов 2004 года в форме субвенций и субсидий бюджетам муниципальных образований Смоленской области было произведено с учетом областных целевых программ и целевых видов расходов. В бюджете следующего года осуществлен переход к определению межбюджетных отношений на основе единых нормативов отчислений от федеральных налогов.

Заключение.

Работа над бюджетом началась уже с августа 2003 года. Причем в его подготовке с первых дней принял участие беспрецедентно широкий круг заинтересованных лиц - главы муниципальных образований, депутаты областной Думы, департаменты администрации, представители общественных организаций. Было проведено 15 заседаний профильных комитетов Думы. Прошли депутатские слушания и заседания трехсторонней комиссии, многочисленные рабочие группы в администрации и областной Думе, на которых были урегулированы все спорные моменты. Замечания и предложения каждого из участников процесса формирования бюджета тщательно прорабатывались, обсуждались и учитывались. Я хочу выразить благодарность всем, кто провел эту огромную, ответственную работу и сделал все, чтобы мы вошли в наступающий год с основным финансовым документом области.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail