В августе прошлого года приказами Министерства по налогам и сборам РФ утвержден новый порядок постановки на учет крупнейших налогоплательщиков в межрегиональных налоговых инспекциях. В соответствии с этим приказом крупнейшие российские нефтехимические и нефтегазовые предприятия, а также производители этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции будут состоять на учете в Москве и Нижнем Новгороде и, следовательно, направлять туда отчеты о результатах своей деятельности.

Некоторые из областных СМИ расценили утверждение налогового администрирования как беспрецедентную акцию, которая будто бы грозит большими потерями бюджету Самарской области в виде перевода уплаты налогов в Москву и Нижний Новгород. Говорят также о том, что Самарский регион в очередной раз стал местом проведения общероссийского эксперимента. В связи с этим возникла необходимость в официальном комментарии. Нововведение, о котором идет речь, коснется не только Самарской области, но и всех остальных субъектов Российской Федерации, так как исполнение приказов Министерства по налогам и сборам РФ обязательно для всех территориальных налоговых органов России. Кроме того, налоговое администрирование не предполагает перераспределения финансовых потоков между регионами и изменения действующей системы распределения налоговых платежей. В соответствии с налоговым законодательством налоги, поступающие в региональные и местные бюджеты, уплачиваются предприятиями по месту их нахождения, а не по месту постановки на учет. Следствием введения налогового администрирования на межрегиональном уровне в отношении крупных налогоплательщиков станет, с одной стороны, усиление контроля федерального центра за финансово-хозяйственной деятельностью крупных предприятий на территории регионов. С другой стороны, подобное управление может вызвать достаточно серьезные последствия для самих предприятий, а не для региона в целом. С переводом крупнейших налогоплательщиков на учет в межрегиональные налоговые инспекции станет невозможной поддержка предприятий со стороны администрации области. В первую очередь это будет связано с отсутствием информации о состоянии расчетов предприятий с областным и местными бюджетами. В настоящее же время, в целях развития налоговой базы региона, в соответствии с действующим законодательством РФ и Самарской области региональные власти оказывают поддержку многим крупным предприятиям региона в виде предоставления отсрочек, рассрочек, налоговых и инвестиционных налоговых кредитов в части налоговых платежей, поступающих в областной бюджет. Необходимо также отметить, что в соответствии с приказом Министерства по налогам и сборам РФ в функции межрегиональных инспекций не входят учет налогоплательщиков и контроль за поступлениями от них текущих налоговых платежей. Таким образом, формирование подразделений по учету налогоплательщиков потребует изменения уже действующих ведомственных актов Министерства налогов и сборов РФ и достаточно значительных финансовых затрат. Поэтому введение нового порядка будет осуществляться постепенно в течение нескольких лет. К налоговому администрированию на федеральном уровне относятся следующие организации Самарской области: Муниципальное учреждение "Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Тольятти"; КЖД (Куйбышевская железная дорога) МПС РФ; ОАО "Родник"; ОАО "АВТОВАЗ"; ОАО "Самараэнерго"; ОАО "Самаранефтегаз". На окружном уровне: ФГУП ГНПРКЦ "ЦСКБ-ПРОГРЕСС" Самарский завод Прогресс; ОАО "Кондитерское объединение "Россия"; ОАО "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод"; ООО "Самаратрансгаз"; ОАО "Тольяттиазот"; ОАО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод".