"Президент согласился с предложениями губернатора".

("Вечерний Красноярск" 26.12.03)

23 ДЕКАБРЯ СОСТОЯЛАСЬ РАБОЧАЯ ВСТРЕЧА ГУБЕРНАТОРА КРАЯ АЛЕКСАНДРА ХЛОПОНИНА С ПРЕЗИДЕНТОМ РФ ВЛАДИМИРОМ ПУТИНЫМ

По информации постоянного представительства администрации края при Правительстве РФ, во время встречи Александр Хлопонин обсудил с президентом несколько вопросов.

А.Г. Хлопонин вынес предложение об исчислении трудовых пенсий на территориях Крайнего Севера России. Суть предложения заключается в том, что Закон "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера", принятый в 1993 г., гарантировал исчисление трудового стажа для "северян" в полуторном размере, в результате чего "северяне" имели возможность выйти на пенсию раньше. Новое же пенсионное законодательство предусматривает только календарное исчисление стажа, вне зависимости от места проживания и работы.

Губернатор предложил президенту поручить Министерству труда и социального развития внести поправки в Закон "О трудовых пенсиях в РФ", сохраняющие льготы "северянам" по полуторному исчислению стажа, чтобы жители северных районов не пострадали в результате пенсионной реформы.

Вторым вопросом было обсуждено предложение А.Г. Хлопонина о строительстве Богучанской ГЭС.

Для завершения строительства Богучачской ГЭС - ключевого объекта для развития энергоемких промышленных проектов в Сибири - необходимо финансирование в объеме 30 миллиардов рублей в период 2004 - 2010 г.г. (вместе с инфраструктурными затратами - 60 млрд руб.). Нынешний темп финансирования достройки станции за счет средств абонентской платы РАО "ЕЭС" недостаточен (полмиллиарда рублей в 2003 г. и 400 млн рублей в 2004 г.).

Между тем администрация Красноярского края провела серию переговоров с частными инвесторами, готовыми вложить собственные средства в достройку станции. При этом инвесторы гарантируют по завершении строительства потребление 85% электроэнергии ГЭС за счет строительства промышленных энергоемких объектов на территории Красноярского края, в частности в районе Нижнего Приангарья (проекты в лесоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли, освоение месторождений олова, свинца, магнезита и пр.).

Губернатор предложил президенту дать поручение правительству РФ, РАО "ЕЭС" и ОАО "РЖД" рассмотреть возможность поддержки проводимых администрацией Красноярского края мероприятий по привлечению частных инвестиций в достройку Богучанской ГЭС. Общий объем инвестиций в экономику края в случае достройки ГЭС составит не менее 120 миллиардов рублей, ожидаемый прирост ВРП составит 30 миллиардов рублей.

В связи с достройкой этой гидростанции А. Хлопонин обратился также с предложением о расселении населенных пунктов из поймы затопления строящейся Богучанской ГЭС.

Жители 23 населенных пунктов, расположенных в пойме затопления строящейся Богучанской ГЭС (1363 семьи), в течение 20 лет, пока длится строительство, не имеют устойчивой связи, стабильного энергоснабжения, гарантированной медицинской помощи и образования.

Губернатор предложил президенту поручить правительству подготовку постановления о расселении жителей из зоны затопления строящейся ГЭС.

На встрече с президентом был поднят вопрос о строительстве еще одного объекта энергетики - Железногорской ТЭЦ.

Суть предложения губернатора заключается в следующем. Согласно российско-американскому соглашению о прекращении производства оружейного плутония, в 2006 г. должен быть закрыт реактор в Железногорске, принадлежащий ФГУП "Горно-химический комбинат". Этот реактор является базовым источником энергии для Железногорска. Замещающий источник энергии не построен. Губернатор предлагает построить новый источник энергии для Железногорска и ряда сопредельных территорий на базе незавершенного строительства Сосновоборской ТЭЦ ОАО "Красноярскэнерго", для чего требуется согласованное решение РАО "ЕЭС", Минатома, Минэкономразвития.

Большое значение для красноярцев имеет строительство автодороги М-53 "Байкал" в объезд краевого центра, о чем также шел разговор на встрече президента с губернатором.

Автодорога М-53 "Байкал" является единственной магистралью, соединяющей Европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. Автодорога обеспечивает связь с Китаем и Монголией.

В Красноярске М-53 проходит в пределах городской черты, пропускная способность не соответствует загрузке магистрали, затрудняет организацию транспортного потока. В 2002 г. Минтранс РФ и администрация Красноярского края подписали соглашение о долевом финансировании до 2007 г. строительства дороги "Обход Красноярска автодорогой М-53 "Байкал" с мостом через Енисей": 70% - средства федерального бюджета, 30% - средства краевого бюджета.

Губернатор предлагает президенту поручить Минтрансу России включить строительство объезда Красноярска в перечень приоритетных объектов для финансирования в 2004-2007 гг.

Как сообщила пресс-служба Совета администрации края, после окончания встречи Александр Хлопонин заявил, что президент отдал распоряжения соответствующим ведомствам поддержать эти инициативы администрации Красноярского края.

"О строительстве Богучанской ГЭС".

("Красноярская газета" 26.12.03)

Губернатор края Александр Хлопонин встретился с президентом Владимиром Путиным.

А. Хлопонин предложил президенту поручить Министерству труда и социального развития внести поправки в закон "О трудовых пенсиях в России". Поправки позволят сохранить льготы "северянам".

Во время встречи обсуждался также вопрос строительства Богучанской ГЭС. Губернатор предложил президенту поручить правительству России, РАО "ЕЭС" и компании "Российские железные дороги" рассмотреть возможность поддержки проводимых администрацией проектов по привлечению частных инвестиций. Для завершения строительства Богучанской ГЭС необходимо финансирование в объеме 30 миллиардов рублей до 2010 года.

Нынешний темп финансирования достройки станции за счет средств абонентской платы РАО ЕЭС недостаточен. Между тем администрация края провела серию переговоров с частными инвесторами, готовыми вложить собственные средства в достройку станции. При этом инвесторы гарантируют по завершении строительства потребление 85 процентов электроэнергии ГЭС за счет строительства промышленных энергоемких объектов на территории края.

Встречу В. Путина с А. Хлопониным обсуждают красноярские политики. Депутат Законодательного собрания края Олег Пащенко считает, что встреча может принести пользу краю: "Хлопонин оказался победителем после думских выборов. Показал Москве, что край он держит на контроле. И теперь вправе выдвинуть Путину ряд предложений. Например, ослабить налоговую давку. Однако у меня плохой прогноз на будущий год. Мне кажется, давление Москвы на регионы усилится".

"Краевой бюджет. 27:6 в пользу Хлопонина".

(Алексей Осадчий "Красноярская газета" 26.12.03)

25 декабря депутаты Законодательного Собрания приняли во втором чтении краевой бюджет на 2004 год. Из-за этого архиважного вопроса депутаты и собрались на сессию за неделю перед новым годом и сразу же после католического Рождества. Впрочем, судя по высокой явке, католиков в краевом парламенте немного.

ХЛОПОНИН, получив от законодателей такой новогодний подарок, может смело ехать на праздники в столицу. Двадцать семь парламентариев (при необходимых 22-х голосах) одобрили бюджет 2004, против проголосовали лишь шестеро: депутаты-коммунисты Горлов, Пащенко, Бибикова, Медведев, Севастьянов... А еще двое воздержались.

Всего-то и споров было - является ли бюджет на 2004 год бюджетом развития, или нет. Законодатели отпускали комплименты администрации за отлично свёрстанный бюджет, А.В. Новак в ответ благодарил депутатов ЗС и экспертно-правовое управление Законодательного Собрания за конструктивную работу.

У меня сложилось такое впечатление, что политэлиту больше волнуют уже грядущие в марте досрочные выборы мэра Красноярска и депутатов городского совета. А в краевом парламенте депутаты, уходящие на повышение в Госдуму, приглашали коллег "побеседовать" в перерыве в депутатской столовой. По окончании перерыва вдоволь набеседовавшиеся законодатели слушали рассказ губернатора о том, как он в Москве был и с В. Путиным говорил. Александр Геннадиевич убежден, что Красноярский край после этой исторической встречи все же постарается совершить мощный рывок в светлое будущее.

В марте состоятся довыборы в Законодательное Собрание в трёх округах. Претендентов на освободившиеся места наберётся предостаточно, нет сомнений, что в депутатский корпус ЗС изберут достойных людей. Вот только кто заменит уходящую Кармазину? Ведь Раиса Васильевна не только возглавляла комиссию по финансам, бюджету и налоговой политике, но и в порядке общественной нагрузки перецеловала весь политхозяйственный бомонд Красноярского края. Так это у Раисы Васильевны здорово, от души выходило, а как теперь быть, кто поднимет знамя?

Из разряда, можно сказать, курьезных был результат по голосованию о Валерии Мельникове, главе Норильска, которого суд грозит потеснить с должности. Депутаты по предложению О.Пащенко в очередной раз проголосовали против того, что бы отдать Мельникова "на съедение": 14 - "за", 8 - "против", 8 - воздержались.

"Доходы поделены".

(Елена Михайловская "Городские новости" 26.12.03)

ДЕПУТАТЫ УВЕРЕНЫ, ЧТО ПРОГОЛОСОВАЛИ ЗА РЕАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Результат голосования парламентариев по бюджету следующего года был во многом предопределен еще до начала заседания. Мало у кого возникали сомнения в том, что документ будет принят окончательно именно сейчас.

И две ветви краевой власти подтвердили свое умение работать слаженно, подготовив новый вариант основного финансового документа в те сроки, которые изначально и назывались. Правда, по словам парламентариев, окончательный текст бюджета со всеми поправками они увидели лишь поздно вечером накануне голосования. Но, наверное, важнее то, что в нем нашли отражение все основные поправки депутатов.

Краевая казна между первым и вторым чтением несколько "потяжелела". Если конкретнее, то администрация края увеличила доходную часть бюджета на 614 миллионов рублей. Но все эти деньги тут же были потрачены, в смысле-распределены между расходными статьями основного финансового документа. Больше всего дополнительных денег направлено на строительство жилья взамен ветхого и аварийного - 100 миллионов рублей дополнительно к такой же сумме, изначально внесенной в проект бюджета. Около полутора миллионов рублей приплюсовано к расходам на покупку медикаментов, в том числе около 5 миллионов - для онкологических больных. Несколько увеличены расходы на приобретение спортивного инвентаря для общеобразовательных школ, на финансирование учреждений культуры.

А вот сельское хозяйство "лишних" денег не получило. Средства, как отметил депутат Василий Еремин, лишь перераспределились из одной статьи расходов в другую, и не более того. Между тем парламентарии, представляющие аграриев, предложили увеличить затраты на субсидии для производителей мяса и зерновых культур на 135 миллионов рублей. Все, что смогла предложить взамен исполнительная власть, - внести часть этих расходов, 83 миллиона рублей, в число первоочередных трат, которые будут учтены при корректировке бюджета.

Подобная практика уже использовалась краевыми властями, когда принимался основной финансовый документ нынешнего года. После долгих дебатов о необходимости внести в него дополнительные суммы по различным видам расходов, основные из них были включены в постановление Законодательного собрания. По словам заместителя губернатора Александра Новака, подавляющее большинство пунктов этого постановления по итогам года выполнено. При корректировках бюджета на эти цели было предусмотрено около 400 миллионов рублей.

Постановление, которое приняли депутаты на нынешней сессии и в котором рекомендовали исполнительной власти первоочередные дополнительные затраты, пока не учтенные в бюджете на будущий год, оценивается в чуть большую сумму - полмиллиарда рублей. Почти половину этих средств-200 миллионов-депутаты предлагают также направить на финансирование строительства жилья взамен ветхого и аварийного, так что принятая несколько лет назад краевая программа в 2004 году наверняка сдвинется с мертвой точки.

Кроме того, депутаты предлагают краевой власти достроить несколько лечебных учреждений в крае - городскую больницу в Бородине, больничные комплексы в Березовке, Ярцеве, Манском районе. Все они находятся почти в 100-процентной готовности, но из-за этого "почти" бюджет тратит средства на их содержание, отопление, охрану, но своих функций эти учреждения пока не выполняют. На их сдачу в эксплуатацию не хватает, может, и небольших, но пока неучтенных в бюджете сумм. Возможно, при корректировке они появятся. По крайней мере, в том, что они станут первоочередными, депутаты заверения получили.

Если учесть, что большинство краевых парламентариев не сомневаются в том, что основной финансовый документ будущего года абсолютно реален к исполнению, то можно предположить: определенные дополнительные доходы в казну, как и в нынешнем году, поступят. Соответственно, появится возможность и в дополнительном финансировании расходов. Главное - уже сейчас определить приоритеты.

Кстати, в своем комментарии итогов голосования за бюджет-2004 губернатор края Александр Хлопонин отметил, что критики бюджета как таковой со стороны депутатов он не услышал. Основной финансовый документ года принимался спокойно, а оценки бюджета, прозвучавшие с трибуны сессии, были, на взгляд губернатора, скорее политическими.

Действительно, с момента внесения в Законодательное собрание, бюджет будущего года называли по-разному: и бюджетом развития (с учетом внесенного в документ 1 миллиарда рублей на инвестиционные проекты), и революционным (с учетом новой системы межбюджетных отношений), и, напротив, инерционным (с учетом того, что резкого увеличения доходов документ не предусматривает). Были и другие эпитеты, каждый из которых в определенной мере действительно можно применить к основному финансовому документу будущего года.

Но, безусловно, главная его оценка все же была положительной: 27 депутатов высказались "за" принятие бюджета в представленном ко второму чтению варианте, и только шестеро высказались против. В новый год край вступает с утвержденными доходами и расходами.

"Тихие игры".

(Вячеслав Засыпкин "Городские новости" 26.12.03)

Даже люди верующие понимают, что не все написанное в Библии следует воспринимать буквально. Например, создание Богом всего сущего за шесть дней. И уж вряд ли для обсуждения этого вопроса будут созывать теологические конференции. Хотя религия и признает феномен чуда.

Экономика этого феномена не признает. Поэтому обсуждение программного заявления губернатора об удвоении валового регионального продукта к 2010 году, состоявшееся недавно в красноярском Доме журналиста, производит довольно странное впечатление. Достаточно знать динамику роста ВРП в крае, чтобы понять, что это не самое бесспорное его заявление. И потом, никто не проводит "круглые столы", чтобы обсудить аналогичное заявление президента РФ.

От губернатора и его команды чуда никто и не ждет. Достаточно того, что мы имеем вполне адекватно реагирующую власть, прогнозируемую политическую и, в определенной мере, экономическую ситуации. Что же касается конкретных приоритетов развития экономики края, то об этом уже столько говорилось, что вряд ли можно придумать нечто новое.

Вероятно, подобные мероприятия являются своеобразной игрой, имеющей психотерапевтическое значение. На эту мысль наводит высказывание депутата ЗС Олега Пащенко о принятии бюджета на 2004 год. Цитируем: "Надо, чтобы исполнительная власть видела, что бюджет принимается очень тяжело, опять с авансом. Нужно, чтобы мы поспорили за многие его положения, чтобы в будущем бюджет был лучше". Только вот для воплощения этой идеи требуется незаурядное исполнительское мастерство. А то исполнительная власть скажет, как Станиславский: "Не верю!".

Ведь на самом деле существенных возражений по проекту главного финансового документа края никто кроме Счетной палаты не выдвигал. Специалисты ОАО "СУЭК" с немалым удивлением изучают сейчас записку Счетной палаты Красноярского края от 28 ноября "О расчетах с бюджетом ОАО "СУЭК". Согласно этому документу за 10 месяцев текущего года в консолидированный бюджет Красноярского края угледобывающими предприятиями перечислено всего лишь 2,77 миллиона рублей. Между тем руководство компании утверждает, что только налог на прибыль, перечисленный угледобывающими предприятиями края в консолидированный бюджет, составил за этот период более 42 миллионов. Кто прав - очевидно, выяснится в январе, когда в ЗС края будет представлен анализ записки Счетной палаты, выполненный специалистами "СУЭК", а управляющий филиалом "СУЭК" в Красноярске Александр Кузнецов выступит перед парламентариями.

В конце года неожиданно оживилась порядком пронафталиненная "ядерная" тема. Поводом послужила просочившаяся информация об активизации Минатома в деле строительства международного ядерного отстойника на территории края. Разумеется, это не могло не вызвать реакции "зеленых", тут же собравших пресс-конференцию под лозунгом: "ЗАТО - черные дыры российской экономики". В чем практическая польза подобных мероприятий- не совсем ясно, хотя на некоторые размышления наводит позиция некоторых представителей антиядерного движения в так называемом "деле "Мехмаша". И прежде всего то, что такая позиция вообще есть. Ведь дело о хищении бюджетного кредита в Железногорске, вообще говоря, никакого отношения к благородной задаче ядерного нераспространения не имеет.

Продолжается титаническая эпопея выколачивания долгов с аграриев (вот, кстати, пример порядочной "черной дыры"). Администрация от слов решила перейти к делу, то есть ко взысканию долгов через арбитражный суд. Но прежде чем пойти на эту крайнюю меру, должникам разослали несколько сот писем. Крупнейшими должниками являются самые развитые аграрные районы фая - Назаровский и Ужурский. И поскольку объяснить этот удивительный факт, оставаясь на материалистических позициях, невозможно, то заместитель губернатора Виктор Раздуев вынужден искать движущие силы в сфере чистого идеализма, предположив, что причиной невозврата долгов является косность мышления. Дескать, руководители привыкли, что долги забудут и простят. А лучше сказать так: аграрии тоже играют в свои игры. Где все почти как в жизни. Только ответственность "понарошку".

"Кричалки, хвалилки и хотелки".

(Эрих Пырх "Красноярский рабочий" 26.12.03)

Вчера на первом заседании IX сессии Законодательного Собрания края депутаты приняли во втором чтении краевой бюджет на 2004 год.

Заседание, повестка которого насчитывала свыше двадцати вопросов, проходило в нервозной обстановке. Постоянный шум в зале, регулярные препирательства парламентариев - все это вынуждало спикера ЗС Александра Усса то и дело заниматься увещеваниями коллег, далеко не всегда успешными. "То ли приближение Нового года сказывается, то ли еще что, - недоумевал он. - Пора бы прекратить упражнения в остроумии и продолжить работу".

А работы в этот день было достаточно. Первым делом народные избранники обозначили кадровые вопросы. Выяснилось, что следует избавить от полномочий депутата ЗС не только прошедших в Госдуму Игоря Исакова, Раису Кармазину и Валерия Сергиенко, но и Веру Оськину, чей новый статус наконец-то благополучно определился. Попутно сессия решила рассмотреть ставший уже одиозным вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Валерия Мельникова, избранного на должность главы Норильска. Несмотря на представление краевой прокуратуры, которая потребовала незамедлительно устранить нарушения законодательства, Мельникова снова оставили депутатом ЗС.

О других вопросах мы расскажем в следующих номерах "Красноярского рабочего", а пока сосредоточимся на главном. В том, что краевой бюджет на 2004 год будет принят 25 декабря, сомневаться не приходилось - об этом свидетельствовал общий настрой чиновников краевой администрации и депутатского корпуса. Что, впрочем, вовсе не означает, что они слились в экстазе сладостного взаимопонимания и упоительной конструктивности. Разногласий по-прежнему хватает, но многие из них удалось сгладить, приведя различные точки зрения к общему знаменателю.

К примеру, перед вторым чтением депутатов "напрягло" предложенное распределение одного миллиарда рублей, который наполнит стабилизационный фонд краевого бюджета. Некоторым муниципальным образованиям доставались жирные куски, а иным - вообще ничего. Родился такой компромисс: прописать средства фонда в бюджете отдельной строкой и не распределять их до разработки приемлемой методики и разумного механизма. Для Туруханского района, который претендовал более чем на четверть всех денег, решили выделить беспроцентную бюджетную ссуду.

Замгубернатора, начальник главного финуправления Александр Новак заверил, что краевая администрация прилежно учла замечания экспертно-правового управления ЗС и по возможности удовлетворила все пожелания депутатов, изложенные в бюджетном постановлении краевого парламента. Правда, выяснилось, что удовлетворены не все и не полностью. Скажем, Василий Еремин был недоволен тем, что 132 миллиона рублей, выделяемых селянам на покупку инсектицидов, гербицидов и протравку семян, - это не дополнительные средства, как он ожидал, а всего лишь результат перераспределения денег внутри отрасли. Зато 15 миллионов рублей плюсом "отхватило" здравоохранение на приобретение медикаментов (в том числе 5 миллионов - для онкологических больных). На 80 миллионов рублей увеличены расходы на природно-ресурсный блок. Со ста до двухсот миллионов рублей возрастут ассигнования на программу строительства жилья взамен ветхого и аварийного.

В целом же новая редакция законопроекта о краевом бюджете предусматривает следующие изменения: расходная часть увеличена почти на 617,5 миллиона рублей, доходная - на 619 миллионов, то есть дефицит подрос меньше чем на 1,6 миллиона рублей. Новак назвал обновленный бюджет более прозрачным, а также сбалансированным и реалистичным. И тут же был осыпан почестями вместе с другими чиновниками краевой администрации. Перечислю лишь некоторые здравицы. Раиса Кармазина: "Хочу отметить очень слаженную работу депутатов и администрации". Василий Еремин: "Хотел бы высказать благодарность новой администрации, которая совершила переворот в подходе к развитию села... Это очень хороший, разумный бюджет". Юрий Абакумов: "Спасибо Новаку - при обсуждении законопроекта в комиссиях он ни разу не сорвался на крик и своим поведением стимулировал нормальную работу над бюджетом". Попутно депутаты выразили горячую признательность краевой прокуратуре, которая впервые, да еще в сжатые сроки изучила проект бюджета и нашла в нем ряд несоответствий законодательству, в основном Бюджетному кодексу. Не беда, что стороны остались при своем мнении.

Меньший восторг выказали Алексей Клешко ("мы только-только начинаем наводить порядок в бюджетной политике"), Владимир Горлов ("ничего принципиально не изменилось между первым и вторым чтением"), Игорь Захаров ("претензий к бюджету масса"), Всеволод Севастьянов ("мы, конечно, запишем в постановление свои "хотелки", но удастся ли их выполнить?") и Петр Медведев ("вы посмотрите, как живет Идринский район, а не мажьте мне губы медом"). В итоге бюджет был принят 27 голосами при шести "против" и двух воздержавшихся. Заодно депутаты утвердили очередное постановление с "хотелками".

"Налог не прибыл".

(Андрей Огнев "Известия - Красноярск" 26.12.03)

КРАЕВАЯ ВЛАСТЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗБИРАТЬСЯ С ОЛИГАРХАМИ

На днях политическая и экономическая верхушка нашей территории показала, что хлопонинская системность - не только декларации, но принципиально новый стиль поведения. После того как руководители администрации Красноярского края позволили себе ряд резких высказываний в адрес нефтяной компании "ЮКОС", под удар местного бомонда попала и другая олигархическая корпорация - СУЭК, причем в атаку на угольных магнатов вместе с исполнительными чиновниками включились и представители законодательной ветви.

Как сообщила пресс-служба Красноярского филиала Сибирской угольно-энергетической компании, "мы категорически опровергаем информацию о снижении налоговых поступлений в консолидированный краевой бюджет, содержащуюся в записке Счетной палаты Красноярского края "О расчетах с бюджетом ОАО "СУЭК". Так, по итогам десяти месяцев 2003 года в консолидированный бюджет территории угледобывающими предприятиями "СУЭК-Красноярск" по налогу на прибыль перечислено 42,1 млн. рублей, а не 1,014 млн. рублей, как утверждается в записке за подписью председателя счетной палаты Ивана Ланчинского...". А дальше в пресс-релизе компании говорится, что и данные о налоге на имущество в пресловутой записке кардинально разнятся - по версии Ивана Ланчинского, СУЭК перевел за 10 месяцев только 2,77 миллиона рублей, а "на самом деле" уплачен 151 миллион. Столь серьезные разночтения могут быть вызваны, разумеется, самыми удивительными факторами, свойственными традиционной российской борьбе власти и бизнеса: достаточно вспомнить, сколько неодинаковых трактовок налогов от того же "ЮКОСа" свалилось на головы аудитории Красноярского края.

Окончательное выяснение отношений между СУЭК и счетной палатой (утверждаемой, кстати, Законодательным собранием), ожидается в январе. Управляющий филиалом СУЭК Александр Кузнецов должен будет выступить перед депутатами постоянной комиссии по собственности, возглавляемой Всеволодом Севастьяновым. Тогда, вероятно, и можно будет приблизиться к истине - а пока разница фискальных сведений в 40 и даже 50 раз ничего, кроме кривотолков, вызвать не может. Руководитель пресс-службы "СУЭК-Красноярск" Марина Смирнова заявила "Известиям", что не представляет себе, откуда, собственно, вообще появилась записка Ивана Ланчинского. "Создается впечатление, что документ счетной палаты взят с потолка", - сказала Марина Смирнова.

Есть и еще одно обстоятельство. Во время подобных скандалов весьма часто приводятся показатели от фирм или компаний со сходным или даже одинаковым названием - наше законодательство, к сожалению, допускает существование контор-двойников. Как, например, на заводе химических волокон или целлюлозно-бумажном комбинате. И тогда приводимые цифры, в зависимости от интересов той или иной стороны, становятся, достоянием общественности. Однако, как удалось выяснить "Известиям - Красноярск", имя СУЭК единственно и неповторимо. Более того, филиал этой компании, в отличие от, например, банковских структур, является полноправным юридическим лицом, платит налоги сам, отчитывается перед местными властями тоже сам.

Следовательно, дело в чем-то другом. В чем же? Быть может, есть смысл вновь обратиться к сложившейся модели взаимоотношений красноярской администрации и олигархов - ведь о проблемах компании "ЮКОС" здесь громко заговорили после того, как с рядом важных заявлений выступил вице-губернатор Сергей Сокол. Своего рода отмашка дана - затем, как понятно далее, к конфликту подключаются другие VIP-персоны. Сергей Сокол, как и следовало ожидать, накануне скандала со счетной палатой выразил свое отношение и к СУЭКу. "План поставок угля в территории Красноярского края систематически не выполняется", - заметил Сергей Михайлович. Очевидно, что краевая администрация раздражена главой СУЭК Олегом Мисеврой. Это подтверждается и крайним недовольством одного из муниципальных руководителей - мэром города Назарова Владимиром Шандуровым. По его мнению, действия СУЭК могут повлечь за собой удорожание электроэнергии в Красноярском крае. Как сообщил Шандуров, в 2004 году Сибирская угольно-энергетическая компания, владеющая Назаровским разрезом, по предварительным данным, планирует сократить добычу угля на нем с 5 до 3,2 миллиона тонн. Между тем именно 5 миллионов тонн требуются для Назаровской ГРЭС. Уголь, как говорит Владимир Шандуров, придется завозить с соседних разрезов. Можно было бы еще привести цифровые данные от краевых депутатов, явно раздраженных Мисеврой (они не в пользу угольщиков), но, в принципе, картина ясна. Под вопросом оказалась сама стратегия долгосрочного сотрудничества краевой администрации и топливной корпорации.

"Богатства Сибири вряд ли будут прирастать Сибирью".

(Виталий Пырх "Красноярский рабочий" 26.12.03)

Главный итог десятилетней российской приватизации такой: почти вся промышленность страны к востоку от Урала перешла в руки столичных и зарубежных финансово-промышленных групп. Недавно сибиряки пережили знаковое событие: во главе Красноярского алюминиевого завода стал менеджер из Австралии, который общается с трудовым коллективом через переводчика. Несколько таких зарубежных менеджеров работает и на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе. Хозяева этих частных предприятий объясняют появление зарубежных специалистов тем, что именно иностранный управленческий опыт поможет России выйти на мировой уровень, так необходимый нашей экономике в преддверии вступления в ВТО.

И на первый взгляд, вроде бы действительно все обстоит так. В "Норильском никеле", например, на производстве 250 тысяч тонн металла занято сейчас более тысячи человек, в то время как у конкурирующей канадской компании - только 95. Смогут ли отечественные управленцы, воспитанные еще советской властью, "резать по живому"? Тут, безусловно, иностранцы сподручнее...

Но есть, однако, и иная точка зрения на эту проблему. Не рискуя пока вкладывать в нашу экономику приличные средства, Запад тем не менее хотел бы прибрать к своим рукам отечественную промышленность - через скупку контрольных пакетов акций, через тот же иностранный менеджмент. Именно этой точки зрения придерживается председатель постоянной комиссии по экономической политике и собственности Законодательного Собрания края Всеволод СЕВАСТЬЯНОВ.

- Всеволод Николаевич, как же все-таки произошло, что такой богатейший регион, как Красноярский край, оказался "с носом"? Сибирякам почти ничего, кроме бань и подобной "мелочи", сейчас не принадлежит. Исключение составляет только завод цветных металлов, возвращенный в краевую собственность "Норильским никелем" за бюджетные долги.

- Давайте вспомним, с чего все начиналось. К концу восьмидесятых годов в регионе из всех основных производственных фондов 90 процентов принадлежало СССР, семь процентов - Российской Федерации и только три процента находилось в собственности края. И никого это тогда не волновало, так как вся промышленность работала на страну.

Но когда волею судеб я попал в начале девяностых в кресло председателя краевого совета народных депутатов, было уже ясно, в каком направлении развиваются события. И мы попытались эту ситуацию изменить - только по этому вопросу я дважды встречался с Ельциным, писали мы письма и в правительство. Что-то у нас получалось, что-то нет, но все-таки изрядную часть общегосударственной собственности удалось "перетянуть". Например, в краевой собственности оказалось 18,4 процента акций Красноярской угольной компании, что с учетом условий Сибири факт, безусловно, немаловажный. У нас же остались и маленькие угольные разрезы, которые потом акционировались, но контроль за которыми край не утратил (сегодня это "Красноярсккрай-уголь"). Нам же были переданы и все ремонтные предприятия, элеваторы, автохозяйства, обеспечивающие междугородные перевозки. Но все машиностроение так и осталось в федеральном блоке, причем даже такие небольшие предприятия, как Красноярский завод лесного машиностроения, "Краслесмаш".

- А затем, помнится, началась приватизация основных фондов...

- Да, в начале этого процесса я несколько раз бывал, например, на КрАЗе и тщетно убеждал рабочих не торопиться с акционированием - не будет, мол, у вас реальной собственности. Однако тогда идея, что 51 процент акций будет принадлежать коллективу, до такой степени завладела умами, что никакие аргументы в расчет не принимались. Кто-то всерьез полагал, что сможет обогатиться, а кто-то рассчитывал на то, что так ему теперь будет пожизненно гарантирована работа. Никто ведь себе не представлял, как будут развиваться дальше события.

А они развивались целенаправленно и разрушительно. И главным образом потому, что само государство перестало участвовать в создании оборотных средств предприятий. А тут еще в стране гиперинфляция! Словом, уже через несколько месяцев после акционирования у предприятий появилась кредиторская задолженность, стала задерживаться заработная плата, и с таким вожделением полученные акции пошли "с молотка" - семьи-то нужно было кормить! Чем и воспользовались различного рода проходимцы.

- Но ведь были в Сибири и попытки остановить этот процесс?

- Конечно, были. Наиболее дальновидные люди понимали, к чему это может привести. На Красноярском заводе медпрепаратов, например, рабочие сами пришли к директору предприятия и предложили: "Давайте организуем скупку акций сами, возьмитесь за это дело". И понесли свои пакеты руководству почти за бесценок. А тот потом возьми и продай все это москвичам. И "Красфарма" перестала быть нашей. Тут трудно кого-нибудь винить: просто никто тогда не понимал, что такое акционерный капитал. Ведь акция -это вовсе не дивиденды, как всем нам внушалось, а прежде всего гарантия рабочего места. Хотя и здесь она не панацея, так как государство сознательно взяло курс на обвал предприятий.

- Зачем?

- А по этому поводу хорошо сказал недавно сам Чубайс: для нас, мол, не стоял тогда вопрос - криминальная приватизация в стране или не криминальная. Или приватизация, или откат назад. А назад им уже не хотелось: в воздухе почувствовался запах больших денег. Появился чисто коммерческий бизнес на время: взял за бесценок предприятие, привел его в порядок и продал. Классический пример тому - Сергей Генералов. Он пришел на наши угольные разрезы, придал Красноярской угольной компании новый имидж и тут же ее продал.

- Но почему тогда этого не могли сделать сами красноярцы? Почему одно за другим наши предприятия переходили в чужие руки - москвичам, иностранцам?

- Да потому что с самого начала условия были неравными. Ну, смог бы тот же Сергей Генералов, не работай он перед этим в российском правительстве министром энергетики, так просто завладеть крупнейшими в стране разрезами? Да нет, конечно. Москвичи действительно оказались ближе всех к общенациональным богатствам и в более выигрышном положении, чем сибиряки. Они легко попадали в нужные им кабинеты, имели обширные связи в правительстве, во всех властных структурах. Не нужно забывать, что и банковский капитал начинался в столице. А у кого есть деньги, тот и заказывает музыку.

К тому же на местах порой творилось что-то непонятное. Например, 20 процентов акций алюминиевого и металлургического заводов, а также Ачинского глиноземного комбината тогда оставались в собственности государства. Значит, была возможность контроля с его стороны. Кого это могло устроить? И тут с участием Андрея Джиоева, президента банка "Металэкс", была проведена хитроумная операция, в результате которой государство осталось ни с чем - все эти акции перешли частным структурам. Счетная палата потом подтвердила факт нарушения законодательства, документы ушли "наверх". Но в правительстве они затерялись...

- По-видимому, это очень доходное место в современной России. Те же угольные разрезы - сколько людей погрело на них руки!

- Все мы помним, как поначалу Александр Лебедь резко воспротивился их продаже. Но его одернули из Москвы - не свое, мол, делишь. И прислали к нему в Красноярск заместителем Вячеслава Петрушко. Тот и предложил краю еще одну хитроумную комбинацию, в результате которой, по его словам, к имеющимся в нашей собственности 18 процентам акций КУК добавлялось бы еще 44 процента. Я с самого начала выступал против этого: чистой воды авантюра! Но, видимо, Лебедю нужно было возвращать долги за выборную кампанию, и в результате край лишился даже того, что имел.

- А так ли уж важно, Всеволод Николаевич, в чьих руках находится предприятие, если оно успешно работает, исправно платит налоги? В США, например, имеется немало заводов, принадлежащих немцам или японцам. И никто по этому поводу, кажется, не бьет тревогу.

- Именно "кажется", потому что нет такой страны в мире, где бы не поддерживали собственное производство. К тому же там "чужие" заводы работают по американским законам, а у нас? Ведь все эти "военные" действия властей против Анатолия Быкова (оставим в стороне криминальную составляющую дела) были обусловлены только тем, что ему принадлежало 28 процентов акций Красноярского алюминиевого завода. Там тоже четко была отлажена одобренная правительством толлинговая схема: глинозем с Ачинского глиноземного комбината продавался некой оффшорной фирме по 90 долларов за тонну. А покупался КрАЗом уже по 240 долларов. Разница, и немалая, оседала у кого-то в кармане. Разве таким должно быть законодательство?

Но вот в Москве наметился очередной передел собственности, и алюминиевый бизнес, видимо, как один из самых прибыльных, попал в поле зрения ельцинской семьи. Тут же стали выкручивать руки основным держателям акций КрАЗа - Анисимову, Черному, и вскоре контрольный пакет оказался в руках Абрамовича. Теперь нужно было переадресовать денежные потоки, а как это сделать, если у Быкова на руках 28 процентов акций завода? Вот и завертелась карусель...

- И что нам теперь делать? Как теперь заставить того же Дерипаску или Абрамовича считаться с интересами региона?

- По-моему, Александр Хлопонин выбрал абсолютно правильную тактику - с воротилами финансово-промышленных групп, которым и принадлежит сейчас экономика региона, лучше все-таки договариваться, чем "воевать". Но для этого нужно, чтобы российское правительство - правительство олигархов - стало правительством народа. Возьмем "Юкос" - как только он взял под свой контроль Ачинский НПЗ, так сразу же на предприятии возникли три самостоятельные структуры, которые, разумеется, тут же ушли в оффшор. И далеко не хилый завод "выпал" из бюджета.

Но ведь такие правила для отечественного бизнеса установило российское правительство! Конечно же, не безвозмездно...

А что происходит потом, догадаться нетрудно. Принимается решение о консолидации акций, и вот уже единоличный владелец завода руководит им из Москвы. Налоги платятся там, прибыль аккумулируется тоже там, а нам остается только мертвая земля и испорченный воздух. Ну чем не колония в ее традиционном смысле?

Вот все набросились недавно на Абрамовича - зачем он купил английский футбольный клуб "Челси"? Пусть бы лучше наш красноярский "Металлург" приобрел. А для него что клуб, что алюминиевый завод - это бизнес. Купил - потом продал. К тому же подобная покупка - прекрасный способ вывоза за границу капитала. Потому что только у нас, в России, и только при существующем режиме можно заработать такие деньги. Зачем же ему ломать голову над тем, какие налоги платить, каким будет социальное самочувствие людей. Это пусть заботит других.

- Но я никак не могу понять и того олимпийского спокойствия, с которым взирает наша федеральная власть на то, что одни платят налоги в бюджет, а другие от них освобождены. Северо-енисейская золотодобывающая компания "Полюс" ежегодно перечисляет в бюджет около двух милли-ардов рублей. А вот Красноярский алюминиевый завод - вполовину меньше. Между тем в "Полюсе" занята тысяча человек, а на КрАЗе работают 12 тысяч.

- Видимо, "своих" российская власть не любит обижать. Норильский ГМК перечислил в прошлом году в краевой бюджет 11 миллиардов рублей. А три крупных предприятия, подконтрольных Олегу Дерипаске,- КрАЗ, АГК и Красноярская ГЭС - только 1,4 миллиарда. В восемь раз меньше, улавливаете разницу? Хотя они вполне сопоставимы с "Норильским никелем": у того годовая выручка три миллиарда долларов, а у одного КрАЗа - миллиард двести миллионов. Но алюминиевый бизнес сейчас обслуживает Семью - и этим все сказано.

- Не повезло, конечно, нашему краю, что в качестве своего приоритетного бизнеса птенцы гнезда Ельцина выбрали именно алюминиевую отрасль. Но ведь и другие олигархи работают не на край!

- А это легко проверить. Ежегодный валовой продукт, который создается на территории края, составляет 282 миллиарда рублей. По этому показателю мы вместе с Санкт-Петербургом и Самарской областью занимаем третье место в стране после Москвы и Тюменской области. Три процента общенационального продукта даем, хотя проживает в регионе менее двух процентов населения России. По самым грубым прикидкам, только налог с физических лиц по заработной плате мог бы вполне обеспечить все наши социальные программы, но мы получаем на практике только четыре миллиарда. Вот и считайте, у кого за наш счет растут доходы.

- Как же теперь из всего этого выбираться?

- Я уже упомянул об умении Хлопонина вести диалог с руководителями ФПГ- это очень действенная мера. Бывает, сижу с ним за одни столом и искренне удивляюсь, как он умеет вовремя разрядить обстановку, сгладить острые углы. Все-таки чувствуется, что он сам прошел хорошую школу бизнеса. Вот только соглашения иной раз заключаются непонятные. Ну зачем, например, краю принимать на себя обязательства по модернизации и реконструкции тех или иных производств? Это теперь головная боль их владельцев. А вот над рычагами воздействия нужно работать. Скажем, с нынешними владельцами угольных разрезов можно вполне говорить на равных - уже сейчас АО "Красноярсккрай-уголь", контролируемое краевой администрацией, выходит на семь миллионов тонн годовой добычи топлива. Создавай стабилизационный фонд - и можно закрывать любой угольный разрез на КАТЭКе - там ПДК по пыли везде превышена. Да нам ничего не стоит закрыть хоть завтра тот же алюминиевый завод - главный загрязнитель воздушного бассейна Красноярска. Тем более что недавно "Норильский никель", у которого с нашей администрацией приоритетные отношения, получил блокирующий пакет "Красноярскэнерго".

Так что краевая власть вовсе не бесправна, как это может показаться на первый взгляд. Мы даже предлагали нынешним собственникам укрепить наш союз: снизить, например, для КрАЗа тариф на электроэнергию с 24 до 19 копеек и за счет этого создать в регионе специальный фонд в размере 1,6 миллиарда рублей. Все эти деньги пошли бы на развитие энергетики региона - ни одного рубля из фонда Чубайс бы не получил.

Однако экономическую стратегию развития регионов определяет вовсе не Сибирь и даже не рынок, а Москва. И чем быстрее в ней поймут, что страна сильна не одним лишь центром, а еще и регионами, тем скорее Россия войдет в число индустриально развитых государств мира. Не то ей только и останется учиться уму-разуму у заезжих иностранных специалистов.

"Депутаты окажут помощь краевой научной библиотеке".

("Красноярская газета" 26.12.03)

Председатель Законодательного Собрания Александр Усс и депутаты Алексей Клешко и Олег Пащенко посетили Государственную универсальную научную библиотеку Красноярского края.

Работники библиотеки провели гостей по читальным залам, архивам, книгохранилищам. Основная беда учреждения - ежегодное падение объемов комплектации фондов. По словам заместителя директора библиотеки Л.Н.Жуковской, главная красноярская библиотека - одна из крупнейших в сибирском и дальневосточном регионе - уже потеряла статус таковой. Например, еще пять лет назад здесь получали 1050 наименований периодических изданий, сегодня - едва ли наберется 100. Плохо пополняются и книжные фонды.

Для нормальной комплектации требуется, по расчетам специалистов библиотеки, около 9 миллионов рублей в год. В то же время необходима модернизация существующих помещений и хранилищ, а в идеале - их увеличение.

А.В. Усс предложил руководству библиотеки составить предварительный проект модернизации. Этот план будет подробно рассмотрен во время встречи в Законодательном Собрании, на которую он пригласил работников библиотеки после новогодних праздников.