Законопроект о введении административной ответственности за нарушение правил безопасности перевозок пассажиров и грузов автотранспортом внесло в Госдуму правительство РФ. Как отмечает правительство, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом ряд резонансных происшествий с особо тяжкими последствиями связан с автобусными перевозками, ранением и гибелью в них пассажиров, в том числе детей.

Основная причина происшествий, полагают в правительстве, — человеческий фактор: нарушение правил дорожного движения, недостаточная квалификация водителей и должностных лиц, выпуск на линию неисправного подвижного состава, нарушение элементарных норм безопасности самими пассажирами. Отмечается также резкое увеличение числа хозяйствующих субъектов автотранспортного комплекса, рост числа автотранспортных средств и износ транспортной инфраструктуры. Рынок автотранспортных услуг крайне раздроблен на мелкие субъекты. Большая часть перевозчиков не имеет необходимой для обеспечения безопасности перевозочного процесса производственной базы и квалифицированных специалистов. В большинстве случаев для перевозок пассажиров используются подержанные автобусы, находящиеся в эксплуатации более семи лет. Существующая процедура конкурсного отбора на маршрутную сеть позволяет мелким перевозчикам с устаревшим автопарком на законных основаниях предоставлять автотранспортные услуги населению. В 60% случаев грузовой транспорт находится в сером сегменте рынка и, как следствие, не соблюдает установленных норм обеспечения безопасности перевозок.

Как полагают авторы документа, все перечисленное снижает уровень безопасности на автомобильном транспорте, поэтому требуется усиление норм обеспечения безопасности перевозок. Законопроект предлагается ввести дифференцированную административную ответственность за несоблюдение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В частности, юридическим лицам и предпринимателям придется ответить за несоблюдение требований по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях (перевозки по зимникам, в условиях бездорожья, перевозки по маршрутам, проходящим в горной местности и по трудным участкам пересечённой местности) и допуск водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими инструктажей.

Также вводится административная ответственность за нарушение лицензионных требований предпринимательской деятельности в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.