Санкционная война Украины против России набирает обороты — Киев пустил в ход «ПВО». С 25 октября Украина полностью прекращает любое авиасообщение с Россией, сообщили накануне в министерстве инфраструктуры Украины.

Вообще, война за небо длится между двумя странами уже почти год. Началась она с введения ограничений на транзит.

«Если поднять старые сообщения «Трансаэро» и «Аэрофлота», авиавойна началась в прошлом году… Когда Россия закрыла Украине пролет на Казахстан, на Среднюю Азию, на Пекин и Бангкок. Облет составлял около 40 минут. Убытки украинской компании МАУ были около 10 миллионов долларов. В ответ Киевом был закрыт транзит на Юг Европы частично. «Трансаэро» призналось, что 35−40 миллионов долларов были убытки российской стороны, то есть разница в 4 раза», — рассказывает в комментарии корреспонденту ИА REGNUM аналитик издания «Транспортный бизнес» Вячеслав Коновалов.

Потом были многочисленные обвинения российских авиакомпаний в нарушении воздушного пространства Украины за полеты в Крым. Киев по-прежнему на официальном уровне считает Крым территорией Украины. Соответственно, для полетов туда якобы необходимо разрешение украинской столицы, иначе Украина такие полеты расценивает как нарушение закона. 16 сентября президент Украины Петр Порошенко подписал специальный указ Совета национальной безопасности и обороны, утвердивший список российских компаний, против которых будут введены санкции. В «чёрный лист» Киева попали 27 российских авиакомпаний, среди них крупнейшие «Аэрофлот» и «Трансаэро». В список не попала разве что Utair, но ее на полетах в Крым подловить не удалось.

В ответ Россия заявила о зеркальных санкциях против 5 украинских авиакомпаний. Реакция Киева свелась к вопросу — «а нас за что?». «Наши северные соседи начали безосновательно угрожать и вводить ответные меры против украинских авиакомпаний», — заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк.

Позиция украинской стороны такова: якобы Киев вводит санкции на юридических основаниях, Москва — на политических. Поскольку Украина не нарушала законодательство России, то и оснований для ответных санкций, по мнению Киева, нет.

Украинское руководство потребовало от Москвы дополнительных разъяснений, так и не получив желанных аргументов, заявило о полном прекращении авиасообщения.

«Россия… безосновательно с 25 октября запретила полеты, а транзит нашим компаниям запрещен еще с прошлого года. Мы рассчитываем, что РФ пересмотрит и отменит свои санкции, и в таком случае мы сможем поступить аналогично. После их отмены авиакомпании, которые не попали в санкционный список, смогут летать в Украину», — заявила в интервью газете «Сегодня» представитель министерства инфраструктуры Ирина Кустовская.

В авиакомпаниях. между тем, уже подсчитывают убытки. В крупнейшей частной авиакомпании Украины «МАУ», которая принадлежит олигарху Игорю Коломойскому, сначала заявили о потерях в $35 млн в год, потом передумали иназвали более скромное число — $10 млн. Кстати сказать, еще год назад между Россией и Украиной летало по 100−125 самолетов в неделю, сейчас максимум 20−25.

По мнению экономиста Александра Охрименко, Украина сама себя загоняет в тупик, поскольку санкции больнее ударят именно по украинскому рынку.

«Понятно, что пострадают две стороны, но Украина пострадает сильнее, ведь экономика России на порядок больше. Ситуация получается патовая. Авиаперевозчики Украины — все понимают, что они больше ориентированы на СНГ. Те же транзитные пассажиры использовали Москву, Россию. На этом зарабатывали. Теперь это все потеряно. И самый обычный трафик Киев-Стамбул будет терять, потому что нет стыковки в Москву. Восстановить это даже за счет Азии сложно. Больше людей движется в рамках СНГ, Россия громадная и Украина сама лишает себя громадного пакета. Сейчас вот говорят: мы компенсируем за счет Грузии. Это же несерьезно, в Грузии населения на порядок меньше, столько желающих летать не будет. Получилось, что политики приняли решение и поставили в тяжелую ситуацию других. Кстати, ни Америка, ни Европа такие санкции не вводили. А Украина решила ввести — и сама себя наказала», — заявил в комментарии ИА REGNUM Охрименко.

В то же время Вячеслав Коновалов уверен, что напротив — российские компании потеряют значительно больше. «МАУ» Игоря Коломойского может даже выиграть от санкций, наряду с Белоруссией и Прибалтикой. А вот россиянам может угрожать даже полный запрет транзита через Украину.

«Это противостояние больше ударит по российским компаниям. Потому что пассажиропоток на Москву был в зависимости от авиакомпании от 40 до 60% потока — это были транзитные пассажиры, которые пересаживались на рейсы российских авиакомпаний в Москве и летели в Америку, Китай и так далее. В связи с банкротством «Трансаэро» это ударит по трафику российских магистральных перевозчиков. Меня удивляет, что в данном случае Украина не закрыла полностью авиатранзит через свою территорию — тогда бы потери российских авиакомпаний исчислялись сотнями миллионов долларов. Пока, по моим оценкам, это десятки миллионов долларов. Сейчас российское небо для украинских авиакомпаний закрыто. Поэтому логично было бы закрыть и нам… А выиграют от этого белорусы и прибалты. Если тебе надо в Москву, то ты полетишь в Минск или в Ригу. Но белорусы какие-то неповоротливые, не могут нормальное стыковочное время предоставить. Сейчас я смотрел расписание, то ли 3, то ли 4 часа нужно сидеть в аэропорту Минска ждать стыковочный рейс. Лучше уже поездом поехать», — говорит эксперт.

Правда, вот с поездами тоже не все гладко. Проблемы начались с грузовых перевозок.

24 сентября украинская компания-оператор железной дороги «Укрзализниця» заявила о запрете и «депортации» российских грузовых вагонов.

«На грузопотоке это никак не отразится, потому что сегодня под санкции попали две компании — Первая грузовая компания и Первая грузовая компания на Украине (ее дочка), они по состоянию на вчерашний день имели на территории Украины 3676 груженых и пустых полувагонов. Принято решение, что все эти вагоны выгружаются и в пустом состоянии отправляются за пределы Украины, дальше на территории Украины они не принимаются», — заявил исполняющий обязанности главы правления создаваемого на базе «Укрзализныци» ПАО «Украинская железная дорога» Александр Завгородний.

Разумеется, 1 октября Россия дала зеркальный ответ — полностью запретила использование вагонов украинского госпредприятия «Укррефтранс».

«Железнодорожный транзит для украинских товаров через Россию, кажется, все! Россия запрещает транзит вагонов 'Укррефтранса» через свою территорию. Это добьет позиции наших экспортеров на традиционных рынках Центральной Азии, Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая и Монголии. Странно, что наша власть ничего об этом не знает», — так прокомментировал новость глава ассоциации «Укркондпром» Александр Балдынюк.

Таким образом, надо либо на границе перегружать весь груз из запретных вагонов в разрешенные, либо же пользоваться услугами третьих сторон. По мнению экономиста Александра Охрименко, такие шаги способны полностью уничтожить транзитные цепи, существующие между Украиной и Россией еще со времен СССР.

«Мы все понимаем, что и Россия, и Украина — это кусочек СНГ. Несмотря на то, что СССР давно нет, наша железная дорога долго работала по традиции и обмен вагонами — тоже не тайна, что Украина, Россия, Казахстан и единая система обеспечивала нормальные грузоперевозки. Хотя вроде бы это разные страны, но фактически использовались в схеме СССР. Соответственно, если мы разрываем связь, мы замыкаемся на Украине. Есть на Украине грузоперевозки, но важнее были международные. Это все сфера услуг. Украина всегда имела по экспорту услуг профицит, мы на этом зарабатывали. А сейчас потеряем вообще доход. Там около 2−3 миллиардов долларов. Все это работает по старой системе, а запустить по новой — нереально», — считает Охрименко.

Кроме того, в экспертной среде есть опасения, что санкционная война может привести и к полному прекращению пассажирских перевозок. Хотя казалось бы, с запретом авиасообщения пассажирские поезда должны закурсировать с новой силой, но увы, политика сказывается и на этом.

«РЖД почему-то тоже начало отменять поезда. «Укрзализниця» пока не отменяла, а РЖД, если сравнить с расписанием прошлых годов, то процентов 40−50 рейсов отменено. Там что-то не так с менеджментом, ближе к зимним праздникам как раз же пойдет пассажиропоток, рубите деньги — но нет» — сетует Вячеслав Коновалов.