До парламентской республики Армении осталось сделать один шаг

Путем перехода к парламентской республике действующий президент намерен сохранить власть после 2018 года, считает оппозиция

Рубен Грдзелян, 10 Октября 2015, 09:01 — REGNUM  

Армения вышла на финишную прямую в процессе изменений Конституции. Положительный исход референдума, который назначен на 6 декабря, превратит Армению в парламентскую республику.

Несмотря на определенное противодействие общества процессу изменения основного закона, инициатива властей прошла гладко. Еще в феврале текущего года, когда президент Армении демонтировал партию олигарха Гагика Царукяна «Процветающая Армения», мы писали о том, что путь властей к реализации реформ очищен, и они будут доведены до конца.

Проект нового закона подготовлен властями в тесном сотрудничестве с Венецианской комиссией (Европейская комиссия за демократию через право — консультативный орган по конституционному праву Совета Европы) при финансовой поддержке европейских фондов. К примеру, Германского общества международного сотрудничества (GiZ).

Это, по сути, третья попытка провести изменения в конституцию после ее принятия в 1995 году. Первая, инициированная в 2003 году тогдашними властями, провалилась, но была успешно реализована в 2005 году. По своей сути действующая Конституция Армении — адаптированная модель государственного устройства Французской Республики. Однако текущие изменения призваны в корне изменить принцип правления — перейти от полупрезидентской к парламентской республике.

Споры о выборе той или иной модели правления — дело специалистов по конституционному праву. По большому счету, есть эффективные государства с различными формами правления. А эффективность отдельных моделей в конкретных случаях зависит от совокупности таких данных, как традиции государственного устройства, ментальность нации, этапы общественного развития, приоритеты национальной идеи и т.д.

Однако конституционные изменения не только юридический, а в первую очередь политических процесс и если юристы могут в первую очередь говорить о юридических проблемах, то политики и политические силы должны раскрыть политические цели, смысл и последствия изменений. Кстати, на днях группа из 52 юристов представила заключение, в котором юридически обосновала причины, по которым граждане должны сказать «нет» новой конституции.

Что касается политической составляющей, то, к сожалению, на протяжении всего процесса от старта данной инициативы споров или обсуждений в этом ключе общество практически не наблюдало. Дилемма — принимать/не принимать — инициативу властей сводилась к простому разделению общественного мнения на тех, кто поддерживает власти, и на тех, кто против любой ее инициативы.

Главный тезис противников конституционной реформы заключается в том, что путем перехода к парламентской республике действующий президент Серж Саргсян намерен сохранить власть после 2018 года в качестве главы парламентского большинства (по действующей Конституции Серж Саргсян не может избираться более двух сроков подряд). На это сам Саргсян оппонирует, что не намерен стать президентом или премьер-министром, а также председателем парламента (последнее обещал не он сам, а устами члена Исполнительного органа РПА Давида Арутюняна).

Однако все эти обещания упираются в недоверие части общества к власти вообще. К тому же, остается еще такой эффективный пост управления государственной машиной, как председатель партии большинства, наподобие генерального секретаря в СССР. Не обладающий должностью, но управляющий страной. Тоже вполне рабочая версия, поскольку в изменениях к Конституции заложены механизмы неизбежного укрупнения парламентских сил до партии большинства

Таким образом, почти все политическое поле страны поддерживает президента в его начинании. Единственная представленная в парламенте политическая сила, выступающая против изменения Конституции, это партия «Армянский национальный конгресс» во главе с первым президентом страны Левоном Тер-Петросяном. Однако партия не обладает ресурсом для эффективного противодействия процессу. Ее борьба закончилась, по сути, с развалом партии «Процветающая Армения», с которой они шли в тандеме.

Единственная политическая сила, которая изначально поддерживала идею перехода к парламентской форме правления, была АРФ «Дашнакцутюн». Она, собственно, всегда выступала за парламентскую республику, поскольку сама является структурой с коллегиальной формой управления. У остальных политических сил, по ходу примкнувших к процессу, принципиальной позиции по этому поводу нет.

Принципиально против реформы на днях выступил второй президент Армении Роберт Кочарян, который, будучи вне политики, любит то и дело напоминать о себе критикой действующих властей. «Речь уже не о выборе между полупрезидентской и парламентской формой правления государством. В проекте Конституции заложены серьезные риски скатывания к де-факто однопартийной системе, а значит — к политической монополии и застою…», — отметил он. Тем самым Кочарян дал пищу околоэкспертным кругам для перржевывания темы его возможного возвращения в политику.

Локомотивом общественного противодействия реформам является общественное движение «Нет!», в составе которого главным образом члены «Армянского национального конгресса». Так что, 2016 год Армения встретит, скорее всего, с обновленной (но пока не действующей по причине переходных положений) Конституцией.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
16.01.17
Что делать будете, бандерлоги? — на Украине очередной виток валютной паники
NB!
16.01.17
Главный кредитор Казахстана — Нидерланды
NB!
16.01.17
Пока Додон в Москве, в Молдавии инициируют его отставку за «признание» ПМР
NB!
16.01.17
«От «монетизации» льгот по НДС проиграет бизнес»
NB!
16.01.17
Папа Франциск на Красной площади в Москве? Возможно и даже скоро
NB!
16.01.17
Украина меняет «Минск» на «Женеву»
NB!
16.01.17
К очистке Арктики хотят привлечь средний и малый бизнес
NB!
16.01.17
«Арктика не требует равномерного социально-экономического развития» — МЭР
NB!
16.01.17
Глава комитета Госдумы настаивает на «зачистке» УК от смертной казни
NB!
16.01.17
«Полезные ископаемые станут локомотивом развития Северного морского пути»
NB!
16.01.17
«Малоимущие проиграют от «монетизации» льготной НДС»
NB!
16.01.17
Россия передала Польше записи речевого самописца самолета Качиньского
NB!
16.01.17
Китай выбрал Клинтон, но победил Трамп: кто установит modus vivendi
NB!
16.01.17
Аресты в Администрации президента Казахстана: начало информационной войны?
NB!
16.01.17
«Запасы бомб и ракет истощатся у вас раньше, чем боевой дух у наших бойцов»
NB!
16.01.17
Трамп у власти: подготовка «Большого кидка» для всего мира
NB!
16.01.17
В России число безработных за 2 недели снизилось на 0,4%
NB!
16.01.17
Германия: Китай может взять на себя мировое лидерство
NB!
16.01.17
«Ситуация напряжённая, но не критическая»: в районе Якутии объявили ЧС
NB!
16.01.17
«Это попытка содрать три шкуры» — об идее «справедливых» пенсий
NB!
16.01.17
NI: Пора ли ЕС обзавестись собственным ядерным потенциалом?
NB!
16.01.17
Япония попросит Россию разрешить прямые перелеты до Курил