Известный барнаульский архитектор Александр Деринг, под руководством которого работала группа экспертов, обнародовал любопытные подробности об одном из самых узнаваемых символов Барнаула — объекте культурного наследия — гастрономе «под шпилем». В частности, удалось выяснить, что в этом здании, построенном в 50-х годах прошлого века по проекту архитектора Якова Додицы, использовался метод построения пропорции по, так называемому, «канону Поликлета».

о символе Барнауле выяснили удивительные подробности

Пристальное внимание к известному зданию барнаульские архитекторы проявили в связи с заданием, полученным летом 2015 года. Потребовалось выполнить проект частичной реставрации фасадов и перепланировки помещений.

«Мы выполнили комплексные научные изыскания, включая историческую записку, обмеры, инженерное обследование. Изучение архивных материалов привели нас к удивительным открытиям в истории не только этого здания, но и всего ансамбля Ленинского проспекта Барнаула, одного из лучших градостроительных ансамблей России», — подчеркнул Александр Деринг.

По его словам, любимое барнаульским здание выполнено в формах советского неоклассицизма.

«Богатое декоративное оформление фасадов и интерьеров, выполненных в единой стилистике, делает здание редким для нашего региона образцом. Графический пропорциональный анализ фасадов показал насколько скрупулезно и ответственно подошел архитектор к этому проекту. За основу Яков Николаевич Додица использовал метод построения пропорции по так называемому «канону Поликлета», то есть, пропорциональному ряду чисел, основанному на отношении стороны квадрата к его диагонали», — поясняет Александр Деринг.

Архитектор отметил также масштабную композиционную особенность любимого горожанами символа города.

«Главный акцент — «Шпиль» смещен от непосредственного угла здания. Это ренессансный прием в архитектуре площадей, где визуальные акценты поддерживали геометрическую пространственную продольную ось. Фасады, выходящие на Октябрьскую площадь и проспект Ленина — не одинаковы. Каждый, находясь в едином стилистическом с общим замыслом, тем не менее связан с конкретной градостроительной задачей. Фасад, выходящий на проспект Ленина ритмизирован рядом эркеров, следуя разработанной для этого здания системой пропорций. Удивительно масштабное человеку и улице, это здание функционально разделяется на две части: общественную и жилую. Первая обращена к общественному пространству площади и пешеходной части Ленинского проспекта. По замыслу автора, первые этажи всех зданий, выходящих на красную линию отданы под магазины и другие учреждения сервиса. На фасаде это подчеркнуто большими арочными окнами-витражами. Возможно, опасаясь наших снежных зим и близости витражей к тротуару, были установлены ограждения в виде перил из стальных труб», — делится открытием Александр Деринг.

По его словам, архитекторы будут настаивать на возвращении гастроному «под шпилем» его первоначального вида. Они хотят, чтобы при ближайшем капитальном ремонте строители произвели очистку фасадов от варварской покраски, уничтожившей красивую терразитовую штукатурку символа Барнаула.