Минэкономразвития Башкирии распоряжением главы региона Рустэмом Хамитовым определено уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам содействия развитию конкуренции. Как считают опрошенные ИА REGNUM эксперты, руководство республики поспешило присоединиться к проекту по внедрению стандарта развития конкуренции, потому этот проект, проводимый в шести пилотных регионах, в федеральном центре признан успешным.

Согласно распоряжению, новация введена с целью «стимулирования развития конкуренции» в регионе. Как сообщили ИА REGNUM в Минэкономразвития Башкирии, распоряжение способствует реализации мероприятий по внедрению Стандарта развития конкуренции в субъектах России. В соответствии с требованиями стандарта, министерством при участии республиканских министерств, госкомитетов и ведомств будет организована работа по определению перечня приоритетных и социально значимых региональных рынков, проведению мониторинга состояния конкурентной среды, формированию соответствующего плана мероприятий. Результатом внедрения стандарта должно стать улучшение условий для развития предпринимательства и ведения бизнеса в регионе.

«Внедрение стандарта развития конкуренции в 2014 году проводилось в шести пилотных регионах Волгоградской, Нижегородской и Ульяновской областях, Хабаровском крае, Татарии, а так же и Санкт-Петербурге, — напомнили в сообществе LogoMarkt. — Немаловажным обстоятельством оказался тот факт, что содействие развитию конкуренции на основе соответствующего общефедерального стандарта с 1 января 2015 года стало одним из критериев оценки эффективности глав регионов».

Как считает политолог Дмитрий Михайличенко, «получив болезненный удар в виде 41 места в первом рейтинге инвестиционного климата в регионах РФ, результаты которого «Агентство стратегических инициатив» опубликовало минувшим летом, руководство Башкирии старается следовать всем новейшим веяниям федерального центра и пытается как можно быстрее заимствовать эффективные практики из других регионов».

«Похоже, в центре реализация проекта 2014 года по внедрению стандарта развития конкуренции признана успешной, и руководство республики поспешило к нему присоединиться, — отметил эксперт. — Этому также поспособствовало и то, что руководство Минэкономразвития республики установило тесные контакты с «Агентством стратегических инициатив. Что же касается реального содержания стандарта то, он, безусловно, прогрессивный по своему содержанию, однако нужно будет посмотреть, как он будет соблюдаться на практике».

Ряд вопросов к распоряжению Хамитова есть и удоктора экономических наук, профессора Рината Гатауллина. «Вопросами развития конкуренции должно заниматься Управление Федеральной антимонопольной службы, — полагает эксперт, — поэтому неясно, как региональный Минэкономразвития будет контактировать и территориальным органом УФАС».

По мнению экономиста Константина Кузьминых, распоряжение о развитии конкуренции в Башкирии, подписанное главой Рустэмом Хамитовым, направлено на повышение уровня доверия населения и бизнеса к власти, установление диалога, разработку и реализацию совместных решений, в том числе с целью дальнейшего отказа от присутствия власти в тех или иных формах и переход на здоровые рыночные отношения.

«Наш регион одним из первых самостоятельно инициировал внедрение стандарта развития конкуренции, — подчеркнул экономист. — В ближайшем будущем предполагается организовать системную работу по определению перечня приоритетных и социально значимых региональных рынков, проведению мониторинга состояния конкурентной среды, формированию и внедрению соответствующего плана мероприятий».

Как предполагает эксперт, Башкирия может испытать затруднения с определением «приоритетности» и географических границ рынков. «Выбор приоритетных рынков для содействия развитию конкуренции будет определяться, в первую очередь, компетенцией региональных и муниципальных органов власти, в том числе в части реализации каких-либо мер по развитию конкуренции и решению проблем по ее ограничению на этих рынках, — уверен Кузьминых. — Опыт пилотных регионов позволяет Башкирии использовать подходы «смежных рынков» Business-to-Business, рынков категории Business-to-Consumers и новаторских рынков, где используются объективные статистические данные и субъективные данные анализа количества жалоб, поступающих в республиканское Управление Федеральной антимонопольной службы в отношении конкретных рынков, и нарушений на этих рынках». Кроме того, учитываются мнения представителей предпринимательских объединений — «Опоры России», «Деловой России» и других региональных и муниципальных объединений — и отдельных частных предпринимателей, высказываемые в ходе заседаний общественно-консультативных советов при региональных органах власти и при УФАС.

«О новаторских рынках можно говорить, например, тогда, когда к органам власти обращаются предприниматели, разработавшие идеи производства продукции, которая обладает экспортным потенциалом или является инновационной, либо ориентированной на импортозамещение товаров и услуг, в настоящее время приобретаемых за рубежом, но при этом испытывающие сложности и ограничения при организации производства из-за существующих барьеров, — резюмировал собеседник ИА REGNUM. — Качественное выполнение требований республиканского стандарта будет способствовать снижению барьеров и ограничений, в том числе доступа к инновационной инфраструктуре и государственной поддержке бизнеса, ориентированного на развитие производств высокотехнологичной продукции и технически сложной продукции с высоким потенциалом сбыта на российских и зарубежных рынках, включая производства, обеспечивающие создание инновационных систем «полного цикла».