«Совершенно ясно, что если НЛД побеждает на выборах и мы формируем правительство, я собираюсь быть руководителем этого правительства, независимо от того, буду я президентом, или нет». Именно так конкретизировала свои планы в случае победы на выборах 8 ноября оппозиционной Национальной лиги за демократию (НЛД) ее лидер Аун Сан Су Чжи. В настоящее время стать президентом ей мешает статья 59(f) Конституции, запрещающая высшему лицу в государстве иметь близких родственников с иностранными паспортами, а двое сыновей Аун Сан Су Чжи — подданные Великобритании. В Мьянме главой исполнительной власти является президент, должности премьер-министра в стране нет.

«Нужно ли обязательно быть президентом, чтобы управлять страной? — задала Аун Сан Су Чжи риторический вопрос журналисту индийского телеканала. — Лидером правительства НЛД должна быть я, потому что я лидер моей партии». Комментируя слова журналиста о том, что она, вероятно, собирается последовать тактике лидера партии Индийский национальный конгресс Сони Ганди, которая после победы этой партии на выборах назвала премьером Манмохана Сингха, но при этом сохранила огромное влияние на принимаемые правительством решения, Аун Сан Су Чжи сказала: «О, нет, нет, не совсем так… Просто подождите — и увидите».

Аун Сан Су Чжи также подчеркнула, что кандидатом от партии в президенты будет гражданский человек, вновь повторив свой тезис о том, что страна устала от генералов на высших постах в государстве. Тем самым она опровергла звучавшие в последнее время предположения, что НЛД в качестве компромиссной кандидатуры может выдвинуть отставного генерала Туру Шве Мана, смещенного в августе с поста лидера правящей Партии сплоченности и развития Союза (ПСПР), но оставшегося председателем одной из палат парламента.

Конкретизировала Аун Сан Су Чжи и свою позицию относительно взаимоотношений буддистского большинства и мусульманского меньшинства в Мьянме. По ее словам, сегодня можно увидеть «очень, очень тревожные признаки религиозной нетерпимости, которые мы не наблюдали в нашей стране ранее». При этом лидер НЛД практически обошла вопрос, почему в числе более чем 1100 кандидатов на выборы от партии она не выдвинула ни одного мусульманина, ограничившись фразой о том, что она сожалеет, что религия подобным образом влияет на политику. Аун Сан Су Чжи добавила, что партия хотела выдвинуть одного кандидата-мусульманина, но он не был утвержден Союзной избирательной комиссией. Она также упрекнула правительство в том, что оно не ограничивает вмешательство в политику со стороны буддийского националистического движения Ма Ба Та, которое сегодня фактически поддерживает правящую партию и нынешнего президента Тейн Сейна.

Аун Сан Су Чжи в очередной раз отвергла критику, звучащую от международных правозащитных организаций, в том, что она не высказалась в поддержку живущего в штате Ракхайн мусульманского этнического меньшинства рохинджа (в 2012 году между бенгальцами-рохинджа и живущими в этом штате ракхайнцами, буддистами по вероисповеданию, вспыхнул конфликт, унесший более 200 человеческих жизней). По ее словам, она говорила уже на эту тему, но ее слова мало интересуют международных правозащитников: «Они хотят, чтобы я просто осудила ракхайнцев. Но я не могу осудить ракхайнцев, потому что у ракхайнцев тоже есть что предъявить», — сообщила лидер оппозиции.

Интервью Аун Сан Су Чжи индийскому телеканалу фактически совпало с речью сопредседателя правящей Партии сплоченности и развития Союза Тхэй У на митинге его сторонников в населенном пункте Хинтада области Иравади. «Президент США Барак Обама приезжал в гости два раза. И что произошло, когда он приезжал? Кого-то поцеловали два раза», — сообщил Тхэй У, намекая на широко известный эпизод, когда Обама поцеловал Су Чжи в щеку, а потом, приобняв друг друга, они прошли в дом оппозиционного лидера. Старший министр правительства Иравади Тейн Аун также попытался обыграть это событие, демонстрируя постер с Обамой и Аун Сан Су Чжи.

Следует отметить, что эпизоды поцелуя двух политиков вызывали довольно активную дискуссию в газетах и в социальных медиа еще во время посещения Бараком Обамой Мьянмы в ноябре 2014 года. Для традиционалистского общества Мьянмы такое поведение Обамы, прилюдно обнимающего и целующего чужую для него пожилую женщину, на самом деле выглядело вызывающим. Интересно, что молодое поколение пользователей интернета и читателей газет из числа сторонников Аун Сан Су Чжи попыталось объяснить (видимо, прежде всего, для самих себя), почему традиционалистский подход в этом случае не работает. «Так уходят отдохнуть в свою комнату мои папа и мама», — высказался один из них. «Они были как брат и сестра», — сообщил другой, намекая, что ближайшим родственникам выказывать свои чувства друг к другу на публике не возбраняется.

После высказываний Тхэй У эта дискуссия вызвала новый всплеск эмоций, причем, результат обсуждения в интернете был не в пользу лидера ПСРС. В самом деле, Тхэй У — отставной генерал, мужчина, и в этом смысле его нападки лично на Аун Сан Су Чжи, по мнению многих участников дискуссии, не делают ему чести. Но была и другая причина негативной реакции на слова лидера правящей партии. Когда харизматичную Аун Сан Су Чжи критикует харизматичный монах Ашин Вирату, для большинства жителей страны это выглядит вполне нормально. Но когда выпады в адрес подобной яркой личности допускает лишенный всяческой харизмы партийный функционер — эффект получается обратный желаемому.

«Обама приветствовал Су Чжи по-американски», — сообщил один из пользователей Фейсбука, выразив недоумение, почему лидер правящей ПСРС не понимает особенности западной культуры. Другой пользователь выразился еще более конкретно: «Представьте себе, что 50-летний (человек) публично поцеловал, образно говоря, свою мать. Вы не одобряете такое действие, но не против визитов в караоке-салоны с девушками не старше ваших внучек?» Критически высказались и лидеры других партий, участвующих в выборах. «Мировая культура — это не то же самое, что культура Мьянмы. Мировые лидеры, как правило, не делают гендерных различий. Приветствие французского стиля будет выглядеть в глазах мьянманца еще хуже. Такой критики в избирательной кампании следует избегать», — высказался председатель Араканской национальной партии доктор Эй Маун. «Это прежде всего личный выпад, не связанный с политикой партии. Сопредседатель правящей партии должен говорить только о политике своей партии и не должен говорить безответственным образом», — сообщил один из лидеров Шанской национальной лиги за демократию Сай Лейк.