В Бразилии экономика всегда очень тесно была связана с политикой. А сейчас политическая ситуация в Бразилии складывается очень деликатная и взрывоопасная. Партия трудящихся у власти уже более 12 лет, во главе с переизбранной на пост Президента Бразилии Дилмой Руссеф, которая, согласно большинству экспертных оценок, потеряла контроль над политической ситуацией в стране. Особенно, после разглашения случаев коррупции в компании «Петробрас». В этом огромном государственном предприятии в течение последних двенадцати лет работали директорами представители от правящей партии и партий-союзников. Ущерб, нанесенный компании их действиями, по разным подсчетам, достиг более трёх миллиардов долларов.

istoe.com.br
Дилма Руссеф — Президент Бразилии

Проблема и в том, что у президента Дилмы Руссеф уже нет поддержки в своей собственной партии и в партии ее главного партнера — PMDB («Демократическое движение Бразилии»). Рейтинг популярности президента Дилмы находится сейчас ниже 15%. Наблюдается общий спад производства, начались массовые увольнения в разных регионах страны. Помимо этого, перманентный характер приняли забастовки. Бастуют банки, почта Бразилии, пенсионный Фонд, некоторые государственные университеты и т.п.

Есть разные причины нынешнего экономического кризиса в Бразилии, но некоторые из них можно особо выделить. Первая причина: полное отсутствие инвестиций в инфраструктуру страны в последнее время (автомобильные и железные дороги, аэропорты, порты и т.д.), что привело к потере конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Вторая причина: правительство не производит долгосрочного стратегического планирования экономики, работает по принципу реакции на события. Как у нас говорят, «закрывая дыры», то есть используются авральные меры для решения проблем, которые можно было регулировать в рамках макростратегического планирования.

Третья причина. Может быть, самая главная: подчинение экономической политики партийной политике. Данная практика уже привела к частичному расчленению государственной машины, и это, в свою очередь, влияет на все социальные структуры — образование, здравоохранение, безопасность и, конечно, на экономику.

Четвертая причина: отсутствие доверия. Накапливая скандалы один за другим, правительство находится под угрозой полной утраты доверия со стороны работающих в разных секторах национальной экономики. Данное обстоятельство беспокоит всех экономистов.

Пятая причина — принятие непопулярных мер. Повышение налогов, кредитных ставок, тарифов на топливо и электроэнергию привело к массовым закрытиям мелких и средних компаний.

Таким образом, резкое подорожание доллара, который уже превысил рекордную отметку в четыре реала (30% за 1 год) — это, всего лишь, отражение атмосферы недоверия к правительству и к экономической политике в целом. На фоне снижающихся налоговых сборов, некоторые категории государственных служащих требуют повышения зарплат с компенсацией инфляции за прошлые годы, что создает дополнительные трудности и увеличивает давление на правительство. Инфляция пока держится на уровне 9,28% в месяц, а базовые кредитные ставки — на уровне 14,25%, и, наверное, так будет до конца этого года.

Отметим, что чем дольше будет продолжаться отсутствие диалога оппозиционного конгресса с правительством, тем сложнее будет принять необходимый пакет фискальной реформы и обеспечить подъем экономики. Согласно бразильскому бюллетеню Focus от Центробанка Бразилии (объединяет прогнозы 100 крупнейших финансовых учреждений страны), в 2016 году падение ВВП должно составить 0,6% (предыдущий прогноз был 0,5%). Если это подтвердится, то это будет самый плохой показатель динамики ВВП страны с 1990 года.

Несмотря на нынешний экономический кризис, надо сказать, что экономика Бразилии очень солидная и разнообразная. Отсюда можно сделать вывод, что перспективы развития экономических связей Бразилии как в рамках БРИКС, так и в рамках двухсторонних отношений с Россией довольно большие. Отметим, что помимо географического расстояния между странами, существуют преграды объективного и субъективного характера. Для развития любого проекта между столь разными и далёкими странами нужно подготовить и наладить с самого начала минимальную транспортно-логистическую базу, которая будет отвечать требованиям и вызовам новых времен.

Между Россией и Бразилией до сих пор не существует прямых авиарейсов, любые поездки всегда необходимо делать с пересадкой. Это вполне решаемая задача, которая требует некоторого политического решения. Спрос на эти авиарейсы появится, рано или поздно, благодаря развитию туризма и деловых контактов. Отметим также стимулирующую роль Олимпийских игр в Бразилии в 2016 году и Чемпионата мира по футболу в России в 2018 году. Также не существует пока прямых рейсов из Бразилии в Китай и Индию. Хотя уже имеется прямой рейс в ЮАР (благодаря Чемпионату мира по футболу в 2010 году в ЮАР).

Другой сегмент в транспортно-логистической системе в Бразилии, который имеет гигантскую перспективу для развития двустороннего сотрудничества, — это железнодорожная сеть. В Бразилии после 60-х годов XX века проводили сознательную политику уничтожения существующей железнодорожной сети в пользу развития автомобильной промышленности. Делалось это в угоду интересам американских и западноевропейских транснациональных корпораций. Сейчас, наконец, многие управленцы поняли важность и необходимость возрождения железных дорог. Не случайно представители РЖД уже были в Бразилии, где провели официальные переговоры о возможном участии в некоторых важных проектах (строительство новых дорог и поставка оборудования). Также китайские компании уже высказали заинтересованность участвовать в торгах по приватизации (право частной эксплуатации) некоторых участков железной дороги, которые строятся в разных районах Бразилии.

Что касается темы добычи, переработки и транспортировки нефти и газа в Бразилии, то реальные перспективы и здесь открываются перед российскими и китайскими государственными и частными компаниями. С некоторыми из которых уже начаты и активно ведутся совместные проекты.

Бразильский социолог Павел Грасс, специально для ИА REGNUM

Рио-де-Жанейро, Бразилия