В России 84% потребителей экономят на продуктах питания. Причем почти половина покупателей (44%) в качестве стратегии экономии выбрали оптимизацию. Они заявляют, что отказываются от покупки дорогих видов товаров и стараются покупать более дешевые марки среди категорий первой необходимости. Еще четверть семей (26%) стараются вести себя рационально. Они составляют списки продуктов и, поэтому покупают только те товары, которые реально смогут употребить. Таковы данные опроса, проведенного исследовательским холдингом «Ромир».

За год, прошедший с момента введения Россией продуктового эмбарго на ряд товаров из западных стран, граждане вполне приспособились к последствиям санкций. Более половины жителей России вообще не заметили изменения ассортимента на полках. А более трети граждан нашли замену исчезнувшим брендам. Только 2% населения не смогли найти альтернативы исчезнувшим маркам.

Однако на изменения в покупательском поведении российских граждан в отношении санкционных товаров повлияли не только изменения в ассортименте, но и рост цен на них. Наименьшие изменения в стиле покупок претерпели такие категории как молоко и молочные продукты. Их с прежней частотой и в прежних объемах покупают 86% и 83% россиян соответственно. 82% респондентов ответили, что никак не изменили стиль покупок овощей. Фрукты также покупают в прежних объемах три четверти российских семей (75%).

Зато в других категориях доля ответов о сокращении покупок оказалась ощутимо выше. Так, 28% россиян заявили, что за последний год стали реже и меньше покупать рыбу и морепродукты. И еще 28% опрошенных дали такой же ответ относительно мяса. Четверть российских семей сократила покупки мясной гастрономии (26%) и сыров (24%).

Говоря об отказе покупать товары из санкционных категорий, респонденты чаще упоминали опять же рыбу (5%) и сыры (6%). Но самый высокий показатель в этом варианте ответа был получен по категории сухофруктов (8%).

В опросе приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих во всех типах городов и в сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.