"Профсоюзный взнос".

(Никита Медведев "Известия - Красноярск" 25.12.03)

ПЕРВАЯ СЕНСАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ СОСТОЯЛАСЬ В СИБИРИ

Информация о том, что все еще депутат Законодательного собрания Красноярского края и все еще не окончательно ставший мэром Норильска Валерий Мельников готовится стать кандидатом от КПРФ на выборах президента, дошла до Красноярска во вторник утром. Причем на момент опроса корреспондентом "Известий - Красноярск" об этом не знала даже большая часть коллег Мельникова. Однако даже те, кто знали, предпочли высказать разной степени сомнения в том, что это правда.

Все-таки долго очень еще не оскудеет земля красноярская информационными поводами. Причем далеко не регионального масштаба. После прозвучавших на всю страну губернаторских выборов краевые политики с замиранием сердца ждали выборов президента. Слухи о том, что одним из кандидатов (возможно, даже при поддержке СПС) станет только что избранный глава региона, ходили давно. Хлопонин, однако, заявил, что из края никуда не уходит и уходить не собирается. Но кампания нас все-таки, судя по всему, "задела".

О том, что норильчанин Валерий Мельников, "человек из народа", может быть выдвинут кандидатом от КПРФ на предстоящих в марте президентских выборах, сам Валерий Владимирович, заявил в интервью одному из столичных СМИ. По словам Мельникова, "...Не думайте, что у меня все в шоколаде. Тем более в стране. Я пойду на выборы, потому что олигархическая система не прощает проигрыша". Что касается политической окраски выдвижения, Мельников подтверждает, что он не член КПРФ, "...но коммунисты меня всегда поддерживали в моей борьбе. Мои позиции вполне совпадают с КПРФ". Однако руководство КПРФ поспешило отмежеваться от идеи пригласить Мельникова "на царство". По словам руководства Компартии, они сейчас рассматривают список из 11 возможных претендентов от партии на пост главы государства, "...куда Мельников не входит". Окончательно решение будет принято на съезде партии 27 декабря.

Оценки подобной перспективы недавно избранного мэра Норильска крайне противоречивы. Особенно у столичных и местных экспертов. Так, по оценке московского политолога Станислава Белковского, "...Действительно есть группа людей как в КПРФ, так и вне ее, которые считают, что Валерий Мельников был бы неплохим лидером левых сил. Я также разделяю это мнение. У Мельникова есть опыт побед в сложных условиях, а это очень важно. Согласно моей концепции развития левых сил КПРФ необходимо тесно сотрудничать с профсоюзами. Элиту новой КПРФ должны составить, с одной стороны, региональные лидеры КПРФ, с другой, региональные профсоюзные лидеры. Валерий Мельников как раз и является региональным профсоюзным лидером, будучи сопредседателем Всеобщей конфедерации труда".

В то же время коллега Мельникова по ЗС депутат Юрий Захаринский в интервью нашему корреспонденту заявил, что "...Решение Мельникова идти на выборы мэра было его собственным. Он посчитал, что справится с проблемами города. Но что касается "президентского" решения, то я удивлен и отношусь к этому очень скептически. Каждый человек должен знать свой уровень. Свое место, если хотите. И я не думаю, что здесь дело дойдет даже до сбора подписей. Но если дойдет, то Мельников испытает большое разочарование". Примерно то же самое заявила нам и Вера Оськина, которая считает, что "...Мельников еще не отошел от выборов мэра".

Комментариев самого Мельникова пока получить не удается. По слухам, он уже несколько дней находится в Москве. С консультациями.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Мэр Норильска Валерий Мельников заявил, что не получал от КПРФ никаких предложений и своего согласия на участие в выборах президента России не давал, однако подчеркнул, что в любом случае приятно, когда тебя причисляют к возможным кандидатам на эту должность. Свои предыдущие заявления Валерий Мельников прокомментировал просто: "Журналисты неправильно поняли некоторые мои высказывания".

"Что было, что будет - все в наших руках".

("Красноярский рабочий" 25.12.03)

Уходит в историю 2003 год. Можно ли его назвать удачным для края? Наверное, у каждого на этот счет есть свое мнение. С одной стороны, мы смогли избежать политических и социальных встрясок, не упасть в экономическую "яму" и не умереть от жажды в финансовой пустыне. С другой стороны, мы не смогли покорить недосягаемые пока вершины всеобщего благополучия (хотя бы относительного) и выйти на магистральный путь социально-экономического развития.

Что удалось сделать в этом году и что не получилось? Что год грядущий нам готовит? Стоит ли нам ждать улучшения жизни? Чем нас могут порадовать народные избранники? Какие оценки они выставляют 2003 году и какие планы наметили на год 2004-й? На эти вопросы читателям "Красноярского рабочего" сегодня отвечают депутаты Законодательного Собрания края.

Александр УСС, председатель Законодательного Собрания края

Бюджет надежды, год ожиданий

В конце года принято подводить итоги работы. В отношении Законодательного Собрания Красноярского края правильно было бы говорить даже не об итогах отдельно взятого 2003 года, а о целом десятилетии, поскольку новейшая история представительной власти в стране и крае сейчас отмечает свой первый юбилей.

Совершенно очевидно, что Законодательное Собрание как региональный орган представительной власти стало реальной политической силой, определяющей многие процессы, происходящие в крае.

Высокие оценки нашего Собрания мы слышали и от коллег из соседних регионов, и от председателя Государственной Думы Геннадия Селезнева, и от председателя Совета Федерации Сергея Миронова. Да и в администрации президента красноярцы на хорошем счету. Основанием для таких оценок является действительно высокое качество законов, которые мы принимаем. Критерием оценки можно считать наличие или отсутствие протестов прокурора, соответствующих судебных решений. Мы, конечно, не без греха - здесь есть определенные проблемы и споры, которые не всегда заканчиваются в нашу пользу, и тем не менее в сравнении с другими регионами качественный уровень краевого парламента очень высок.

Второй момент - это объем законотворческой деятельности, который осилило Законодательное Собрание. Могу сказать, что за эти десять лет нами принято более восьмисот нормативных актов. Это в среднем порядка восьмидесяти законов ежегодно. Только в этом году рассмотрено более ста тридцати законопроектов, кроме того, сотни постановлений, обращений и иных документов. Только за последние четыре года нами подготовлено около сорока федеральных законов, направленных в Государственную Думу.

Все это, конечно, требует определенного напряжения. С чем оно связано? Прежде всего с депутатским составом, который у нас всегда отличался боевитостью, профессионализмом. Я очень удовлетворен тем, что Законодательное Собрание Красноярского края никогда не было придатком исполнительной власти. Оно не занималось политиканством, не стремилось превращаться в митинговую трибуну, но всегда имело свое мнение, свою позицию и авторитет. Об этом свидетельствуют и тысячи обращений к нам со стороны граждан, их стремление именно в краевом парламенте найти защиту и поддержку. Я бы очень высоко оценил и квалификацию работников всех управлений аппарата ЗС. Все это в совокупности - дух Законодательного Собрания. Депутатский состав и квалифицированный аппарат дают ему возможность быть действительно авторитетным представительным органом, который известен и у нас в крае, и за его пределами.

В этом году немного затянулся процесс принятия краевого бюджета, но именно немного. Это связано с тем, что администрация края несколько задержалась на старте, внесла бюджет с недельным опозданием. И потому идем с недельным опозданием от того времени, которое является для нас оптимальным. Нам бы хотелось, чтобы бюджет был принят числа двадцатого декабря. А мы выходим со вторым чтением на 25-е. Но я все-таки надеюсь, что мы его примем и в следующий год войдем с бюджетом. Добавлю, что именно в этом году были приняты два важных закона, предшествующих самому бюджету,- "О бюджетном процессе" и "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае". И сама их значимость, необходимость для края оправдывает эту недельную задержку.

Должен отметить, что при всех наших претензиях к администрации, которые неизбежны в ходе работы, нынешний год отличался исключительно плотным и продуктивным сотрудничеством в процессе подготовки бюджета, его шлифовки и корректировки. И хочу сказать слова благодарности всем специалистам главного финансового управления, руководит которым Александр Валентинович Новак, а также всем заместителям губернатора, которые находились в тесном контакте с нами в течение последних полутора месяцев, - Василию Юрьевичу Кузубову, Льву Владимировичу Кузнецову и Юрию Павловичу Олейникову.

Сильной стороной бюджета является прежде всего то, что он базируется на качественных расчетах и сделан как документ очень аккуратно и тщательно. А слабость его состоит в том, что по объему доходов и, соответственно, расходов он мало чем отличается от бюджета нынешнего года, который был одним из самых скромных за последние пять лет. Этот бюджет не выводит край на радикальное решение сколько-нибудь значимых проблем, которых у нас накопилось, к сожалению, очень много. Скажем так - это очередной бюджет надежды. Надеюсь, что в следующем году администрация края все-таки возьмется за радикальное решение значимых проблем.

Если учесть реальное социально-экономическое положение края, уровень жизни людей, то итоги 2003 года нельзя назвать утешительными. Они могли быть гораздо лучшими. Но это не повод для уныния - в сравнении с другими регионами России наши дела не столь уж безнадежны.

Красноярцам я желаю в новом году не терять оптимизма и веры. Желаю всем мира, добра, тепла в доме, внимания близких и крепкого здоровья.

Валерий УСАКОВ, председатель постоянной комиссии по науке и образованию

Ни о чем не жалеть

Уходящий год для края выдался, я считаю, удачным - он прошел относительно спокойно, а это в наше время уже немало. Что касается работы нашей комиссии, то мы добились включения в бюджетное финансирование краевого фонда науки и выделения дополнительных средств на поддержку детского спорта. По моему глубокому убеждению, современное общество может успешно развиваться только благодаря труду умных и здоровых молодых людей.

Лично для меня 2003 год тоже оказался удачным - он отмечен присвоением почетных званий "Заслуженный работник физической культуры России" и "Почетный работник высшего профессионального образования". Боюсь, что меня могут обвинить в нескромности, но для меня на самом деле очень дорого это признание обществом более чем тридцатилетнего труда.

В планах работы комиссии на будущий год выделю принятие регионального образовательного стандарта. Думаю, что заложенные в него параметры будут гарантировать глубокие знания как по общему курсу дисциплин, так и по специальным предметам, востребованным в регионе, в том числе по истории края. Мы не имеем права воспитывать наших детей иванами, не помнящими родства.

Каким будет 2004 год? Таким, каким его сделаем мы, все вместе. Мой принцип прост - ни о чем не жалеть. Все, что ни делается, к лучшему. Это помогает не впадать в пессимизм.

Раиса КАРМАЗИНА, председатель постоянной комиссии по финансам, бюджету и налоговой политике

Твердая почва для рывка

- Раиса Васильевна, хотя итоги года окончательно еще не подведены, все-таки как бы вы оценили исполнение бюджета-2003?

- Неплохо. Власть выполнила основные обязательства перед населением края. Нет задолженности по заработной плате, систематически финансировались расходы, предусмотренные в бюджете.

- Исполнительная и законодательная власть, похоже, нашли общий язык, в том числе и в сфере бюджетной политики?

- Да, никаких послевыборных эксцессов, как ожидали иные ретивые аналитики, не произошло. Заслуга в этом в равной степени принадлежит нашему спикеру Александру Викторовичу Уссу и губернатору края Александру Геннадиевичу Хлопонину. Они поставили интересы края на первое место. Результаты не заставили себя долго ждать. Впервые мы получили значительное количество средств от Федерации - на последней сессии распределяли 704 дополнительных миллиона. Всего за год получили 4,5 миллиарда федеральных рублей в виде целевых программ, субвенций, субсидий. Впервые получили деньги на подготовку к зиме - 80 миллионов, 250 миллионов на повышение заработной платы. Федерация сделала реструктуризацию долгов края. Согласитесь, неплохая цена доброго мира.

- Москва нас не забыла, это радует. А как сработали сами?

- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что край до прихода новой администрации пребывал в плачевном состоянии. Нужно учесть и те издержки, выпадающие доходы, которые образовались с принятием нового Налогового кодекса и федерального бюджетного законодательства. Сначала в крае оставалось 68 процентов от собранных налогов, потом 33. Сейчас понемногу ситуация меняется, но не с такой скоростью, как хотелось бы. Нам удалось совместными усилиями уберечь регион от финансовых катаклизмов, более того, укрепить позиции. Это несомненный успех.

- Как вы оцениваете сегодня общее состояние экономики в крае? Когда ждать рывка?

- Чтобы любой рывок делать, нужно под ногами твердую почву иметь. Над этим краевая власть сегодня и работает. И пусть не рывок, но качественное улучшение жизни людей произойдет. Что же касается экономического состояния в 2003 году, то наблюдается рост. Плохо только, что мы по-прежнему очень сильно ориентированы на сырьевую отрасль.

- В ведении вашей комиссии находится налоговая политика на территории края. Налоговый кодекс оставляет мало места для маневра. Как строится эта работа в крае?

- Мы приняли закон об игорном бизнесе, о налогах на имущество. Сейчас готовим поправки в закон о налоге на имущество в части понижения ставок для отдельных отраслей. Не для того, чтобы их облагодетельствовать, а для того, чтобы сдержать рост цен на жизненно необходимые продукты питания и товары народного потребления. Это же касается и сельского хозяйства.

- Раиса Васильевна, как чувствуете себя в роли депутата Государственной Думы?

- Да пока еще никак. Некогда было и подумать об этом. Мы ведь сейчас готовим ко второму чтению краевой бюджет на 2004 год. Его просто необходимо принять. Не успеем до нового года - значит, с января финансирование пойдет по 1/12 от уровня прошлого года. Сразу теряем 33-процентное повышение по заработной плате бюджетников, оно ведь произошло только с 1 октября. Нужно помнить еще о том, что финансирование народного образования с января будет осуществляться через краевой бюджет. И потом, мне и моим коллегам в Государственной Думе с утвержденным бюджетом гораздо проще будет работать над включением края в федеральные целевые программы. Без этого документа с нами в правительстве разговаривать никто не станет. Хорошо, что коллеги хорошо это понимают, работаем в неплохом темпе, конструктивно.

- На стратегию работаете?

- Именно так - на стратегию развития края.

- Что, по-вашему, депутаты краевого парламента должны поставить в работе во главу угла?

- Знаете, все направления по-своему важны. И все же главным считаю работу над укреплением экономики. Тогда и социальная сфера, и все остальное развиваться будет. Мы должны обеспечивать себя самостоятельно всем необходимым для жизнеобеспечения населения. Много говорят сейчас об интеграции, но у меня есть такое подозрение, что сильная Россия ведущим державам не нужна. Слабая экономика - крепкий поводок, на котором можно держать страну. А край - часть России. Нужно поднимать все отрасли, крупные и средние, малый бизнес.

- А над чем вы собираетесь работать в Госдуме?

- Считаю необходимым снизить негативное воздействие на экономику, проявившееся в Налоговом кодексе. Он сегодня позволяет минимизировать прибыль, уводить финансовые потоки, чем беззастенчиво пользуются ФПГ. Они уже пытаются контролировать власть! Не хочу, чтобы так продолжалось. Пусть те, кому положено, платят налоги, а власть должна реализовывать конституционные права граждан, в том числе через бюджет.

- Сейчас, когда предвыборная кампания позади, не страшно от свалившейся ответственности?

- Нет, не страшно. Я же знала, куда и зачем иду. Хочется поскорее приступить к работе. Мне знакома законотворческая деятельность со ступени городского совета. Дорогого стоит и опыт работы в ЗС. Честно скажу, такого сильного представительного органа власти я больше не знаю. И горжусь тем, что три созыва подряд люди мне доверяли, избирая в краевой парламент. Благодарна коллегам-депутатам за годы совместной работы.

- Да, а край-то теряет в вашем лице сильнейшего финансиста...

- Бог с вами, с чего это теряет? Я буду продолжением Законодательного Собрания в Думе. Я свою миссию знаю и не собираюсь ее менять. А председателем комиссии будет избран человек, не менее искушенный в вопросах финансов, я уверена. Скажу больше: таких людей, профессионалов, болеющих душой за край, немало. У нас же замечательные люди живут и работают.

Василий НЕЧАЕВ, председатель постоянной комиссии по делам Севера и коренных малочисленных народов

Под защитой "северных" законов

В 2003 году в жизни края было немало значимых событий. Но для меня как законодателя самым важным можно назвать то, что наступила стабильность. И в экономике, и во взаимоотношениях ветвей власти, и, хочется надеяться, в жизни людей. Выполнены все показатели бюджета, сохранены заявленные социальные выплаты. Мы заложили позитивный переход, стартовую площадку для более продуктивной работы в 2004 году.

В работе постоянной комиссии я бы отметил, что в первый раз в истории Законодательного Собрания, в истории края принят закон о правовых гарантиях коренных малочисленных народов. Наша комиссия занимается не только вопросами коренных народов. В сферу интересов депутатов входит экономическое и социальное развитие всех северных территорий. Но именно становление краевого законодательства, регламентирующего отношения с коренными малочисленными народами, я бы отнес к числу приоритетных задач.

Для меня 2003 год тоже стал годом стабилизации, прежде всего в депутатской деятельности. Комиссия по делам Севера была сформирована впервые, мы начинали работать над "северным" законодательством практически с чистого листа. Целый 2002 год понадобился для того, чтобы определить вектор усилий, приработаться с коллегами. А в этом году работа пошла намного эффективнее, целенаправленнее. И результаты очевидны. Удалось побывать в большинстве районов края, и не только северных, познакомиться с огромным числом замечательных людей. Слава богу, что в течение нынешнего года хватило сил и здоровья выдержать бешеный темп в работе, слава богу, что здоровы близкие мне люди. Этого же себе и всем жителям Красноярья желаю и в наступающем году.

Жалею о том, что не все планы удалось выполнить, в том числе по разработке и принятию законов. Например, пока не принят закон о землях традиционного природопользования. Нам удалось убедить своих коллег, что земли, на которых ведут традиционные промыслы северные народы, допустим, оленеводы,- это далеко не земли сельхозназначения. Здесь необходимы другие подходы к определению их статуса, права использования, аренды. Жалею, что федеральное законодательство по вопросам малочисленных народов неконкретное, носит скорее базовый, декларативный характер. Поэтому много сложностей с разработкой механизма действия краевых законов.

И по большому счету жалею, что качественного улучшения жизни красноярцев пока не произошло. Мы закрепили ситуацию в крае, остановили регрессивные процессы, но пора уже двигаться вперед. Надеюсь, что в 2004 году мы сделаем первые шаги по этому пути. Радует, что в наступающем году край не ожидают политические потрясения, разве что выборы президента, но здесь, думаю, особых потрясений не произойдет. У нас впереди три года спокойной и, полагаю, конструктивной работы без ненужных амбиций и пикировок. Тем более что 2004 год еще и юбилейный - год 70-летия Красноярского края.

Анализируя принимаемый в эти дни краевой бюджет, действия, запланированные исполнительной и законодательной властью, думаю, что надежды на лучшее сбудутся.

Вера ОСЬКИНА, председатель постоянной комиссии по социальной защите, делам ветеранов и инвалидов

Надеюсь, все будет стабильно

В 2003 году наша комиссия разработала законодательную инициативу, касающуюся изменений в пенсионном обеспечении. Нам помогало в работе над законопроектом отделение Пенсионного фонда по Красноярскому краю и управление социальной защиты краевой администрации. Речь идет об увеличении минимальной пенсионной выплаты и базовой части пенсии с учетом районного коэффициента и о повышении предельных величин отношений заработков с 1,2 до 1,3 для исчисления пенсий. Законодательное Собрание поддержало эту инициативу 6 июня этого года, она также поддержана во многих регионах страны.

Я очень надеялась, что закон будет принят в первом чтении в ноябре. К сожалению, прежний состав Государственной Думы не успел до выборов рассмотреть законопроект, и это, пожалуй, я могла бы отнести к неудачам уходящего года. Думаю, что депутаты четвертого созыва внимательно отнесутся к законопроекту. В нашем крае треть взрослого населения - 730 тысяч человек - пенсионеры, которые ждут этого закона. Как и в других субъектах Федерации, где установлены районные надбавки, а это все территории от Урала до Дальнего Востока.

Я убеждена, что при проведении пенсионной реформы нельзя не учитывать интересы людей, уже находящихся на пенсии. На них не распространяется положение о накопительной части пенсии, значит, необходимо на государственном уровне восполнить этот пробел. Люди, работавшие на страну, должны получать достойную пенсию. Нельзя за их счет проводить какие-либо реформы.

Еще один закон, теперь уже краевой, "Об основных принципах социальной защиты населения в условиях жилищно-коммунальной реформы в Красноярском крае", могу причислить к законам, действенно защищающим интересы жителей края, прежде всего малообеспеченных, получающих небольшую зарплату, пенсионеров. Проект закона был разработан Ю. К. Абакумовым, наша комиссия рассмотрела, поддержала его и представляла на сессии. Люди уже смогли оценить его действие: те семьи, в которых среднедушевой доход не больше величины прожиточного минимума, оплачивают услуги ЖКХ в размере, не превышающем 5 процентов. Разработана плавная шкала, которая позволяет защитить людей, имеющих доходы, ненамного превышающие прожиточный минимум. 32 процента населения края получило жилищные субсидии благодаря принятому закону.

В этом году я провела очень много встреч с населением. Летом побывала в тридцати районах, в двадцати двух - осенью, во время избирательной кампании в Государственную Думу. Эти встречи дали мне очень много. Полученную информацию собираюсь использовать в своей работе. По итогам встреч мы внесли изменения в краевой закон "О транспортном налоге". Внесены изменения и в закон "Об основных принципах социальной защиты населения...", которые касаются одиноко проживающих супружеских пар, где один из супругов - участник или инвалид Великой Отечественной войны. Учли пожелания инвалидов при формировании бюджета на 2004 год в части льготного обеспечения лекарствами, а также по ряду других позиций.

Вообще этот год, как и предыдущий, многое дал мне лично как депутату, работающему на постоянной основе. Первый год работы в ЗС для меня был очень сложен - многого не знала, может быть, не хватало опыта. Спасибо моим коллегам - Юрию Константиновичу Абакумову и Раисе Васильевне Кармазиной. Они помогли поверить в свои силы, многому научили. Конечно, не буду говорить, что теперь все знаю и все умею, но, по крайней мере, точно знаю, с чего начинать работу над каждым законопроектом, куда идти, как отстаивать интересы избирателей.

Почему на прошлой сессии достаточно быстро был принят в первом чтении краевой бюджет? Да потому, что перед его принятием многие председатели постоянных комиссий, в том числе и я, два месяца работали с главным финансовым управлением, с заместителем губернатора Александром Валентиновичем Новаком. А сколько обсуждали бюджет в комиссиях? Конечно, проще и эффектнее открыть законопроект накануне сессии, пробежаться по нему и заявить: бюджет плохой, не учтено то, другое, третье. Но я глубоко убеждена - на митингах интересы людей защитить невозможно, необходима вдумчивая и кропотливая работа.

Если говорить о планах нашей комиссии, то их много. Скажу пока лишь о работе над законом "О квотировании рабочих мест для инвалидов". В крае 181 тысяча инвалидов. Из них 64 тысячи хотят устроиться на работу. Более того, они могут работать, приносить пользу, зарабатывать на жизнь. Мне очень нравится такая позиция людей, в ней нет иждивенчества, несмотря на то, что они имеют полное право на пенсию, могут не работать. О размерах этих пенсий пока не стану говорить. Проблема в том, что работодатели при переизбытке рабочей силы на рынке труда неохотно берут инвалидов. Крайне необходимо, чтобы в крае заработал механизм, который и обеспечил бы людей работой, и не ударил бы по работодателям. Над этим механизмом Совет администрации края и наша комиссия сегодня работают.

2004 год - третий год работы Законодательного Собрания в этом составе. Произошла плотная "притирка" депутатов друг к другу, ясны приоритеты в работе, которая, надеюсь, будет продуктивной. Для администрации края это второй год после выборов губернатора. Сегодня давать оценки пока сложно, хотя уже ясно, что заявленные прошлой осенью обязательства, выразившиеся в законе о бюджете на 2003 год, команда губернатора выполнила. А вот по итогам следующего года уже можно будет делать выводы. Бюджет-2004 объявлен бюджетом развития. Сколько инвестиций будет вложено в производство, сколько будет создано новых рабочих мест, как будут осуществляться программы по развитию села, лесопромышленного комплекса, молодежной политике - по этим параметрам уже можно сделать вывод о деятельности краевой администрации.

Уверена, что многое изменится в лучшую сторону, а значит, и жители края станут жить пусть немного, но легче, стабильнее. Налогооблагаемая база увеличивается, сохранены социальные обязательства власти перед населением, будет создан стабилизационный фонд. Все это позволяет надеяться, что год в целом будет хорошим.

Как известно, наступающий год по восточному календарю год Обезьяны. Обезьян я, признаюсь, не люблю, они такие... несерьезные, что ли, непредсказуемые. Надеюсь, что у нас все будет, наоборот, продуманно, стабильно. Но для этого нужно работать.

Сергей НАТАРОВ, председатель постоянной комиссии по здравоохранению и санаторно-курортному делу

Где в крае бесплатная медицина?

Подводя итоги уходящего года, отмечу, что средства, заложенные в бюджет края, пусть и небольшие, впервые за несколько лет были использованы полностью. Раньше, выдавая желаемое за действительное, в бюджет включали завышенные обязательства, порой попросту дутые цифры. Понятно, что выполнить эти обязательства перед населением власть не могла. Мы отошли от этой практики, честно сказали людям: "Это все, что край может пока себе позволить". Но обязательства выполнили. С такой же меркой подошли и к принятию бюджета на 2004 год.

Еще один немаловажный момент - корректировки бюджета. Они принимаются на протяжении всего года. Увеличилось поступление денег - мы решаем, куда их направить. Так вот, и эти корректировки были практически все исполнены на 100 процентов. Все это произошло благодаря наметившейся тенденции к преодолению разногласий между исполнительной и законодательной властью. Достаточно вспомнить, как лихорадило край несколько лет назад, чтобы понять, насколько важна совместная конструктивная работа. Не скажу, что сейчас все происходит гладко, приходится доказывать друг другу свою точку зрения достаточно жестко. Но мы - законодатели и администрация края - говорим на одном языке, и это несомненный плюс.

В работе комиссии по здравоохранению мы определили приоритеты - куда вкладывать деньги в первую очередь, чтобы не распылять их. В прошлом году удалось найти дополнительно 20 миллионов для онкологических больных. Деньги пошли на приобретение дорогостоящих лекарств, которые многим не по карману. Но именно эти лекарства дают наибольший эффект, и практика уже показала, что деньги не были пущены на ветер - результаты лечения очень неплохие. Сейчас, перед принятием краевого бюджета во втором чтении, комиссия ведет консультации по поводу того, куда дополнительно вложить еще 130 миллионов. Предполагается, что эти средства будут направлены в онкологию - взрослую и детскую, а также на оказание психиатрической помощи.

На последнем заседании сессии мы приняли решение о том, чтобы программа государственных гарантий в сфере оказания населению медицинской помощи принималась в виде краевого закона. Пора честно сказать жителям края, что у нас в медицине бесплатное, а что платное. Практика показала, что программа ежегодно исполняется на 70-80 процентов. Общий объем средств в 2003 году составил 8 миллиардов рублей, на 2004 год планируется около 9 миллиардов. А по существующим нормативам, чтобы каждый человек мог получить гарантированный набор бесплатных медицинских услуг, необходимо 15 миллиардов рублей. Вот и судите сами. Естественно, разница ложится на плечи жителей края. Поэтому так важно в законе закрепить, что будет платным, что бесплатным, чтобы люди не рассчитывались в больницах и поликлиниках за то, за что уже заплачено из бюджета.

В планах комиссии на 2004 год - принятие концептуального закона "О здравоохранении в Красноярском крае". Планируем также совместно с администрацией края навести порядок в фармакологическом обеспечении здравоохранения. Сегодня каждая больница приобретает лекарства у разных фирм по ценам, которые отличаются друг от друга на порядок. Будем искать пути, чтобы отходить от этой практики путем централизации. Для бюджета это выльется в существенную экономию.

Планируется принятие целого ряда законов, призванных сделать краевое здравоохранение как можно более прозрачным и регулируемым. Отрасль большая, проблем в ней хватает. Это и приобретение оборудования, которое требует замены на 80 процентов, и строительство, и ремонт медицинских учреждений, и деятельность фельдшерско-акушерских пунктов в отдаленных поселках. Поэтому будем весь год готовить почву для того, чтобы 2005 год объявить годом здравоохранения в Красноярском крае.

"На Таймыре - новый спикер".

("Красноярский рабочий" 25.12.03)

Новым спикером Думы Таймырского АО стал Александр Герасимов.

Как мы уже сообщали, прежний председатель таймырского парламента Виктор Ситнов избран депутатом Госдумы. На очередном заседании сессии местные парламентарии проголосовали за снятие с Ситнова полномочий спикера и депутата таймырской Думы, после чего председатель окружной избирательной комиссии Петр Зайцев вручил победителю удостоверение депутата Госдумы. Затем состоялось тайное голосование, и народные избранники единодушно избрали на вакантную должность председателя комиссии по природным ресурсам и промышленности Александра Герасимова. Новый председатель окружного парламента выразил признательность своему предшественнику за большой личный вклад в совершенствование регионального законодательства и вручил ему в подарок символы государственной власти - герб РФ, флаг и герб округа.