«Я наблюдаю в последнее время вопли нашей оппозиции по поводу размещения российской авиабазы на территории Белоруссии. Я ничего об этом не знаю. Человек, который должен принимать это решение, — я об этом ничего не знаю», — заявил 6 октября президент Белоруссии Александр Лукашенко, выступая на открытии участка новой минской бетонной автодороги МКАД-2.

president.gov.by
Александр Лукашенко — Президент Белоруссии.

По словам Лукашенко, с ним никогда не обсуждался вопрос размещения российской авиабазы на территории Белоруссии, сообщает госинформагентство БелТА. Руководитель постсоветской республики пояснил свою позицию: «Нам не надо базы сегодня. Тем более военно-воздушные силы. Нам нужны определённые вооружения. О чём я публично тоже говорил Путину и раньше Медведеву».

«У нас есть ответственность, и у России, и у Белоруссии. Мы заключили соглашение — они отвечают вместе с нами за западное направление. Фактически мы не в одиночку против НАТО здесь стоим, вместе с Российской Федерацией. У нас есть конкретный план даже на случай войны, как надо действовать. Естественно, мы его не обнародуем, это абсолютно секретный план, но на этом направлении главная сила — это белорусская армия. Если конфликт — то Россия начинает нас поддерживать соответствующими людскими ресурсами, определены конкретные армии, самолёты, вертолёты и так далее. На случай конфликта», — сообщил Лукашенко.

«Нам нужны самолёты, а не базы сегодня. У нас прекрасные лётчики, у нас хорошая школа лётчиков военных, гражданских. И зачем мне создавать базу? — сказал Лукашенко. — Зачем мне сегодня завозить сюда самолёты и лётчиков других государств? А свои что будут делать?»

«Нам нужны вооружения для того, чтобы быть более обеспеченными в плане защиты рубежей Белоруссии и России. Мы никуда не собираемся ехать воевать, и я об этом говорил», — сообщил Лукашенко, год назад заявлявший о готовности послать белорусскую армию в зону боевых действий в Донбассе.

«У меня на сей счёт ни с кем не было разговора. Просто меня удивляет и даже в какой-то степени возмущает и обижает, зачем это было россиянам сегодня вбрасывать в средства массовой информации? Может, беспокоятся, что мы действительно на Запад уходим, чтобы подкинуть эту тему, чтобы Запад начал у нас спрашивать или сомневаться в том, что мы с ними хотим нормализации отношений?» — заявил Лукашенко.

Напомним, в 2013 году, 5 июня в Минске по итогам 64-го заседания Совета министров обороны стран СНГ глава Минобороны России Сергей Шойгу заявил, что между Москвой и Минском нет разногласий по вопросу создания российской военной авиабазы на территории Белоруссии. Глава Минобороны РФ сообщил журналистам: «Завтра прибудет группа рекогносцировщиков во главе с главнокомандующим Военно-воздушными силами России, которая займётся в ближайшее время — я думаю, что в течение, наверное, 2−3 недель подбором аэродрома для базирования российской авиационной базы». «Как мы и договаривались, уже в этом году появится авиационная комендатура, — уточнил Шойгу. — В том числе и первые самолёты здесь, которые будут составной частью нашей российской авиационной базы».

Ранее, 23 апреля в Минске состоялись переговоры министра обороны России Сергея Шойгу с его белорусским коллегой Юрием Жадобиным и Александром Лукашенко. Во время встречи с Лукашенко Шойгу проинформировал о создании российско-белорусской региональной системы противовоздушной обороны. «Уже в 2014 году Россия по вашей договоренности с Владимиром Путиным поставит четыре дивизиона С-300 для защиты воздушного пространства», — заявил глава Минобороны России. «Мы приступаем к рассмотрению плана по созданию здесь российской авиационной базы с самолетами-истребителями. Надеемся, что в 2015 году здесь уже появится авиационный полк», — сказал Шойгу. Он отметил также, что в 2013 году в Белоруссии предполагается создать авиационную комендатуру и поставить первое дежурное звено боевых истребителей. «Мы предполагаем и дальше рассматривать вопросы, необходимые для усиления обороноспособности наших белорусских коллег и братьев», — подчеркнул глава Минобороны России.

Заявления Шойгу стали поводом для резких заявлений представителей прозападной оппозиции в Белоруссии, указавших на угрозу суверенитету постсоветской республики. Реагируя на критику, 26 апреля, во время рабочей поездки в «чернобыльские» районы Гомельской области, Александр Лукашенко прокомментировал проблематику размещения российской авиабазы в Белоруссии и заявил: «Что касается авиационной базы. Ну, это, может быть, несколько прозвучало, как база. Нет. Речь идет о поставке в наши Вооружённые силы, в какой форме — это мы будем договариваться: база это будет, или это мы в существующие белорусские части поставим самолёты-истребители российские. Этот вопрос обсуждается. Но мне сегодня надо пару десятков самолётов, а мы покупаем только советское — ныне российские самолёты Су-27 и МиГ-29, мне нужны такие или более современные самолёты для того, чтобы, опять же — обеспечить неприкосновенность границ нашего государства».

После этого, 10 мая на пресс-конференции в Варшаве глава МИД РФ Сергей Лавров прокомментировал намерение создать российскую авиабазу на территории Белоруссии: «С чисто военной точки зрения военно-воздушные силы в той форме, в которой этот вопрос обсуждался между Россией и Белоруссией, не имеют никакого отношения к ПРО. Для того чтобы нейтрализовывать потенциальные риски, есть другие средства. Наши отношения с Белоруссией во всех областях, в том числе военной, являются союзническими. У нас есть Договор о Союзном государстве, механизмы которого функционируют. Оборонительные задачи решаются гармонизированно. Не вижу причин для волнения на эту тему». Руководитель российской дипломатии отметил также: «Россия и Белоруссия — единое военное пространство. Это давно решено в договорах и соглашениях между двумя государствами, которые в соответствии с принятыми решениями являются частью Союзного государства. Будь то российские или белорусские самолёты — от этого ничего не меняется, мы охраняем нашу общую границу».

Как сообщало ИА REGNUM, в августе-сентябре обслуживающие Администрацию президента Белоруссии структуры выступили единым фронтом с прозападной оппозицией, указывая на якобы имеющуюся угрозу от размещения российской авиабазы в Белоруссии. Почти два месяца Лукашенко игнорировал одну из самых острых тем в белорусских СМИ, делая вид, что вопрос об авиабазе не обсуждался ни с ним лично, ни на уровне министерств обороны России и Белоруссии.