Республика Марий Эл. Подведены итоги работы отрасли здравоохранения в минувшем году.

Йошкар-Ола, 15 января 2002, 12:26 — REGNUM  Предлагаем вашему вниманию интервью обозревателя по социальным вопросам газета "Марийская правда" Ольги Бирючевой с министром здравоохранения республики Владимиром Шишкиным.

- Владимир Викторович, с какими мыслями и чувствами вы вспоминаете минувший год? Что он принес вам больше - удовлетворения или разочарования?

- Главное, о чем стоит сказать, это то, что впервые за все годы мы сумели привести в соответствие доходы и расходы отрасли, даже несмотря на то, что пришлось выплачивать долги прошлых лет. Если в 1997 году расходы превышали доходы на 11 миллионов, в 1998-м - на 88 миллионов, в 1999 - на 44 миллиона, в 2000 - на 54,8 миллиона, то в 2001 году расходы практически равнялись доходам.

- Как вам удалось этого достичь?

- Давайте проанализируем ситуацию. Начнем с того, что в 2001 год отрасль вошла с достаточно большими долгами - 244,5 млн. рублей, из них 40,3 млн. - долги по зарплате. При этом бюджет отрасли утвердили в сумме 367 млн. рублей. Если цифры сопоставить, картина получается аховая, ведь надо учесть, что в здравоохранении фактически не существует "незащищенных" статей расходов: если мы получим средства по так называемым "защищенным" статьям (зарплата, начисления на нее, медикаменты, питание), но не будет тепла и электричества, то помощь больным мы не сможем оказывать. Между тем лечебно-профилактические учреждения почти 5 лет не оплачивали коммунальные услуги, и энергетики дальше такое положение терпеть не могли. Нынче почти все ЛПУ текущие платежи осуществляли своевременно. Более того, мы сумели направить на погашение долгов прошлых лет 3,5 млн. рублей. А поскольку оплата коммунальных услуг занимает пятую часть всех наших расходов, мы попытались их сократить.

- Это оказалось возможно?

- Мы избрали два оправдавших себя пути. Во-первых, рациональное использование тепло - и электроэнергии (установка счетчиков, замена электрокотлов на газовые, подключение автономного электропитания и прочее), во-вторых, сокращение нерационально используемых больничных коек и закрытие ветхих участковых больниц и ФАПов. Всего за год сокращено 229 коек в стационарах и 191 койка реорганизована в койки дневного стационара, закрыты 9 ФАПов. За счет реорганизации удалось уменьшить расходы ЛПУ на 535 тысяч рублей.

- Не боитесь ли Вы обвинений в том, что, сокращая число коек, делаете менее доступным для населения стационарное лечение?

- Нет, потому что, несмотря на уменьшение количества коек, в прошлом году в стационарах пролечено на 1,5 тысячи человек больше, чем в 2000 году. Причем лекарствами они были обеспечены значительно лучше: в 2001 году потрачено на приобретение медикаментов для стационарных и амбулаторных больных на 20 миллионов больше, чем в прежние годы.

- Раз уж мы затронули тему обеспечение медикаментами, обрисуйте ситуацию с льготными лекарствами.

- С одной стороны, расходы на бесплатные и льготные медикаменты в прошлом году выросли в 2 раза, но, поскольку льготами пользуется в республике огромное число людей - свыше 170 тысяч человек, проблема остается. На текущий год уменьшается объем финансирования по федеральным законам "О ветеранах" и "О социальных гарантиях инвалидам", так что большая забота ляжет на наши плечи, на плечи глав районных и городских администраций. Радует то, что удалось в минувшем году направить 8 млн. рублей на бесплатное слухо- и зубопротезирование для инвалидов и ветеранов войны. Продвижка получилась хорошая, поскольку последние годы слухопротезирование практически не финансировалось, а на протезирование зубов направлялось в год всего порядка миллиона рублей.

Сократились долги медучреждений перед государственными аптеками. Если на 1 января 2001 года задолженность ЛПУ составляла более 4,5 млн. рублей, то сейчас долг уменьшился более чем наполовину. Это позволило аптекам увеличить объем продаж на 12% и получить доход в 2 раза больше.

- Владимир Викторович, Вы говорите об улучшении обеспеченности стационарных и амбулаторных больных медикаментами, а за счет чего это происходит?

- В том числе - за счет централизованных закупок. Мы в прошлом году централизованно закупали медпрепараты 50 наименований, прежде всего - спирт, средства для наркоза, наркотики, более десятка видов антибиотиков. С этими препаратами в ЛПУ практически не было перебоев. Причем все закупки (медикаментов, оборудования, продуктов питания) осуществлялись после проведения конкурсных торгов; всего их состоялось больше тридцати.

Каков результат? Приведу пример конкурсных торгов на закупку лекарственных препаратов. Среднерыночная цена их около 670 тысяч рублей. Мы поставили цель снизить эту сумму в результате конкурса до 640 тысяч, а реально закупили партию товара централизованно за 520 тысяч. Такая же ситуация с рентгенпленкой, которую с сентября 2001 года приобретаем централизованно оптом по 1296 рублей за 100 листов, что на 200-300 рублей дешевле, чем при покупке каждым учреждением самостоятельно. Я уж не говорю о качестве рентгенпленки - оно сейчас гораздо выше, поскольку используется зеленочувствительная пленка, благодаря чему и качество снимков улучшается, и снижается в четыре раза лучевая нагрузка на пациента. Одновременно начали решать проблему замены изношенных кассет для рентгенпленки. В Йошкар-Оле этот процесс практически завершили.

- А изношенное оборудование удается обновить?

- Да, мы этому вопросу уделяем серьезное внимание. В прошлом году поставили задачу в первую очередь обеспечить отделения реанимации и интенсивной терапии. Провели конкурсные торги и закупили 11 пульсоксиметров, 13 кардиомониторов, 16 наркозно-дыхательных аппаратов. Буквально в последние дни года приобрели для Республиканской больницы импортный наркозно-дыхательный аппарат стоимостью 1 млн. 223 тыс. рублей для больных, длительно находящихся на искусственной вентиляции легких. Такого уникального аппарата в республике еще не было. Кроме того, купили 25 единиц автотранспорта - не только за счет средств республиканского бюджета и Фонда ОМС, но и за счет местных бюджетов.

- И многие ли главы администраций проявляют такое внимание к нуждам отрасли?

- У нас нет разногласий ни с одним руководителем района. Есть взаимопонимание. Хотя доля внимания разная и зависит не только от возможностей района. Особо чувствуется понимание глав администраций Оршанского, Параньгинского, Медведевского районов, города Козьмодемьянска. В 2001 году впервые удалось фонду ОМС совместно с главами администраций городов и районов получить страховых взносов на неработающее население 103% от запланированного.

- Что это дало?

- Нам направлено в 2001 году дополнительно финансовых средств из Федерального фонда ОМС в размере 53 миллионов рублей, и в результате финансирование по обязательному медицинскому страхованию составило 170 процентов от первоначального плана. Кроме того, финансирование по консолидированному бюджету в течение года увеличилось на 26 млн. рублей, и конечная цифра бюджетных ассигнований - 393 млн. рублей. И если в предыдущие годы бюджет редко исполнялся, то за 2001 год его исполнение составило 103 процента. Помимо этого, из федерального бюджета привлечен 71 млн. рублей, на 5 млн. рублей получено гуманитарной помощи, и более 40 млн. рублей медучреждения заработали на платных медицинских услугах и добровольном медицинском страховании. То есть дополнительно привлечено в отрасль более 170 млн. рублей.

- Значит, год принес все же больше удовлетворения, чем разочарований?

- Пожалуй, да. Очень важно, что Правительству республики удалось в минувшем году прекратить практику зачастую весьма невыгодных для ЛПУ бартерных операций. Помогло взаимопонимание со всеми членами Правительства. Сказалось то, что средства здравоохранения никуда не отвлекались и в отрасль привлечены дополнительные финансы. Нельзя не отметить и творческий подход к работе команды Минздрава. Все это и позволило неплохо закончить 2001 год.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail