Вашингтон и Брюссель далеки от создания Трансатлантической зоны свободной торговли и инвестиций (Transatlantic Trade and Investment Partnership — TTIP), хотя ранее этот союз представлялся важным с точки зрения глобального доминирования американских и европейских корпораций. «Дизельный скандал» с группой Volkswagen расставил акценты, показав всю глубину американо-германского антагонизма. Вместо кооперации американцы могут оштрафовать немцев на $18 млрд — фантастическую сумму по меркам частного бизнеса.

time.kz
Председатель КНР Си Цзиньпин.

Растет общественное недовольство вокруг TTIP. Как сообщает британская газета Independent, свыше трех миллионов жителей Евросоюза (из них 500 тыс. подданных Великобритании) подписали петицию с требованием прекратить «секретные переговоры по Трансатлантическому партнерству». «Мы выступаем против снятия барьеров в сферах занятости, окружающей среды, защиты персональных данных и государственных услуг, обсуждаемых в ходе непрозрачных переговоров (с CША — ИА REGNUM)», — говорится в документе, обращенном к Еврокомиссии. Берега Атлантики не могут поделить компетенции в области экономики и финансов. Комиссар ЕС по торговле Сесилия Мальмстрем была вынуждена признать, что «скандал с Volkswagen подрывает доверие к Брюсселю в переговорах по TTIP», передает агентство Sputnik.

Поэтому Америка идет в Азию, бросая вызов не только единой евровалюте, но и юаню, который до конца 2015 года планирует войти в мультивалютную корзину Международного валютного фонда. Президент США Барак Обама и премьер-министр Японии Синдзо Абэ ликуют. 5 октября в Атланте 12 тихоокеанских держав подписали соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (Trans-Pacific Partnership — TPP), которое своим существованием призвано сдерживать экономическую мощь Пекина в форматах АСЕАН и АТЭС. Отныне на долю TPP, куда входят США, Япония, Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур и Чили, приходится 40% мирового промышленного производства. Если на мгновение абстрагироваться от статистики и экономической терминологии, то географически ТРР напоминает «анаконду», которая обволакивает Тихий океан для последующего удушения.

Речь идет о глобализации Cевероамериканской зоны свободной торговли (NAFTA), созданной под эгидой Вашингтона в 1994 году совместно с Мехико и Оттавой. Обама, рассматривая TРР в качестве основы для «разворота к Азии», принялся подсчитывать дивиденды. «Это партнерство обеспечит равные возможности для наших фермеров, скотоводов и промышленников за счет ликвидации более 18 тыс. различных налогов, которыми ранее облагалась продукция из США», — цитирует главу государства агентство Bloomberg. Более того, на страны TPP приходится 59% американского машиностроительного экспорта, суммарный объем которого оценивается в $56 млрд.

Критики нового альянса могут сослаться исключительно на экономическую логику Белого дома, однако Обама поспешил их обезоружить: «Более 95% наших потенциальных покупателей живут за пределами американской национальной территории, поэтому мы не можем позволить таким странам, как Китай, писать правила для мировой экономики». Ford Motor не устраивает подобная аргументация. Вице-президент корпорации Зияд Ожакли призвал Конгресс отклонить соглашение, поскольку оно «не защищает производителей от манипуляций с курсами иностранных валют». «Необходимо перезаключить TPP с учетом жестких нормативных правил в области валютного регулирования. Этот пункт имеет ключевое значение для международной торговли в XXI веке», — говорится в официальном заявлении Ford.

Со стороны может показаться, что Вашингтон сознательно провоцирует Пекин на ответные выпады. Однако слова Обамы — скорее оборона, особенно после многочисленных заявлений в прессе о том, что Китай и Индия принялись за масштабную скупку золота на биржах в Лондоне и Нью-Йорке. Не случайно глава крупнейшего российского металлургического и горнодобывающего холдинга «Петропавловск» Питер Хамбро рассказал Bloomberg о том, что Пекин и Нью-Дели в огромных количествах выкупают драгметалл, и уже практически невозможно на лондонском рынке найти реальное физическое золото. «К нам регулярно идут запросы из России на поставку золота в Китай и Индию, так как физического металла нет ни у кого», — отметил он.

Японское бизнес-издание Nikkei Asian Review еще в начале сентября забило тревогу, опубликовав статью с любопытным заголовком: «Интернационализация юаня: Китай превращается в ключевого игрока на рынке золота». Главный аргумент, которым оперирует Токио: «С июня 2015 года старейшее коммерческое учреждение Поднебесной — Банк Китая (Bank of China) — превратилось в полноправного участника лондонского золотого фиксинга, став первым в истории азиатским банком, участвующим в ценообразовании этого драгметалла». Впрочем, китайцы не скрывают своих завоевательных планов. «Непосредственное участие Банка Китая в ценообразовании на золото позволяет лучше отображать колебания спроса и предложения на мировом рынке, способствуя интернационализации китайского рынка золота», — заявил менеджер лондонского филиала Bank of China Юй Сун.

Не обязательно обладать сверхтонкой интуицией, чтобы понять — Вашингтон и Токио больше всех были заинтересованы в просадке китайского фондового рынка, которую мы наблюдали минувшим летом (на 40%). Пекин дорого заплатил за валютную стабильность — пришлось пожертвовать частью долларовых резервов. По данным агентства Reuters, только в августе Народный банк Китая (НБК) влил на фондовые площадки $93,9 млрд, чтобы остановить их падение. В 2015 году валютные резервы Поднебесной скатились с рекордных $3,99 трлн (достигнутых в июне 2014 г.) до $3,557 трлн. Однако это не помешало НБК довести в августе запасы золота до уровня $61,8 млрд — в конце июля эта цифра равнялась $59,24.

Разумеется, Федеральная резервная система США учитывала эти цифры, как и тот факт, что взаимозависимость Америки и Китая невозможно переоценить. Поэтому на сентябрьском заседании Комитета по операциям на открытом рынке регулятор (единогласно) оставил ставку рефинансирования на уровне 0,25%, удержав КНР от дальнейшего обвала. Тем более что доллар продолжает укрепляться, создавая для американского инвестора позиционное преимущество в валютных операциях за рубежом.

Обама сделал ход, который от него долго ждали. В ситуации, когда Ближний Восток разгромлен, а Евросоюз играет в собственную геополитическую игру, глобальное доминирование США возможно лишь в союзе с азиатскими державами, которые испытывают на себе давление Поднебесной. Это не означает, что Вашингтон перестанет налаживать мосты с Пекином. Напротив, во время визита (в сентябре) Си Цзиньпина в американскую столицу Обама просил отменить запрет на вещание Facebook. Китай отказал. Продавать товары в США можно и нужно, но делиться безопасностью — нельзя. Американские ставки сделаны. Ход за китайцами.