Законопроект о репозитарии внесло правительство РФ в Госдуму, передает корреспондент ИА REGNUM 5 октября. Законопроект выделяет репозитарную деятельность в отдельный вид лицензируемой деятельности, устанавливает требования к такой деятельности и системе управления рисками репозитариев, а также уточняет перечень сделок, информация о которых подлежит направлению в репозитарий, и перечень лиц, обязанных предоставлять такую информацию.

Репозитарием может быть биржа, клиринговая организация, расчетный депозитарий, центральный депозитарий. При этом клиринговая организация, осуществляющая функции центрального контрагента, не может осуществлять репозитарную деятельность.

В репозитарий должна направляться информация о заключенных на условиях генерального соглашения (единого договора) внебиржевых договорах репо, договорах, являющихся производными финансовыми инструментами (ПФИ), а также договоров иного вида, предусмотренных нормативными актами Банка России, объектом которых являются ценные бумаги, драгоценные металлы и (или) иностранная валюта. Таким образом, информация о внебиржевых сделках, заключенных не в рамках генерального соглашения (единого договора) в репозитарий не предоставляется.

Исходя из основополагающей функции репозитария — сбора информации от участников финансового рынка для предоставления регулятору на финансовом рынке возможности располагать достоверным объемом данных для принятия решений в области обеспечения финансовой стабильности, законопроект предполагает изменение круга договоров, информация о которых подлежит направлению в репозитарий. Учитывая системную значимость рынков ПФИ и репо для стабильности российского финансового рынка, устанавливается обязанность для финансовых организаций направлять в репозитарий информацию по всем заключенным не на организованных торгах сделкам репо и ПФИ (заключенным как в соответствии с генеральным соглашением (единым договором), так и без него. При этом каждая из сторон договоров, информация о которых подлежит представлению в репозитарий, может определить информирующее лицо, уполномоченное направлять информацию по сделкам в репозитарий. Информирующим лицом может быть в том числе третье лицо.

Также предусматривается возможность установления на уровне нормативного акта Банка России перечня иных заключенных не на организованных торгах договоров, объектом которых являются ценные бумаги, иностранная валюта или драгоценные металлы, информация о которых подлежит направлению в репозитарий. Необходимость установления такого перечня связана, в том числе с особенностями квалификации сделок в качестве ПФИ в соответствии с российским законодательством, отмечают авторы инициативы.

Предполагается, что таким образом будет устранена существующая на настоящий момент правовая неопределенность в отношении обязанности направления в репозитарий информации о таких сделках, как, например, сделки в рамках соглашений о предоставлении кредитов в иностранной валюте на межбанковском рынке и корпоративным клиентам (кредитные линии), соглашений о совершении конверсионных операций, соглашений о привлечении, размещении депозитов в иностранной валюте, соглашений о купле-продаже ценных бумаг.

Обязанность по предоставлению информации о вышеперечисленных внебиржевых договорах возлагается на организации, указанные в нормативном акте Банка России (кредитные организации, брокеров, дилеров, управляющих, депозитариев, регистраторов и т.д.).

Еще одной функцией репозитария является раскрытие данных из реестра договоров в агрегированном виде для всех заинтересованных лиц. В этой связи предусматривается, что Банк России устанавливает перечень информации, подлежащей раскрытию репозитарием всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения такой информации путем ее размещения на официальном сайте репозитария в интернете.

Кроме того, законопроектом предполагается исключение требования федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» о необходимости предоставлении информации в репозитарий как условия применения «ликвидационного неттинга» для внебиржевых финансовых договоров.