«Договоренности нарушены»

Первоклашки в 2016 году будут зачисляться прежде всего в ближайшие от дома школы. В основе этого нового-старого подхода — закон «О внесении изменений в закон Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге», который был принят депутатами 24 июня этого года.

Глава постоянной комиссии Законодательного собрания по образованию, культуре и науке Максим Резник, комментируя корреспонденту ИА REGNUM свое отношение к «нововведению», заявил, что «на выходе получилось не то, о чём договаривались». «Законопроект долгое время обсуждался, мы старались найти оптимальный вариант приема детей в школы, — сказал он. — Предварительно речь шла о районном, а не о микрорайонном принципе, что, по нашему мнению (разработкой документа вместе с Максимом Резником занималась депутат Марина Шишкина. — прим. ИА REGNUM), расширяло право родителей на выбор школы. Близость к школе рассматривали только как дополнительный плюс заявителю в том случае, если одновременно два ученика претендуют на место. Считаю, что, вернув старый, «крепостной» принцип, городской комитет по образованию нарушил договоренности».

В течение последних 20 лет лет правила приема детей в школу в России неоднократно менялись: 1990 — ых годах на смену советскому территориальному «крепостному праву» пришла свобода выбора. В ноябре 2011 года федеральные власти поправили законодательство, и с тех пор российские школы обязали принимать в первые классы прежде всего тех детей, которые живут рядом с учебным заведением.Эта норма была введена поправками, подписанными президентом, в закон «Об образовании» и начала действовать в 2012 году. Однако в 2014 году Петербург попробовал вернуться к «свободному выбору», но дело завершилось скандалом — от родительского натиска рухнула сеть госуслуг, в рамках которой можно было записать ребенка в школу по интернету.

Позиция чиновников

Накануне начала нынешнего учебного года глава петербургского комитета по образованию Жанна Воробьева публично объяснила, что в ведомстве проанализировали накопленный опыт по организации приема в первые классы, в том числе и негативный, и решили, что детям младшего школьного возраста в первую очередь необходимо обеспечить обучение в ближайшей к дому школе.

«Вместе с тем перед нами стояла задача создать такую схему, при которой прием бы происходил без ажиотажа и волнения родителей», — добавила она, имея в виду скандал со сбоями в работе портала госуслуг.

По словам Воробьевой, «лучшая школа для первоклассника — та, что ближе к дому, а у родителей ещё будет время изменить образовательный маршрут ребенка».

Однако она не напомнила, что, несмотря на наличие единых образовательных стандартов, не только уровень обучения, но и программы в школах существенно отличаются.

А как же выбор?

То, что школа, как магазин, будет находиться в «шаговой доступности», прежде всего обеспечит ребенку большую безопасность, — считают сторонники «ново — старовведения». И ещё напоминают, что дата и время подачи заявления не будут иметь значения для принятия решения о зачислении ребенка в первый класс. А родителей детей, выбравших школу в другом микрорайоне, успокаивают тем, что у них есть право претендовать на места, оставшиеся после записи всех «территориально близких» детей.

«Право — правом, но в сильную школу попасть будет проблематично, — возражает мама будущей первоклассницы Наталья Олодникова. — Никого не хочу обижать, но при дефиците «оставшихся» мест мамы с папами наверняка приложат все усилия, чтобы «договориться» с теми, от кого зависит прием… Да и что делать, если ребенок, например, рано обнаруживает большую склонность к чтению, нежели к арифметическим действиям (в детсадах сейчас хорошо обучают «подготовишек»), а во дворе — школа с математическим уклоном?»

Другая мама — Анна Андронова — утверждает, что готова возить ребенка в сильную школу, и это, на её взгляд, не менее безопасный путь, нежели тот, что предлагают сторонники «крепостного» принципа. Она считает, что и прописка — не указ родителям, радеющим за лучшее качество образования для своего ребенка: «Мои родители в свое время даже решили прописать меня к ближайшим родственникам, живущим рядом с престижной гимназией, лишь бы получила хорошее образование! Неужели к этому возвращаемся?!»

Трудности «перевода»

«Для учителя начальной общеобразовательной школы по большому счету нет большой разницы, каким образом происходит набор детей, но правда состоит в следующем: каждая школа вправе выбрать интересную ей программу обучения из целого перечня программ, утвержденных российским Министерством образования. Поэтому переезд ребенка в другой микрорайон и, соответственно, переход в другую школу, как правило, связан с трудностями «перевода», — высказала корреспонденту ИА REGNUM свой взгляд на проблему учитель начальных классов 44-й школы (Приморский район Санкт-Петербурга) Елена Сапожникова.

По её словам, «труднее всего придется специализированным гимназиям, которые прежде осуществляли строгий отбор учащихся. «Не хочется сегодня, в праздничный День учителя, портить коллегам настроение, но получается, что теперь отбирать действительно способных детей придется лишь на места, оставшиеся от основного, «приписанного» к школе контингента», — отметила она.

Евгения Дылева.

Справка.

Сроки подачи заявлений в школы разделены на три этапа:

с 15 декабря по 19 января — для детей, имеющих преимущественное право зачисления в государственные образовательные организации, с 20 января по 30 июня — для детей, проживающих на закрепленной территории (территории района Санкт-Петербурга); с 1 июля — для детей, не проживающих на закрепленной территории на свободные места.

При этом заявления, как и в 2015 году, родители смогут подать как в Многофункциональных центрах города, так и через портал «Государственные и муниципальные услуги в Санкт-Петербурге».

Для разъяснения правил будут организованы единые общегородские Дни открытых дверей в школах — 17 октября и 21 ноября.

Сегодня отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы образования. Он был учреждён указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1965 года. С 1994 года Россия отмечает День учителя 5 октября вместе со Всемирным днем учителей.