petcare.ua
Попугай.

Если что-то способно рассорить «прозападного» до глубины души П.Порошенко с близкой ему по духу, обожаемой им Америкой да c закадычными друзьями-партнерами по истинной демократии — американцами, так это перераспределение украинских активов.

Под канонаду стенаний об «агрессии» России россиян от участия в освоении-присвоении остатков украинской экономической роскоши удалось отсечь. Американцев отвадить не получилось, они включились, и дело дошло до конфликта интересов. Лбами столкнулись, с одной стороны, президентский бизнес (который никак не удается продать), с другой, — бизнес американский или лоббируемый американцами, с каждым месяцем с возрастающей активностью и нахрапистостью занимающий в Украине новые и новые ниши. Напрочь лишенный каких-либо комплексов, кроме, пожалуй, комплекса вседозволенности, американский капитал (особенно тот, что связан с высшей бюрократией) привык забирать себе наиболее лакомые куски в экономиках тех стран, которым США помогли то ли «встать на путь демократии», то ли рвануть по этому пути со всей «майданной» дури. Президенту-олигарху, наслышанному об этой пикантной слабости глобального «старшего» брата, до последнего не верилось, что один из кусков может быть вырван изо рта у него самого, вот он и оказался к такому повороту событий не вполне готов.

Конфликт интересов, о котором идет речь, дошел до черты, за которой скрывать его от СМИ и общественного мнения все сложнее, все проблематичнее, а в скором времени может оказаться и вовсе невозможным. Одна из главных причин, создающих ситуацию «шила в мешке не утаишь», состоит в двойственном положении Петра Алексеевича, выступающего единым сразу в двух ликах. Он — президент, он же и олигарх. Причем, олигарх, не теряющий активы, вес, значимость, как другие представители крупного национального капитала, а, наоборот, наращивающий потенциал и набирающий силу. Как президент П. Порошенко помогает американцам бороться с украинскими олигархами, выдавливая тех как из экономики, так и из политики. Как олигарх — он поневоле сам оказывается объектом и жертвой этой борьбы.Пускай пока только сопутствующей, но — жертвой.

Признаки выхода конфликта из-за кулис в публичную сферу вновь проявились во время сентябрьского блиц-визита в Украину сенатора Дж. Маккейна, навестившего М. Саакашвили в Одессе, а затем побывавшего в Киеве у П.Порошенко. На фото на президентском сайте запечатлен момент приветственного рукопожатия. Былую радость, неизменно осенявшую лицо Петра Алексеевича при взгляде на дорогого заокеанского друга, как корова языком слизала. В ответ на протокольную полуулыбку, явно не без труда выдавленную из себя гостем, гарант Конституции и победы Киева в «АТО» скорчил гримасу сродни той, какой десять дней спустя встретил ненавистного В. Путина в Париже. Ссылка на температуру 38,5, которой муж блистательной Марины объяснил свой помятый вид, обращаясь к участникам Всемирного форума лидеров в Колумбийском университете, тут не проходит: 23 сентября, когда он принимал Дж. Маккейна, температура у него была в норме. По всему видно, что скалить зубы, светясь от счастья, при виде напористого сенатора владелец «Рошен» больше просто не в состоянии.

П. Порошенко можно понять. Дж. Маккейн к нему зачастил. И всякий раз — с новыми пожеланиями и просьбами, связанными с продвижением бизнеса. Если дальше так пойдет, то он возьмется всякую мелкоту с пивными ларьками да фаст-фудами на украинские просторы заводить. В открытую ни проявлять неудовольствие, ни, тем более, перечить глава украинской державы, естественно, не может, лишен такого права. Амеры могут так щелкнуть и по носу, и по бизнесу, что мало не покажется. Или же и того хуже — выкинуть на помойку, как отработанный материал. Не сказав спасибо за службу. Остается только рожи корчить. И то — исподтишка, по-тихому.

Официальным поводом для очередного перелета неувядающего героя Вьетнамской войны через океан в столь полюбившуюся ему Украину на сей раз послужила не поддержка украинской демократии, а борьба против коррупции. По известным одному ему причинам Дж. Маккейн решил сосредоточить ее на Одессе. Жираф большой, ему видней. Деловая часть встречи высокого американского визитера с гостеприимным то ли по старой памяти по-грузински, то ли в новом тренде по-одесски хозяином прошла… за закрытыми дверями. Говорили, если верить официальным сообщениям, о демократии, а вот соблюсти демократический стиль не удосужились. Видимо, было, что скрывать от чужих глаз да ушей. На брифинге не скрывали ничего, но это было уже не столь важно. Мероприятие превратилось, по сути, в пустую формальность. Недаром М. Саакашвили, которому, видимо, удалось убедить американского ревизора в том, что в пробуксовке проекта виноват не он, а сложные обстоятельства вкупе с происками конкурентов, позволил себе, отвлекшись от работы, предаться забавам с симпатичным песиком, удачно подвернувшимся под руку.

Диапазон догадок относительно того, что же в действительности послужило причиной приезда Дж. Маккейна в Одессу, и о чем же они беседовали с М. Саакашвили с глазу на глаз, отнюдь не столь велик, как это могло бы показаться на первый взгляд. В Одессе идет ожесточенная борьба между заинтересованными ФПГ и кланами — как местными, так и варягами — за монопольный контроль над портами, а также за получение в собственность одного из наиболее ценных активов, формально продолжающих оставаться в распоряжении государства, — Одесского припортового завода. За этими, вполне легальными интересами, маячит тень еще одного «актива» — Одесской таможни, являющейся, без всякого преувеличения золотым дном. Американцы по традиции проявляют повышенный интерес к объектам, имеющим отношение к обеспечению беспрепятственного доступа к государственным границам и таможням, в особенности же к тем из них, что расположены по маршрутам транзита в Европу запрещенных товаров из Азии, Африки, с Ближнего и Среднего Востока. Контролируемые и «крышуемые» ЦРУ глобальные контрабандные потоки наркотиков, алкоголя, сигарет, людей и человеческих органов, оружия требуют все новых и новых логистических схем для доставки продукции покупателю. Одесса и Одесская таможня в этом плане заслуживают самого пристального внимания.

С поставленной перед ним американцами задачей взять под присмотр интересные для них объекты, то ли готовя их к адресной приватизации, то ли устанавливая для них свои правила игры, отсекая при этом конкурентов, М. Саакашвили, судя по всему, не справился. Или, во всяком случае, пока не справляется. Проблемы и проволочки возникают на каждом шагу, дело продвигается вперед крайне медленно, уверенности в том, что оно будет доведено до конца, нет. Пришлось Михо просить поддержать доверенную ему «спецоперацию», как сказали бы военные, силами и средствами вышестоящего начальника. Для чего, собственно, и примчался в Одессу бороться против коррупции и поддерживать одесскую демократию сенатор.

После «жемчужины у моря» и плохих новостей от одесского губернатора Дж. Маккейн отправился в украинскую столицу. Разруливать ситуацию на высшем уровне, на Банковой. Куда в свое время помчался поздней ночью и И. Коломойский, когда «русские диверсанты» захватили киевский офис столь милой его сердцу и кошельку «Укрнефти», а он, по его словам, взялся лично их оттуда выкуривать. О том, были ли замечены «диверсанты» или «террористы» в Одессе, история умалчивает. Однако для жесткого разговора с президентом у сенатора США, как и у бывшего днепропетровского губернатора, и без них было достаточно оснований. Получился ли разговор? Принес ли он результат, который американский «ястреб» мог бы занести себе в актив? Скорее нет, чем да. Пути П. Порошенко и заокеанских лоббистов разошлись. В погоне за одесскими и другими активами они уже не партнеры, как на «майдане», в АТО и в нападках на Россию, а конкуренты.Речь идет о конкуренции с американским бизнесом. Политическая элита, государственные структуры США продолжают видеть в хозяине Банковой своего ставленника и клиента. Впрочем, бизнес и политика в США тесно взаимосвязаны. В ситуации с Одессой, когда, как говорил герой фильма по новеллам О. Генри: «Боливар не вынесет двоих», — «недоразумение» с бизнесом может повлечь за собой для П. Порошенко дискомфорт и в отношениях с Посольством Соединенных Штатов в Киеве, Государственным департаментом, Белым домом.

Пока же суд да дело, в конкуренции за Одессу и за одесскую «калитку» в Европу Боливару, если верить собственным глазам и ушам, а также утечкам инсайдерской информации, приходится выносить не двоих, а, как минимум, троих. Кроме, условно говоря, «маккейновских» и «порошенковских», то ли на все сразу, то ли на долю в этом самом одесском «всем» претендует группа товарищей, связанная с И. Коломойским и имеющая выход на А. Яценюка и VIP-персон из его ближайшего окружения. Это обстоятельство, кстати, создавая для президента определенные дополнительные трудности, позволяет, вместе с тем, ему пока что чувствовать себя под давлением со стороны Дж. Маккейна достаточно уверенно. Перед тем, как ввязываться в окончательное выяснение отношений с П. Порошенко, сенатору и тем, чьи интересы он представляет, поневоле придется брать его в союзники для совместной разборки с «третьей силой».

В подковерном противостоянии П. Порошенко с американцами, вызванном обострением конфликта бизнес-интересов, время позиционных боев, похоже, близится к концу. Не за горами решающая битва. По крайней мере, на одесском плацдарме. Шансы на победу есть у обеих сторон, хотя у противников «шоколадного короля» их, пожалуй, больше. В любом из вариантов у президента-олигарха нет хорошего продолжения игры. Если в этой истории верх возьмет он, американские лоббисты могут начать ему мстить. Если же победителями в разборке выйдут они, для П. Порошенко это может иметь еще более непредсказуемые последствия. И как для бизнесмена, и как для главы державы.