Телекомпания «Рустави-2» вновь оказалась в центре внимания общественности. Решением Тбилисского городского суда от 30 сентября 2015 года были арестованы доли партнеров в ООО «Телекомпания Сакартвело» — 60% доля Левана Караманишвили и 40% доля Георгия Караманишвили. Суд тем самым удовлетворил иск бывшего владельца телекомпании «Рустави-2» Кибара Халваши, который судится с нынешними владельцами этой телекомпании за возвращение своих долей. Отметим, что ООО «Телекомпания Сакартвело» владеет 51% долей в телекомпании «Рустави-2», а братьям Караманишвили принадлежит 40% этой телекомпании.

sputnik-georgia.com
Борьба

По информации суда, предметом спора между Халваши, с одной стороны, и ответчиками — Леваном и Георгием Караманишвили, ООО «Телекомпания Сакартвело», Нино Нижарадзе и другими — является интеллектуальная собственность, реализация авторских и смежных прав, а также нарушение этих прав, допущенное при прежнем правительстве.

До окончания спора по этому делу Левану и Георгию Караманишвили решением суда запрещено отчуждение и правовое обременение числящегося на имя ООО «Телекомпания Сакартвело» имущества (в том числе телекомпании «Рустави-2»), внесение изменений в устав общества, реорганизация и ликвидация общества, изменение порядка принятия решений, а также решение ряда других вопросов, связанных с управлением принадлежащими им компаниями.

В то же время суд не удовлетворил требование истца (Кибара Халваши) о наложении ареста на банковские счета ООО «Телекомпания Сакартвело», Левана и Георгия Караманишвили и Нино Нижарадзе.

Решение суда моментально вызвало волну протеста, и в эфире телекомпании «Рустави-2» зазвучали комментарии о насилии со стороны властей на независимую телекомпанию, о попытках перекрыть телекомпании источники финансирования, о намерении закрыть и прекратить вещание этой телекомпании, о нарушении свободы слова и СМИ.

В ответ на эти обвинения Тбилисский городской суд распространил специальное заявление, в котором расценил сделанные в прямом эфире заявления как содержащие угрозы и насилие в адрес судьи и как попытку помещать осуществлению правосудия.

«Судебный процесс открытый и публичный. Все заинтересованные лица, в том числе представители дипломатического корпуса, международных и неправительственных организаций, имеют возможность следить за ходом судебных заседаний. Судопроизводство осуществляется с полным соблюдением принципов состязательности и равноправия», — отмечают в суде.

Иного мнения придерживается генеральный директор телекомпании «Рустави-2» Ника Гварамия, который сделал в связи с решением суда специальное заявление и обвинил правительство в том, что оно перекрыло его телекомпании все источники финансирования и тем самым собирается закрыть телекомпанию. Гварамия пригрозил властям, что они «закроются» раньше, чем «Рустави-2».

«На четвертый год удивительной демократии, который, по словам Бидзины Иванишвили, должен был быть лучшим, он своим решением закрыл «Рустави-2». То, что мы продолжаем вещание, не означает, что правительство не делает все для того, чтобы мы прекратили вещание. Сегодня как никогда мы близки к прекращен вещания», — заявил Гварамия и пояснил, что его телеканалу перекрыли все источники финансирования.

Гендиректор «Рустави-2» не сомневается в том, что за бизнесменом Кибаром Халваши стоит нынешнее правительство. «Если кто и сомневался в том, что это игра правительства, что, может, Кибар Халваши борется за свою собственность, эти сомнения правительство сегодня развеяло», — подчеркнул Гварамия. Напомним, что это тот самый Ника Гварамия, который при правлении Михаила Саакашвили один период занимал должность заместителя главного прокурора и в эфире телекомпании «Рустави-2» распространял составленные прокуратурой целые «видеосериалы» о «незаконных деяниях» тогдашней оппозиции, основанные на записях прослушиваний частных и телефонных разговоров, результатах слежки за оппозиционными лидерами.

По словам Гварамия, те 6 миллионов, которые получила телекомпания от своих «инвесторов», ей не понадобились бы, если бы правительство «не поставило ее в это положение». Что касается судьи, арестовавшего имущество ООО «Телекомпания Сакартвело» (инвестора «Рустави-2»), он, по мнению Гварамия, борется со свободными СМИ и выполняет указы Бидзины Иванишвили.

«Тамаз Уртмелидзе борется против свободных СМИ. Это нанятый Бидзиной Иванишвили судья. Он, с большой вероятностью, получил очень большую сумму. У судьи Уртмелидзе обязательно будет гореть земля под ногами, он в этой стране убежища никогда себе не найдет», — пригрозил гендиректор «Рустави-2» и пообещал властям, что это правительство «закроется» раньше, чем закроется телекомпания «Рустави-2».

За «Рустави-2» тут же вступились представители неправительственных организаций, большей частью тех, которые возникли вскоре после смены власти в Грузии и были созданы бывшими соратниками ныне оппозиционного «Единого национального движения».

«Это целенаправленная кампания против критически настроенных СМИ, и в общем, направленная на заглушение СМИ», — заявила в эфире «Рустави-2» учредитель «Ассоциации реформ Грузии» Елена Хоштария.

Тревожным сигналом для свободы СМИ считает события вокруг «Рустави-2» член правления «Демократической инициативы Грузии» Георгий Мшвениерадзе.

Вступились за «Рустави-2» и те НПО, которые имеют более длительный стаж деятельности на общественной стезе Грузии и с прежними властями не ассоциируются.

О политическом контексте в деле против «Рустави-2» говорит руководитель организации «Международная прозрачность — Грузия» Эка Гигаури, а сама организация распространила специальное заявление, в котором ставит под вопрос целесообразность решения суда об аресте имущества ООО «Телекомпания Сакартвело».

«Основания принятого судом определения нам не известны, поэтому о его обоснованности мы судить не можем. Но под вопросом стоит целесообразность принятого судом решения. Особенно с учетом тех обстоятельств, что отчуждение спорных долей «Рустави-2» в условиях уже наложенного на них ареста не происходит, а изменение собственника компании-владельца этих долей не означает изменения дольщиков «Рустави-2 и предмет спора под угрозу не ставит», — поясняет свою позицию НПО.

«Ясно, что в общем спор между дольщицами компании возможен, и в этом конкретном случае реакция общественности не последовала бы, если бы не множество вопросов в связи с процедурными нарушениями в этом процессе, а также если бы политические должностные лица в разное время не делали заявления, в которых открыто выражали позицию в связи с изменением владельцев «Рустави-2». Поэтому мы считаем, что судебный спор о владении «Рустави-2» имеет политический контекст», — отмечается в заявлении.

Свои сомнения относительно политики властей и свободы СМИ выразили и представители «Ассоциации молодых юристов Грузии» и «Международного общества справедливых выборов и демократии».

Тревогу забили и оппозиционные нынешним властям партии. Особенно резкими в оценках были представители «Единого национального движения», открытым проводником политики и пропагандистом идей которого на протяжении многих лет была и остается телекомпания «Рустави-2».

Как сообщила «Рустави-2», представитель ЕНД Чиора Тактакишвили, которая является членом делегации Грузии в ПАСЕ, выступила в дебатах в рамках заседания ассамблеи и заявила, что за всем происходящим стоит правительство Грузии. «Еще раз подтвердилось, что за всем стоит правительство», — отметила она.

Еще один лидер ЕНД Гига Бокерия оценил происходящее в эфире «Рустави-2» и заявил, что Иванишвили хочет подавить «Рустави-2» как источник свободной информации для большинства населения страны, чтобы исключить возможность проведения свободных выборов. По его же словам, в условиях свободных выборов никаких шансов на победу у нынешнего правительства не будет.

«Что касается мотивов, всем здравомыслящим людям и большей части общества они понятны. Иванишвили имеет политическую команду, которая за три года совершенно обанкротилась, по всем направлениям у нее — полная катастрофа, в стране царит кризис. По всем обещаниям они «кинули» своих избирателей. Никаких шансов на сохранение власти в условиях минимально свободных выборов у них нет. Они понимают это так, что должны сохранить власть против воли общества. А чтобы сделать это путем исключения свободных выборов, сейчас стремятся заглушить «Рустави-2», который для абсолютного большинства общества является источником свободной информации и который они не контролируют», — пояснил Бокерия.

Бывший соратник нынешнего правительства, ныне лидер оппозиционных «Свободных демократов» Ираклий Аласания сравнил действия властей с тем, как относилось к оппозиции правительство Саакашвили. «Нынешнее правительство идет тем же путем шантажа, что и его предшественники. Решение суда, политизация прокуратуры. Это те вопросы, с которыми мы столкнулись перед выборами 2012 года. И что изменилось? Ничего. Тем же политическим насилием, тем же путем шантажа идет и нынешнее правительство, то же вмешательство в личную жизнь, те же прослушивания, незаконная слежка — общество ясно видит, кто есть кто. И это наглядно проявится во время выборов. Этого и испугалось правительство. Это шаг испуганного правительства, который, уверен, будет безуспешным», — заявил Аласания.

За «Рустави-2» вступились представители непарламентской оппозиции, которые также обвинили правительство в давлении на свободные СМИ. Следует отметить, что большая часть этих оппозиционеров при прежнем правительстве немало критиковала «Рустави-2» за пропагандистскую политику в пользу «Единого национального движения» и за дискредитацию тогдашней оппозиции.

О давлении правительства на свободные СМИ заявили председатель партии «Новые правые» Пикрия Чихрадзе, председатель Национал-демократической партии Бачуки Кардава, глава «Европейских демократов» Паата Давитая, представители «Лейбористской партии». В поддержку «Рустави-2» выступили и журналисты.

Что касается представителей правительства, какое-либо давление на суд в деле «Рустави-2» они категорически исключают и призывают политиков и общественность не делать поспешные выводы и не выдвигать неоправданные обвинения. По их словам, позиция правительства — обеспечение независимости СМИ и исключение давления на СМИ, а что касается Кибара Халваши, он борется за возвращение своего бизнеса, которого его лишили при правлении Михаила Саакашвили.

От имени президента Грузии на ситуацию вокруг «Рустави-2» откликнулся его советник Каха Кожоридзе, который заявил, что президент в курсе происходящего.

«Независимые СМИ — один из главнейших фундаментов демократического государства. Для президента Грузии эта тема крайне важна. Как только появилась информация в связи с «Рустави-2», я связался с президентом. Он поручил мне изучить этот вопрос и предоставить ему детальную информацию», — заявил Кожоридзе и пообещал информировать общественность о дальнейших действиях президента и его администрации.