Нахождение памятников культуры и объектов культурного наследия в частной собственности вызывает ряд вопросов у общественности Башкирии. Как сообщили ИА REGNUM жители города Давлеканово, памятник герою Советского Союза Владимиру Ферапонтову, расположенный на территории бывшей средней школы № 2, нуждается в ремонте.

Памятник Владимиру Ферапонтову в те дни, когда в здании располагалась школа

Герой Советского Союза Владимир Ферапонтов до войны работал в школе № 2 в городе Давлеканово, позже эта школа была названа его именем, на территории школы находился памятник герою. По словам давлекановцев, после передачи школы в частную собственность, памятник начал разрушаться.

«После приватизации, в том числе и 9 мая, в день семидесятилетия победы, у памятника не проводилось никаких праздничных мероприятий, — отметил бывший ученик школы Владимир Решетников. — Две недели тому назад бюста на постаменте не было. Но начать рассказ о памятнике нужно с главного вопроса: почему здание общеобразовательной школы оказалось в частных руках?»

Как рассказывают жители города, «свою школу мы не сдали без боя». Была создана инициативная группа, подавшая исковые заявления о признании незаконной приватизации здания школы.

«Давлекановцы, среди которых есть и те, кто помнит семью Ферапонтовых, с возмущением приняли известие о том, что в здании школы теперь располагается промышленное производство, — сообщила жительница города Надежда Прошина. — Все это происходило в то время, когда городом и районом управлял Закир Бикбулатов, при нем творился полный беспредел».

Как отмечают давлекановцы, при Бикбулатове были приватизированы многие предприятия, разрушались памятники истории и культуры, приходило в упадок ЖКХ: «Бикбулатов ушёл, но его подручные остались на своих местах, и за передачу здания школы частнику никто так и не ответил».

Владелица здания Светлана Халиуллина поспешила успокоить общественность: «Над бюстом героя ведутся восстановительные работы, заключен соответствующий договор, и в скором времени он будет торжественно открыт. В моей семье тоже есть участники Великой Отечественной войны, и для меня память о герое свята».

Неравнодушные давлекановцы таким ответом удовлетворены не полностью. «Согласно перечню поручений главы Башкирии по итогам оперативного совещания 6 апреля 2015 года к проведению ремонтно-реставрационных работ памятников архитектуры необходимо привлекать только высококвалифицированных специалистов, а кто взялся за ремонт памятника Владимиру Ферапонтову? — спрашивают жители города. — Обладает ли производитель ремонтных работ должной квалификацией и лицензией на производство таких работ?»

Не меньшую тревогу у неравнодушных давлекановцев вызывает и судьба городского парка.

«Парк занимает немаловажное место в истории города, ему более ста лет, он был разбит рядом со старинной кумысолечебницей Набиуллы Каримова, начавшей работу не позже 1896 года, — напомнил Владимир Решетников. — По преданиям, саженцы для парка заказывались у самого Мичурина. Теперь в этом здании находится дом детского творчества». Если исторический парк Вязьмина при втором кумысолечебном пункте был уничтожен при попустительстве районных властей в 80-е годы прошлого века, то парк при каримовской кумысолечебнице может исчезнуть уже в наши дни. «По некоторым данным, существуют документы, по которым предполагается открытие парка на окраине города, — делятся давлекановцы. — О том, что будет на месте старого парка, пока нет сведений, но он облагораживать запущенный парк, похоже, районные власти не собираются».

По мнению общественников, подобное отношение к памятникам наблюдается не только в Давлеканово. «Мало кто знает, что на окраине Уфы есть бюст великому русскому химику Дмитрию Менделееву, — сообщил ИА REGNUM уфимский общественник Евгений Акатьев. — Территория, где стоит бюст, предназначена к продаже, и что будет с памятником Менделееву, неясно. При многих крупных предприятиях региона существовали те или иные обелиски, скульптурные композиции, после приватизации эти объекты стали ненужными».

«Возможно, в Уфе при одном из парков нужно выделить специальное место, куда будут свозиться все ненужные культурные объекты, — предложил уфимец Михаил Еленин. — Вот только кто возьмется за такое неприбыльное дело?»