Более 40% жителей России в 2015 году отметили исчезновение из продажи некоторых или многих привычных продовольственных товаров, при этом более 70% поддерживают сохранение режима «продуктового эмбарго». Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного холдингом «Ромир».

За последний год число российских потребителей, отметивших исчезновение из продажи некоторых или многих привычных марок продуктов питания, выросло до 43%, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в холдинге. Годом ранее этот показатель был ровно вдвое меньше, отмечают социологи. Одновременно 39% россиян отметили ухудшение качества продуктов в течение последнего года. При этом 71% россиян в той или иной степени поддерживают продление режима антисанкций, считая его адекватным ответом странам Запада на их санкции в адрес России. Часть респондентов выразила мнение, что санкционный период предоставляет хорошие возможности для развития местных производителей.

Заметили ли жители России изменения в ассортименте продуктовых полок магазинов в связи с продуктовыми санкциями? Если в сентябре 2014 года последствия санкций заметили лишь 21% опрошенных, то в сентябре текущего года такой ответ дали 43% россиян. Причем 37% отметили исчезновение некоторых марок, а 6% — большинства привычных им брендов. Соответственно, сократилась доля тех, кто не заметил изменений в ассортименте торговых марок — с 79% в сентябре прошлого года до 58% в сентябре 2015 года. Об изменениях на полках магазинов чаще, чем в среднем по выборке, говорили жители крупных городов (60%) и граждане с высоким доходом (54%), уточнили авторы исследования. По словам респондентов, особенно заметны изменения ассортимента в магазинах в Северо-Западном регионе (57%), где до санкций были широко представлены скандинавские товары.

Что касается качества продовольствия, то более половины респондентов (52%) считают, что за последний год качество не изменилось. При этом общее число тех, кто отметил изменения качества товаров в худшую сторону, составило 39%. Об ухудшении качества некоторых товаров и марок заявили 30% респондентов, к ним присоединились 9% респондентов, заявивших, что ухудшение качества произошло в большинстве товаров. В 2015 году респондентам был задан вопрос: как лично на них отразились продуктовые санкции, введенные Россией год назад? 57% ответили, что не заметили последствий санкций, так как ранее не покупали импортных товаров, в том числе деликатесов. Еще треть опрошенных (35%) заявили, что некоторые привычные им марки исчезли с полок магазинов, но они смогли найти им замену. Недовольны санкционными запретами около 8% опрошенных. Сложности с замещением возникли у 6% опрошенных. А 2% россиян заявили, что из-за санкций им вообще пришлось отказаться от ряда товаров, так как они так и не смогли найти им замену.

На вопрос же об отношении к продлению Россией санкций еще на полгода мнения россиян разделились, но с перевесом в сторону одобрения эмбарго — 71% против 21% при 8% затруднившихся ответить. При этом 39% заявили, что полностью поддерживают продление санкций, назвав их адекватным ответом на санкции в отношении России. 32% респондентов обосновали свою поддержку санкций, считая период эмбарго хорошим шансом для развития местных производителей. «Среди тех, кто выступает против ответных российских санкций, 11% полагают, что эмбарго только порождает дополнительную коррупцию и создание обманных путей для проникновения запрещенных продуктов на территорию нашей страны. А 10% россиян считают санкции вредными, так как из-за них страдает только обычный потребитель — цены растут, а качество товаров-заменителей не блестящее», — резюмировали авторы исследования.