«Малый бизнес — прежде всего», — именно по такому принципу теперь будет строиться экономическая политика государства, следует из выступления первого вице-премьера Игоря Шувалова в Совете Федерации. Зампред правительства представил проект долгосрочной стратегии по поддержке небольших компаний и рассказал, на каких подходах будет строиться реализация документа.

«Считаем, что при проектировании и реализации государственных решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности в первую очередь должны учитываться интересы представителей малых и средних предприятий», — заявил первый вице-премьер на правительственном часе в Совфеде. По его словам, реализация Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года будет основана на нескольких ключевых принципах. Первый из которых — приоритет малым компаниям при разработке любых государственных решений, затрагивающих бизнес.

Разработчики стратегии рассчитывают удвоить число занятых на небольших российских предприятиях уже в обозримой перспективе. Сейчас малый и средний бизнес дает рабочие места примерно для 18 млн граждан, но к 2030 году показатель планируется довести до 40 млн. Ожидается и рост вклада малых и средних предприятий в ВВП: сейчас они вносят 20−21% в валовый продукт страны, что ощутимо ниже, чем в большинстве успешных экономик. «Во всех развитых странах малые и средние предприятия составляют костяк экономики, их вклад в ВВП достигает до 60−70%, а в занятость — до 80%, — рассказал в связи с этим Игорь Шувалов. — Именно такие компании являются лидерами в создании и внедрении инноваций, составляют основу экспортной экспансии, выступают демпфером в случае экономических кризисов». Гибкость и универсальность подобных предприятий делают их оптимальными точками для будущего роста, уверен первый вице-премьер.

Михаил Крылов, директор аналитического департамента ИК «Golden Hills — КапиталЪ АМ», уверен, что структура отечественной экономики такова, что у нас безраздельно доминирует крупный бизнес. Пока нефть была дорогой, всех это устраивало, т.к. «крупняк» способен реализовывать масштабные проекты, в которых нуждается страна, брать на себя большие социальные обязательства и т.д. Тогда эксперты и журналисты иронизировали по поводу заявления Шувалова, что «нефть нас портит» и что нужны жесткие меры, чтобы поднимать малое предпринимательство. Однако структурный экономический кризис вкупе с западными санкциями сразу обнажили дисбаланс такой системы и все молча, но согласились с первым вице-премьером. Сегодня нашей экономике необходимо становиться более независимой и децентрализованной. Ключевую роль в таких условиях играют малый и средний бизнес. Нельзя не признать, что Шувалов и его правительственная комиссия на протяжении длительного времени вели не очень заметную, но крайне важную работу. Теперь во время кризиса результат визуализировался, и теперь очередь за регионами. А ведь шуваловская комиссия дала им все возможности расширить свою налоговую базу — увеличила виды патентов; убрала «лишние» проверки; для плательщиков, применяющих налогообложение в виде единого налога на вмененный доход, ставка по решению местных властей может быть снижена с 15% до 7,5%.

В то же время, руководитель группы экспертов Торгово-промышленной палаты Сергей Прущак отмечает, что и на текущий момент сделано немало. Причем принятые меры «реально работают», хотя общественное мнение и не всегда их замечает. «Сложилась нехорошая традиция клеймить правительство за то, что оно «душит» малый бизнес. А если оглянуться, вокруг немало примеров обратного, — говорит Прущак. — Тем же Шуваловым меры по стимулированию малого и среднего предпринимательства реализовываются уже давно. Это и гарантии по кредитам, и право преимущественно выкупа арендуемого помещения, и, наконец, квота на госзакупки». Ранее закон о контрактной системе закупок обязал приобретать не меньше 15% товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд именно у малых предприятий. Одновременно заказчики получили право требовать от подрядчика привлекать к выполнению контракта малый или средний бизнес. За счет этого небольшие компании получили поддержку в размере около 585 млрд рублей, рассказал Шувалов. А минувшим летом правительство дополнительно увеличило размер квоты — до 18%. С учетом общего объема рынка госзакупок — около 14 трлн рублей в год — доступ на него малого бизнеса позволит массово создавать новые производственные цепочки, уверены в правительстве.

Чтобы поддержать небольшие компании, правительство, в частности, предоставило широкие полномочия регионам. Для бизнесменов, которые применяют «упрощенку» и рассчитывают налоги только по размеру доходов, предусмотрена возможность снижения налоговой ставки с 6% до 1%. Также муниципальным властям разрешили уменьшать ставку по ЕНВД с 15% до 7,5%, а региональным — давать каникулы по налогам для индивидуальных предпринимателей, которые работают в научной, социальной или производственной сфере. Такими полномочиями воспользовались уже около трети российских регионов, отмечает первый вице-премьер.

Но чтобы сделать МСП фактором устойчивого роста и обеспечения стабильности, нужно значительно увеличить вклад малых предприятий в экономику России, подчеркивает первый вице-премьер. Причем сделать это нужно на основе комплексного подхода к развитию сектора, да еще и с учетом общих стратегических целей. «Поэтому мы предлагаем сформировать новую повестку государственной политики в сфере поддержки малых и средних предприятий, в основе которой будет лежать долгосрочная позитивная программа действий», — заявил Игорь Шувалов.

По его словам, стратегия охватит все направления госполитики — вовлечение граждан в легальное предпринимательство, налаживание контактов с крупным бизнесом, финансово-кредитную поддержку, создание необходимой инфраструктуры. Помимо приоритетности малого бизнеса, документ опираться на еще несколько принципов. Девиз «Работать легально — выгодно» также войдет в число основополагающих для политики в области поддержки МСП. «Важно продемонстрировать гражданам все плюсы ведения предпринимательской деятельности в правовом поле», — объясняет Шувалов.

Кроме того, при реализации стратегии предлагается содействовать ускоренному развитию, выделяя наиболее перспективные компании. Им будет оказана помощь в первую очередь через механизмы экспортной и инновационной поддержки. Часть мер в стратегии адресована не МСП, а их потенциальным партнерам и заказчикам. Правительство намерено создать целую систему стимулов, которые позволят вовлечь органы госвласти и местного самоуправления в развитие небольших компаний. При этом для всех участников процесса необходимо обеспечить стабильные правила игры, которые тоже относятся к принципам реализации стратегии.

В целом же, соглашаются чиновники и эксперты, речь идет о повышении качественного уровня поддержки малого и среднего бизнеса. А поскольку работа должна быть комплексной и долгосрочной, усилия потребовалось централизовать. В июне президентским указом был создан новый единый институт — Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Структура станет системным интеграторов для всех существующих механизмов работы с небольшими компаниями. «Это позволит в дальнейшем создать «одно окно» для включения предпринимателей в систему поддержки, обеспечить реализацию системных проектов», — поясняет первый вице-премьер. Среди основных задач корпорации он называет создание центра финансово-кредитной поддержки на базе МСП Банка.

Эксперты тем временем рассчитывают, что федеральная структура позволит не только профинансировать проекты малых предприятий, но и оградит бизнес от различных рисков. «Эту шуваловскую инициативу давно ждали, — говорит Прущак из Торгово-промышленной палаты. — Ты в Америке попробуй обидеть «малыша» — сразу почувствуешь на себе приоритеты государственной власти». Представитель ТПП РФ уверен, что теперь и Россия определилась со своими экономическими приоритетами, причем именно в пользу малого бизнеса.