В Башкирии министром образования стала психолог Гульназ Шафикова. Прежний министр Альфис Гаязов назначен исполняющим обязанности президента Академии наук РБ (АН РБ) на период до избрания главы академии в установленном порядке. Как считают опрошенные ИА REGNUM эксперты, важнейшей задачей министра образования является недопущение общественных конфликтов на межнациональной основе, а также умения грамотно деполитизировать возможные социальные трения по этому поводу.

Представляя на заседании правительства республики назначенного вчера нового министра образования республики Гульназ Шафикову, глава Башкирии Рустэм Хамитов обозначил требования к новому главе министерства.

«От нового руководителя мы ждём другой динамики, новых подходов в решении проблем, — отметил Хамитов. — У руководства отрасли должно быть чёткое понимание перспектив развития на годы вперёд. Надо активно включаться в процесс обновления системы образования, не плестись в хвосте происходящих изменений, самим предлагать и реализовывать эффективные идеи и решения».

В связи с этим в региональных СМИ выдвигалась версия, что бывший министр Альфис Гаязов вышеперечисленными качествами обладал не в полной мере. Упоминался и высказанный на августовском педсовете резкий отзыв Хамитова о деятельности министерства, приводились его слова о том, что «в Минобре должны работать люди совершенно другого склада — не чиновники и бюрократы, а увлечённые люди». Как утверждал глава республики, он не видит ни одного энтузиаста в этом ведомстве. Медиахолдинг «Уфа-пресс» привел мнение Зинната Аллаярова, возглавлявшего министерство образования с 2007 по 2010 год, о том, что одним из возможных оснований для отставки экс-министра могло стать его стремление совмещать руководство огромной отраслью и научную деятельность.

Однако часть ученых не видит в отставке Гаязова ничего экстраординарного. «Не исключено, что Альфис Гаязов был назначен на должность исполняющего обязанности руководителя местной Академии наук именно потому, что кроме него никто не сможет подготовить АН РБ к неизбежному реформированию, — предположил историк Игорь Кучумов. — В том, что изменения в академии грядут, сомневаться не приходится, при масштабных потрясениях в Российской академии наук (РАН) в АН РБ пока что все идет по-старому, и бесконечно это длиться не может».

По мнению ряда ученых, в республиканской академии наук уже с самого момента ее создания наблюдался резкий перекос в сторону гуманитарных наук, кумовство и несоответствие уровня научных достижений местных академиков уровню получаемого ими материального вознаграждения. «Это наблюдалось не только в Башкирии, но и во многих так называемых национальных регионах, — считают ученые. — После парада суверенитетов местные академии создавались как атрибут независимости региона, и на первоначальном этапе зарплаты местных академиков, чьи труды мало кому известны, были сравнимы с зарплатами всемирно известных академиков РАН».

Прежний президент АН РБ Рамиль Бахтизин, занимавший одновременно пост ректора Уфимского государственного нефтяного технического университета, отказался от первой своей должности, ссылаясь на трудности совмещения обоих постов.

Экспертами отмечается преемственность бывшего и нового министров образования: и Гаязов, и Шафикова пришли в министерство из Башкирского государственного педагогического университета (БГПУ).

«Вполне логично, что на должность министра образования республики регулярно назначаются представители педуниверситета, ведь именно этому вузу принадлежит координирующая роль в сложной и не всегда выверенной системе взаимодействия вузовского, среднего и среднего специального образования, — полагает исполнительный директор евразийского центра «Самрау» Константин Сафронов. — Важнейшей задачей министра образования, среди прочего, считаю недопущение общественных конфликтов на межнациональной основе, а также умение грамотно деполитизировать возможные социальные трения по этому поводу».

О необходимости деполитизации школьного образования говорят и родители.

«Не хочу ничего говорить про бывшего министра Гаязова, потому что это был, по моему мнению, обычный функционер, — отметила представитель родительского движения Галина Лучкина. — А как хочется увидеть, наконец, настоящего, живого министра образования, который бы не только видел проблемы, но и умел их творчески преодолевать, при этом советуясь и учитывая мнение педагогов-практиков, родителей школьников и всех, кому образование небезразлично. Мы все устали от политики в школе». Под политикой родительница подразумевает проблемы с преподаванием башкирского языка и ряда предметов «регионального компонента», в учебниках по которым «история края преподносится достаточно однобоко, с искажением роли русских в развитии региона».

Внушающим определенное опасение называется то обстоятельство, что, по выражению Зинната Аллаярова, новый министр «школьную работу знает мало, так как почти там не работала». Уроженка города Сибая Гульназ Шафикова специализировалась на дошкольной педагогике и психологии и лишь непродолжительное время проработала завучем в башкирской гимназии и школьным психологом, а с 2002 года до сентября 2015 года занимала различные должности в педуниверситете.

«Я все же надеюсь, что новый министр будет стараться справиться с нелегкими задачами изо всех сил и со всей душой, потому что новый министр — женщина, а женщины по-другому не могут», — выразила надежду Галина Лучкина.