Одним из наиболее интересных моментов прошедшей избирательной кампании стало создание межпартийных коалиций. Такая способность различных политических сил к конструктивному сотрудничеству, по мнению экспертов, укрепляет политическую систему.

В этом году к своему умению договариваться привлекли внимание, в первую очередь, политики Смоленской и Брянской областей. В Смоленской единороссы отказались от выдвижения своего кандидата в пользу врио главы региона, представителя ЛДПР Алексея Островского, который в ответ включил в список кандидатов в члены Совета Федерации от региона первого замруководителя думской фракции «Единой России» Франца Клинцевича. В Брянской области была обратная ситуация: ЛДПР поддержала врио губернатора Александра Богомаза, выдвинутого «Единой Россией», а он после выборов назначил сенатором экс-депутата Госдумы от ЛДПР, председателя комитета по охране здоровья Сергея Калашникова.

Как заметил директор по исследованиям фонда ИСЭПИ, политолог Александр Пожалов, подобная практика применяется не первый год. «Прообраз коалиции возник еще в 2012 году на губернаторских выборах в Брянской области, когда кандидат от ЛДПР снял свою кандидатуру с выборов, а потом был отправлен в Совет Федерации. Сейчас же практика приобрела достаточно широкий характер: в Омской области аналогичная ситуация, где представителя «Справедливой России» делегировали в Совет Федерации (губернатор-единоросс Виктор Назаров назначил сенатором от региона эсера Елену Мизулину — ред.)», — пояснил эксперт.

По словам Пожалова, такая договороспособность политиков имеет несколько позитивных моментов. Во-первых, механизм коалиционных соглашений и выдвижения сенаторских троек на всенародные выборы вместе с врио губернатора является эффективным инструментом урегулирования политических разногласий. «В том случае, когда этот механизм используется для достижения консенсуса между представителями различных партий, либо групп влияния в региональной политической элите, он снижает конфликтный потенциал и повышает устойчивость системы региональной власти», — считает директор по исследованиям фонда ИСЭПИ.

Причем в последние годы важность сохранения межэлитного консенсуса существенно возросла, в регионах начал воплощаться принцип, согласно которому «выборы должны становиться не точкой размежевания элит, а, наоборот, точкой консолидации различных групп», добавил Пожалов.

Второй момент связан с совершенствованием российской политической системы. В частности, как заметил эксперт ИСЭПИ, за счет заключения коалиционных соглашений идет качественное обновление Совета Федерации. При этом Пожалов напомнил, что работу по повышению влиятельности и авторитета Совфеда федеральная власть ведет уже несколько лет, в том числе в рамках антикоррупционных решений. «Верхнюю палату покидают представители крупного бизнеса, которые зачастую были никак не связаны с выдвинувшими их регионами, и приходят люди с большим опытом законотворческой и управленческой работы, профессионалы. Эти решения по персоналиям и этот коалиционный подход укрепляют верхнюю палату и ее законотворческий потенциал», — заметил политолог.

Он также обратил внимание на то, что при переходе из Госдумы в Совет Федерации политики «укрепляют связь между двумя палатами». «Следует ожидать дальнейшего повышения качества законотворческого процесса», — заключил Пожалов.