«Результаты голосования нижегородских единороссов, выдвинувших на пост главы Нижнего Новгорода действующего мэра Олега Сорокина, как в зеркале отражают тот «гордиев узел» противоречий, а также расстановку основных политических сил, которые сложились в городе за последнее время, — считает Матвейчев. — Да, сначала возникает недоумение: «Как же так — за Олега Сорокина проголосовали 60% местных единороссов, а за его конкурента, и тоже представителя ЕдРа Дмитрия Краснова 40?». Тем более, что Краснов был рекомендован губернатором Шанцевым. Налицо явное нарушение основных принципов партийной дисциплины».

На самом деле, эти цифры, как считает эксперт, — результат политики, которую сознательно проводила все последние годы нижегородская мэрия. «И проблема здесь не в привычном для регионов противостоянии «свой — чужой», — продолжает политолог. — В Нижнем не было такого, как, например, в Красноярске, стремления местных элит «прикрыть» свой регион от нашествия москвичей. Здесь конфликт носит сугубо личный характер. Костромской москвич Валерий Шанцев стал своего рода препятствием на пути персонально-семейных планов нижегородского мэра».

По словам политолога, внешняя лояльность Олега Сорокина губернатору продолжалась ровно до тех пор, пока не стало ясно, что на пост главы Нижнего Новгорода областные власти могут поставить другого человека: либо Дмитрия Сватковского, либо Дмитрия Краснова. Ошибка Шанцева, по его мнению, заключалась в том, что он, как в 2010 году Вадим Булавинов, не предполагал, что Сорокин пойдет на крайние меры, вплоть до поддержки на прошедших в Нижнем Новгороде выборах кандидатов от других партий. И членство в «Единой России» станет для него лишь очередным инструментом влияния на региональное отделение партии власти.

«Вполне вероятно, что Олег Сорокин рассматривает выборы-2015 как последнюю возможность закрепить свои позиции, — комментирует ситуацию Олег Матвейчев. — Схема его действий выглядит совершенно прозрачно: он пытается получить как можно больше «своих людей» в городской думе, причем от разных партий. Чем лишний раз подтверждает тезис о том, что его пребывание на посту главы города — это обычный персональный бизнес-проект. Который никак не коррелируется ни с государственными, ни с партийными интересами. Именно так следует рассматривать поддержку на выборах в гордуму кандидатов от КПРФ Николая Сатаева и Владимира Герасичкина. Она носила почти открытый характер, включая публикации в подконтрольных семье Сорокина СМИ агитационных материалов этих кандидатов».

По мнению Олега Матвейчева, предположения о том, что основной целью Олега Сорокина является не только победа на выборах главы города, но и — в перспективе — борьба за губернаторское кресло, не лишены оснований. Именно для этого Сорокин сегодня пытается перевести в свой стан ключевых игроков нижегородской политики, опираясь на мощную финансовую подпитку от своих бизнесов в городе, которые он еще более расширил и развил на посту мэра.

Однако привычка «подставлять» бывших покровителей и однопартийцев, как это было сделано на выборах-2015, может сыграть негативную роль. Для получения губернаторской должности Сорокину необходимо иметь связи в администрации президента РФ. А здесь у него ресурса явно нет, потенциал Шанцева в АП значительно выше, — резюмирует политолог. — Возможно, Москве и придется в итоге рубить этот «гордиев узел», создавшийся в третьем по потенциалу городе страны, чтобы не получить здесь новую «горячую точку».