Поездка российского президента Владимира Путина в Нью-Йорк и его выступление на 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, а затем его встреча с президентом США Обамой стали событием № 1 в политическом календаре осени 2015 года. Завышенные ожидания от этих встреч связаны с тем, что длительное доминирование национального эгоизма отдельных стран, поверивших в собственную исключительность и свои возможности менять режимы и правителей в любой точке мира, привели этот мир к потере управляемости, породили хаос, войны, гибель людей, неуправляемую миграцию. Оценки того, что является причинами, а что и следствием этих тектонических изменений в мире по-разному видятся в Вашингтоне и Москве. Это привело к формированию «параллельных» миров в глобальной политике. Вопреки здравому смыслу сближения позиций миров не произошло — слишком разные повестки и позиции. Ожидание невозможного не случилось. Об этом заявил д.п.н, профессор кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В.Плеханова Рашид Мухаев, комментируя корреспонденту ИА REGNUM итоги встречи президентов России и США.

Профессор кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В.Плеханова Рашид Мухаев. Фото: www.rea.ru

«Во-первых, прорыва в отношениях России и Запада не могло произойти по определению. Длящаяся уже более года холодная война не может быть прекращена в одночасье. Как показали выступления на сессии Генеральной ассамблеи ООН обоих президентов, разногласия между США и Россией носят принципиальный характер и связаны с разными подходами в борьбе с «Исламским государством» (Примечание ИА REGNUM: деятельность данной организации запрещена в России), решении сирийской проблемы, урегулированию на Украине. Так, важность коалиции в борьбе с «Исламским государством» понимают и в Вашингтоне, и в Москве. Однако мешает коренное расхождение в оценке роли президента Сирии Башара Асада в этой коалиции. Россия считает, что Асад должен остаться, ибо только легитимное правительство является залогом победы над ИГ и условием стабильности в Сирии. Напротив, США уверены в том, что с его уходом ситуация начнет улучшаться. Примечательно, что уже после встречи с Путиным, на саммите по борьбе с терроризмом «на полях» Генассамблеи ООН 29 сентября 2015 г. президент США Обама вновь заявил, что Сирии необходим новый лидер, чтобы объединить народ в борьбе с террористической группировкой «Исламское государство». Это позволяет предполагать, что и после личной встречи с Путиным позиции сторон не сблизились», —.

«Во-вторых, встречи и речи в Нью-Йорке показали, что осознание неизбежной турбулентности мирового глобального порядка у «победителей» в холодной войне не произошло. Даже наличие общих глобальных проблем не сбивает спесь национального эгоизма с лидеров крупных государств, не побуждает их стремиться договориться. Использование «цветных революций» как технологии смещения неугодных США режимов и лидеров преподносится как прорыв этих народов «к лучшей жизни» и демократии. Все, что выгодно США, выгодно демократии. Показательна в этом смысле и стилистика выступления Обамы, которая, скорее, походила на поучения пастыря своей пастве о том, «как надо жить». Иная стилистика присутствовала в речи Путина — это было не менторство, а, скорее, озабоченность, понимание реальной угрозы, — отметил эксперт. — Ведь, если исламское государство победит на Ближнем Востоке, то следующей страной, которая будет подвергнута нападению будет Россия, и тогда бороться с ИГИЛ придется уже не в Сирии, а на своей территории. А затем наступит и очередь Европы испытать на себе всю мощь ИГИЛ».

«В-третьих, договориться с Обамой о стратегии взаимодействия уже вряд ли возможно: положение «хромой утки» (президент не контролирует конгресс) делает его неспособным к самостоятельным действиям. Если говорить о конкретных результатах переговоров Обамы и Путина в Нью-Йорке, то их можно охарактеризовать как принятие «декларации о намерениях координировать свои действия» и не более того, — выразил свое мнение Музаев. — При этом, действия эти могут быть самостоятельными и независимыми друг от друга. Например, возможно формирование двух коалиций, действующих против ИГ независимо друг от друга. Так, коалиция во главе с США уже действует, хотя и крайне неэффективно. Параллельно с ней, создается новая коалиция, куда войдут Иран, Ирак и Дамаск. Воздушное и техническое обеспечение коалиции, а так же координация действий может быть придана России».

«Так случилось, что сирийский кризис, ядерная программа Ирана, миграционный кризис в Европе вернули Россию на поле большой политики, после года ее безуспешной изоляция Западом. Произошло признание того факта, что без России эти проблемы Запад решить не может. И в этом смысле обращение Путина к мировым лидерам с трибуны ООН это призыв к активному сотрудничеству в рамках международной коалиции по практическому разрешению глобальных вызовов и угроз (включая, Сирию) на основе норм международного права и мандата ООН», — резюмировал эксперт.

Как сообщало ИА REGNUM, 28 сентября президент РФ Владимир Путин выступил с речью на 70-й сессии Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Позже за закрытыми дверями состоялась встреча Владимира Путина с президентом США Бараком Обамой.