Гагаузия: внешнеполитическая автономия

В полемике относительно перспектив официального внешнеполитического курса Молдавии и Гагаузии стоит иметь в виду опыт Гренландии и Фарерских островов, которые будучи автономными территориями в составе страны-члена ЕС Дании, сами в ЕС не входят

Федор Гагауз, 29 Сентября 2015, 23:24 — REGNUM  

ИА REGNUM публикует текст выступления лидера движения «Единая Гагаузия», депутата парламента Молдавии Федора Гагауза на состоявшейся в Кишиневе конференции, посвященной годовщине вступления в силу Соглашения об ассоциации Молдавии с ЕС.

Существует много противоречивых оценок относительно Соглашения об ассоциации РМ-ЕС и целесообразности его подписания. Государственные учреждения и связанные с ними некоторые общественные организации, приводят оптимистичные графики, доклады и анализы. Противники Соглашения резонно указывают на неполный характер представляемой картины и приводят другие данные, свидетельствующие об ущербе, понесённом многими предприятиями вследствие вступления в силу данного документа. Всё это даёт основания утверждать, что дискуссия о ценности Соглашения об ассоциации Молдавии с ЕС на сегодняшний день подвержена манипуляционным приёмам.

На фоне этого представляется полезным обратить внимание на некоторые аспекты этого Соглашения, которым можно дать относительно объективную оценку, а именно, — на политические особенности подписания данного документа, а также его исполнения. Вот лишь некоторые из них:

— текст Соглашения об ассоциации долгое время, вплоть до момента его подписания был недоступен для ознакомления широким кругам экспертов, политиков и рядовых граждан;

— в обществе отсутствовали дискуссии и консультации с гражданским обществом о целесообразности ее подписания;

— парламент, подписавший данный документ, был на исходе своего мандата. Подписание столь важного документа для Молдавии, разумно было бы доверить следующему парламенту, отражающему последние настроения населения;

— при очевидных и изначально прогнозируемых издержках, которые понесли многие молдавские экспортёры, правительство не предусмотрело никакой поэтапной программы внедрения СА, не говоря уже о государственной поддержке в виде компенсации убытков.

Все перечисленные обстоятельства способствовали тому, что значительная часть населения восприняла Соглашение об ассоциации, как навязанный и невыгодный Молдавии документ.

Ещё одна проблема связана с тем, что власть Республики Молдова, подписав СА, весьма вольно относится к своим обязательствам по его внедрению. И это отчётливо видно по проблематике функционирования Гагаузской автономии.

Одна из декларируемых целей СА — сотрудничество по всем сферам на основе сближения Молдавии с нормативной базой Евросоюза, что в контексте названного примера с Гагаузией означает внедрение Молдавией опыта взаимоотношений стран ЕС со своими автономными территориями.

С момента подписания СА прошел год. Какие изменения произошли во взаимоотношениях Центра и региона?

По-прежнему отсутствует достаточное конституционное закрепление полномочий Гагаузии в Конституции страны, вследствие чего Закон об особом правовом статусе Гагаузии не функционирует в полном объеме.

Эта проблема, к слову, подтверждена авторитетной Европейской комиссией за демократию через право — Венецианской комиссией. В своем заключении она отметила, что для эффективной защиты в юридическом смысле статуса Гагаузии, необходимо, чтобы основные элементы Закона о статусе Гагаузии были отражены в Конституции.

После формирования нового состава парламента наши попытки инициировать парламентскую комиссию по выработке предложений для формирования функциональной автономии вызывают яростное сопротивление псевдодемократов.

Квота на политическое представительство в парламенте, независимая судебная инстанция для разрешения споров между автономией и Центром, деятельность региональных политических партии, справедливый доступ к финансовым средствам, проведение адекватной кадровой политики и мн. другое — эти механизмы функционирования автономий во многих странах Евросоюза являются устоявшейся практикой.

В Молдавии же любые попытки хотя бы инициировать дискуссии на эти темы влекут за собой обвинения в сепаратизме и антигосударственном экстремизме. И прошедший с момента подписания Молдавией СА год в этом смысле абсолютно ничего не изменил.

В этом контексте уместно вспомнить, с каким упорством и настойчивостью Запад продавливал закон о равных шансах (закон, направленный на защиту меньшинств, в первую очередь — сексуальных — прим. ИА REGNUM), вызвавший жёсткое и справедливое сопротивление в молдавском обществе.

Очевидно, что мы опять сталкиваемся с двойными стандартами. Неужели для нашей республики был важнее указанный документ, нежели право гагаузского народа на развитие, которое дает реализация закона о статусе Гагаузии? Не говоря уже о неразрешенной приднестровской проблеме, которая по степени приоритетности, казалось бы, несравнима с защитой интересов сексуальных меньшинств?

Если политические аспекты Соглашения об ассоциации вызывают у гагаузов сомнения с точки зрения своей правовой ценности и пользы, то, что касается экономической сферы, можно констатировать однозначный ущерб, понесённый Гагаузией из-за действия Соглашения.

Экспорт автономии всегда был ориентирован на российский рынок. На Россию ориентирована и трудовая миграция из региона. Поэтому, когда РФ после 27 июня 2014 г. (дата подписания Соглашения об ассоциации Молдавии с ЕС — прим. ИА REGNUM) ввела свои ответные меры, наибольший ущерб из всех молдавских территорий понесла, пожалуй, Гагаузия.

Этих издержек можно было бы избежать или минимизировать, если бы молдавское правительство вело бы с Гагаузией диалог и, принимая во внимание специфику автономии, внесло бы коррективы либо в текст СА, либо в план его внедрения, предусмотрев оказание помощи региону.

Но этого не произошло, и властям автономии пришлось самостоятельно разрешать проблемы, как с экспортом, так и с положением гагаузских рабочих.

В контексте необходимости учёта специфики интересов автономии, уместно обратить внимание на опыт самих европейских стран. Самым показательным примером, пожалуй, является Дания и две её территории, наделённые правами автономий — Гренландия и Фарерские острова. Будучи в составе страны-члена Евросоюза, сами по себе эти две автономии в ЕС не входят. При этом они поддерживают тесные отношения с Европой, имеют с ней договора, регламентирующие торгово-экономическую сферу, и реализуют множество программ развития. Их сотрудничество с Брюсселем сегодня намного более тесное и выгодное, чем если бы они были членами ЕС в качестве обычной датской провинции. Этот пример полезно иметь в виду нашим гагаузским и молдавским политикам в полемике относительно перспектив официального внешнеполитического курса.

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на то, что СА подписано, ратифицировано, и формально уже действует, оно не должно восприниматься, как вопрос, не подлежащий обсуждению или пересмотру. СА нуждается во всестороннем анализе, причём, чем предметнее и всестороннее будет происходить этот процесс, тем меньше останется возможностей для манипуляций.

Важно при этом подчеркнуть, что в конечном итоге необходимость СА должны определять не эксперты из НПО, финансируемых ЕС и США, а молдавские предприниматели, союзы производителей и, не в последнюю очередь, Гагаузия, — одним словом, все, чьи интересы тем или иным образом затрагивает действие СА.

Конечное решение должно быть принято всем обществом, путём либо референдума, либо парламентских выборов. И если большинство, которому выпадет решать судьбу СА, будет относиться к целесообразности действия Ассоциации скептически, то документ, безусловно, должен подлежать либо пересмотру с учетом национальных интересов РМ, либо денонсации. Так или иначе, во главе угла должны стоять не виртуальные программы и кабальные обязательства перед внешними партнёрами, а интересы большинства граждан Республики Молдова.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
06.12.16
Бабич не стал комментировать президентство Минниханова после Путина
NB!
06.12.16
«Начальнику Генштаба Украины не дают покоя лавры схоластов»
NB!
06.12.16
Липчане устали от «статусного» губернатора, но у оппозиции нет альтернативы
NB!
06.12.16
«Румыны прижали нас к стенке»: Венгрия готова ударить кулаком по столу
NB!
06.12.16
«Русский остров» — Гоа. Фоторепортаж
NB!
06.12.16
Командование «по-деревенски»: в Госсовете Чувашии раздали зарплаты не тем
NB!
06.12.16
Ульяновские оружейники начнут выпуск новых видов патронов
NB!
06.12.16
«Здесь постоянная война»
NB!
06.12.16
Эрдоган одобрил ратификацию «Турецкого потока»: когда это сделает Москва?
NB!
06.12.16
Рейтинг курского губернатора падает, показатели экономики региона — растут
NB!
06.12.16
Радио REGNUM: второй выпуск за 6 декабря
NB!
06.12.16
Заплати налог… Жителям Карачаево-Черкесии налоговики не дали спать спокойно
NB!
06.12.16
«Долго не удержатся» — депутаты Госдумы о руководстве Чувашии
NB!
06.12.16
Бабич посоветовал главам регионов не лезть в работу федеральных ведомств
NB!
06.12.16
Рейтинг доверия Сергею Аксёнову осложняют невыполненные обещания
NB!
06.12.16
В Самаре будет, как во Владивостоке
NB!
06.12.16
Назарбаев: «Казахстан был колонией России»
NB!
06.12.16
Искушение святым Антонием: католики Львова требуют от Украины вернуть свое
NB!
06.12.16
«Слабое место» челябинского губернатора и слухи об отставке
NB!
06.12.16
Путин назвал идиотским решение Литвы о запрете на въезд судьям из РФ
NB!
06.12.16
Проект «Айсберг»: осваивать Арктику в интересах РФ будут подводные роботы
NB!
06.12.16
Константинопольские следы белой русской разведки. Очерк II