Молдавия продолжает настаивать на выводе российских войск и вооружений из Приднестровья и просит ОБСЕ «сохранить этот вопрос в числе приоритетов» организации и ее полевой миссии в Кишиневе. Как сообщили 28 сентября корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе МИД Молдавии, об этом заявила глава молдавской дипломатии Наталья Герман в ходе состоявшейся в рамках 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке встречи с генеральным секретарем ОБСЕ Ламберто Занньером.

Герман также подчеркнула «необходимость» внедрения положений соглашения о зоны углубленной и всеобъемлющей свободной торговли Молдавии с ЕС на территории Приднестровской Молдавской Республики.

Глава МИД Молдавии выразила признательность ОБСЕ за ее «важную роль как посредника в переговорах по урегулированию приднестровского конфликта». Герман также рассказала Заньеру о ходе процесса урегулирования конфликта и выразила сожаление по поводу стагнации диалога в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье — стороны конфликта, Россия, Украина — страны-гаранты, ОБСЕ — посредник, Евросоюз и США — наблюдатели).

В конце встречи стороны договорились об организации визита генерального секретаря ОБСЕ в Молдавию до конца этого года.

ИА REGNUM напоминает, что встречи по молдавско-приднестровскому урегулированию в формате «5+2» были приостановлены осенью 2014 года по причине усиления Кишиневом и Киевом блокады ПМР и заведения властями Молдавии более сотни уголовных дел в отношении приднестровских чиновников.

Что касается, внедрения на территории ПМР соглашения о зоне свободной торговле Молдавии с ЕС, то Приднестровье не участвовало в его разработке, и интересы экономических агентов ПМР в нем никак не отражены. Тем не менее по решению Брюсселя с 1 января 2016 года для Приднестровья перестанут действовать торговые преференции ЕС, вследствие чего ПМР предстоит либо внедрить на своей территории соглашение об ассоциации и свободной торговле Молдавии с ЕС, либо практически лишиться европейского рынка для сбыта своей продукции.

Любой из этих вариантов, по подсчетам приднестровских властей, способен критически ухудшить и без того катастрофическое экономическое положение Приднестровья. Это используется Кишиневом и его западными союзниками для давления на Тирасполь с целью интеграции Приднестровья в правовое и экономическое пространство Молдавии.

Справка ИА REGNUM :

Оперативная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо «по согласию сторон», либо «в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон».

Кроме того, в подписанном 18 марта 2009 года в Москве совместном заявлении президентов Молдавии, Приднестровья и России отмечается стабилизирующая роль действующей в регионе российской миротворческой миссии и целесообразность ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ только после окончательного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта.

Несмотря на постоянные попытки подвергнуть сомнению и дискредитации мандат России на выполнение миротворческой миссии и требования вывести российские войска из Приднестровья, звучащие на протяжении ряда лет, о своем выходе из Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта Кишинев до сих пор не объявил.

«Стамбульские обязательства» 1999 года в части вывоза вооружений из Приднестровья, взятые Россией в контексте ДОВСЕ, но при этом носившие двусторонний российско-молдавский характер и не касавшиеся третьих стран, были выполнены досрочно еще в 2001 году. На данный момент в ПМР нет никаких вооружений, которые регулируются ДОВСЕ. Более того, в июле 2007 года РФ ввела мораторий на соблюдение ДОВСЕ в связи с тем, что договор не был ратифицирован ни одним государством-членом НАТО. А 11 марта 2015 года Россия окончательно вышла из ДОВСЕ.